| Утверждено: директор . Приказ № от |
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В.А. Канайкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
6 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель географии и обществознания
I квалификационной категории
Куликова Марина Юрьевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5 - 9 класса; авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
2017 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5 - 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru., соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2013.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
II. Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
План местности (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе.
Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (21 ч)
Литосфера (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа 5. Описание форм рельефа.
Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа 6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Практическая работа № 8. Построение розы ветров.
Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (3 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практическая работа № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Население Земли (3 ч)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Коли-чество часов | В том числе на: |
Практические работы | Проверочные работы |
1 2 3 4 5 | Введение. Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли. План местности. Географическая карта. Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Раздел 3. Население Земли. Обобщающее повторение. | 1 9 4 5 21 5 6 7 3 2 1 | — 3 1 1 1 3 1 — — | — — 1 — — — — — 1 |
| Итого: | 34 | 10 | 2 |
Оценочные практические работы:
Изображение здания школы в масштабе.
Определение направлений и азимутов по плану местности.
Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Составление описания форм рельефа.
Составление описания внутренних вод.
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры воздуха.
Построение розы ветров.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Составление характеристики природного комплекса.
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС изучение географии в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование целостного мировоззрения;
формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению;
понимать позицию другого, уметь различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Предметные результаты:
формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основные этапы её географического освоения, особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы на разных материках и в отдельных странах;
овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формировать представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
V. Учебно–методический комплекс.
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2013.
2. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: Методическое пособие к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2004.
3. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2014.
4. Курчина С.В. География: Диагностические работы. 6 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2015.
5. Атлас с комплектом контурных карт. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, Роскартография, Издательство «Просвещение», 2011.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»____________20 года
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии
Класс: 6
Учитель: М.Ю. Куликова
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5 - 9 класса; авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Коли-чество часов | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
| Введение. | 1 | | | |
1. | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы. | 1 | .09 | | |
| Виды изображений поверхности Земли. | 9 | | | |
| План местности. | 4 | | | |
2. | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе. | 1 | .09 | | |
3. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. | 1 | .09 | | |
4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 | .09 | | |
5. | Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. | 1 | .10 | | |
| Географическая карта. | 5 | | | |
6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | .10 | | |
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | .10 | | |
8. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | 1 | .10 | | |
9. | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | .10 | | |
10. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | 1 | .11 | | |
| Строение Земли. Земные оболочки. | 21 | | | |
| Литосфера. | 5 | | | |
11. | Земля и ее внутреннее строение. | 1 | .11 | | |
12. | Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | .11 | | |
13. | Рельеф суши. Горы. | 1 | .12 | | |
14. | Равнины суши. Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа. | 1 | .12 | | |
15. | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | .12 | | |
| Гидросфера. | 6 | | | |
16. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | .12 | | |
17. | Движение воды в океане. | 1 | .01 | | |
18. | Подземные воды. | 1 | .01 | | |
19. | Реки. | 1 | .01 | | |
20. | Озёра. Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод. | 1 | .02 | | |
21. | Ледники. | 1 | .02 | | |
| Атмосфера. | 7 | | | |
22. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 | .02 | | |
23. | Температура воздуха. Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | 1 | .02 | | |
24. | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8. Построение розы ветров. | 1 | .03 | | |
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 1 | .03 | | |
26. | Погода. | 1 | .03 | | |
27. | Климат. | 1 | .04 | | |
28. | Причины, влияющие на климат. | 1 | .04 | | |
| Биосфера. Географическая оболочка. | 3 | | | |
29. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | .04 | | |
30. | Распространение организмов в Мировом океане. | 1 | .04 | | |
31. | Природный комплекс. Практическая работа № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК). | 1 | .05 | | |
| Население Земли. | 2 | | | |
32. | Население Земли. | 1 | .05 | | |
33. | Человек и природа. | 1 | .05 | | |
34. | Обобщение и контроль знаний по разделам «Строение Земли. Земные оболочки», «Население Земли». | 1 | .05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ___________ 20 года №
____________________
руководитель ШМО Т.С. Ткачёва
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Т.Л. Алькина
__________________ 20 года
9