Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Приказ Минобрнауки РФ от 05.07.2017 г. №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253»
Авторской Программы по географии Е.М. Домогацких
Рабочей программы Н.В. Болотникова, С.В. Банникова
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов – 2 час в неделю.
Рабочая программа составлена на 67 часов (-2 ч- 8.03., 3.05) согласно утвержденному годовому календарному учебному графику МБОУ НСОШ №30 на 2018-2019 учебный год.
Состав УМК
1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких - М.: «Русское слово»
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. В двух частях. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Русское слово-учебник».
3. Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны. 7 класс» - М.: «Русское слово»
4. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны. 7 класс» - М.: «Русское слово»
5. Пацукова Л.В. Тетрадь-практикум по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны. 7 класс» - М.: «Русское слово»
6. Пацукова Л.В. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны. 7 класс: контрольно-измерительные материалы» - М.: «Русское слово»
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Материки и океаны. 7 класс» - М.: «Русское слово»
8. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Материки и океаны. 7 класс» - М.: «Русское слово»
Планируемые результаты изучения курса географии 7 класса
Предметные результаты:
– осознание роли географии в познании окружающего мира;
- умение объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
-умение составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
-выявление взаимосвязи компонентов геосферы и их изменения, объяснение географической зональности и высотной поясности;
-умение определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
-устанавливать связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
-находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений;
–использование карт как моделей;
-различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
-выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах;
-использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Метапредметные результаты:
-регулятивные УУД
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
-работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
–уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
-познавательные УУД
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
-создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
-коммуникативные УУД:
-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Личностные результаты:
– ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
-овладение на уровне 7 класса системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
давать характеристики материков и океанов;
характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
определять географическое положение природных объектов.
Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Главные черты рельефа Земли. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия
материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи
Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому – на части света.
Человек в процессе своей деятельности влияет на рельеф Земли.
Рельеф поверхности и стихийные бедствия геологического характера связаны с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Практическая работа
Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Содержание темы
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Климаты Земли.
Учебные понятия
климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи
Практические работы
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2.Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификация морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан – колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Мировой океан, его роль в жизни людей. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Учебные понятия
море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи
Мировой океан – один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
Мировой океан – колыбель жизни.
Практическая работа
Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Широтная зональность и высотная поясность. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны Земли: экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Учебные понятия
природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи
Практическая работа
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)
Содержание темы
Возникновение человека. Основные пути расселения древнего человека. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная Красная книга. Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Факторы, влияющие на рост численности населения. Человеческие расы. Внешние признаки людей различных рас. География религий. Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение во времени. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Народы и религии мира. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира. Города и сельские поселения. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Крупные города. Городские агломерации.
Учебные понятия
миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика, агломерация.
Основные образовательные идеи
Практическая работа
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике на-
селения разных регионов и стран мира. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа) Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка – древний материк. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки и определяющие их факторы. Основные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка - самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Зональные природные комплексы материка. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. Население материка. Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Историко-культурные регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности. Природные ресурсу и их использование. Изменение природы Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Учебные понятия
саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отображение юга.
Африка – материк равнин.
Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
Северная Африка – это пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
Западная и Центральная Африка – разнообразие народов и культур.
Восточная Африка – это разломы и вулканы, саванны и национальные парки.
Южная Африка – это саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Практические работы
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Чтение климатических диаграмм. 4. Комплексная характеристика страны (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. 5. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия – маленький великан. Океания (6 часов)
Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Австралии и определяющие их факторы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Зональные природные комплексы материка. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Австралийский Союз – страна-материк. Памятники природного и культурного наследия человечества. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия
лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи:
Австралия – самый маленький и самый засушливый материк.
Австралия – самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
Открытие и освоение Австралии произошло позже, чем других обитаемых материков из-за ее удаленности от Европы.
Из-за позднего освоения материка в природе Австралии много эндемиков.
В составе населения Австралии англоавстралийцы и австралийские аборигены.
Практическая работа
Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа)
Содержание темы
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты рельефа, климата, природы Антарктиды и определяющие их факторы. Рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия
стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии
Джейм Кук, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение – основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Южной Америки и определяющие их факторы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Зональные природные комплексы материка. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Население. Историко-культурные регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и горный Запад. Особенности человеческой деятельности. Природные ресурсу и их использование. Изменение природы Южной Америки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Учебные понятия
сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойл, Франсиско Писарро.
Основные образовательные идеи
Южная Америка – материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
Особенности регионов Южной Америки: равнинный восток и андийские страны.
Практические работы
1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки, выявление факторов, влияющих на размещение населения.
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Северной Америки и определяющие их факторы. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Зональные природные комплексы. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Историко-культурные регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Персоналии
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Генри Гудзон, Марк Твен, Фенимор Купер.
Основные образовательные идеи
Северная Америка – северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
Особенности рельефа материка – равнины на востоке и горы на западе, Кордильеры – главный горный хребет.
Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америка и Центральная Америка.
Практические работы
1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)
Содержание темы
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Евразии и определяющие их факторы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатые полезные ископаемые. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население Евразии. Зональные природные комплексы. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Историко-культурные регионы. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Персоналии
Марко Поло, Афанасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов Козлов, Всеволод Иванович Роборовский, Владимир Клавдиевич Арсеньев.
Основные образовательные идеи
Евразия – самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
Евразия – материк, включающий две части света: Европу и Азию.
Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, - причина сложности рельефа.
Разнообразие природы Евразии – есть все природные зоны Северного полушария.
Евразия – самый заселенный материк Земли.
Практические работы
1. Анализ климатограмм и определение типов климата Евразии
2. Обозначение на контурной карте государств Европы и Азии. Составление комплексной географической характеристики страны Европы и Азии (по выбору) по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Заключение (3 часа)
Содержание темы
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи
Природа, включенная в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Практическая работа
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Практическая работа | Дата проведения |
Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ /21 час/ |
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов) |
1 | Суша в океане | 1 | | 3.09 |
2 | Геологическое время | 1 | | 7.09 |
3 | Строение земной коры | 1 | | 10.09 |
4 | Литосферные плиты и современный рельеф | 1 | Пр.р.№1.Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем | 14.09 |
5 | Платформы и равнины | 1 | | 17.09 |
6 | Складчатые пояса и горы | 1 | Пр.р.№2.Нанесение на карту крупнейших гор Земли | 21.09 |
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа) |
7 | Пояса планеты | 1 | Пр.р.№3.Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира | 24.09 |
8 | Воздушные массы и климатические пояса | 1 | Анализ климатограмм основных типов климата | 28.09 |
9 | Климатообразующие факторы | 1 | | 1.10 |
10 | Обобщение по темам: «Литосфера – подвижная твердь», «Атмосфера – мастерская климата». | 1 | | 5.10 |
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) |
11 | Мировой океан и его части | 1 | Пр.р.№4. Обозначение на контурной карте: океанов, морей, заливов, проливов. -Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | 8.10 |
12 | Движение вод Мирового океана | 1 | | 12.10 |
13 | Жизнь в океане | 1 | | 15.10 |
14 | Особенности отдельных океанов | 1 | | 19.10 |
Тема 4. Географическая оболочка - живой механизм (2 часа) |
15 | Географическая оболочка | 1 | | 22.10 |
16 | Зональность географической оболочки | 1 | Пр.р.№5. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. -Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | 26.10 |
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) |
17 | Освоение Земли человеком | 1 | | 9.11 |
18 | Охрана природы | 1 | | 12.11 |
19 | Население Земли | 1 | - Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. | 16.11 |
20 | Страны мира | 1 | | 19.11 |
21 | Обобщение и контроль знаний по разделу: «Планета, на которой мы живем» | 1 | | 23.11 |
Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ /43 часа/ |
Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов) |
22 | Географическое положение и история исследования Африки. | 1 | Пр.р.№6 Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах | 26.11 |
23 | Геологическое строение и рельеф Африки | 1 | Пр.р.№7 Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 30.11 |
24 | Климат Африки | 1 | | 3.12 |
25 | Гидрография Африки | 1 | Пр.р.№8 Характеристика речной системы с установлением связей: «река-рельеф-климат». Обозначение на контурной карте крупных рек и озер материка | 7.12 |
26 | Разнообразие природы Африки | 1 | | 10.12 |
27 | Население Африки | 1 | | 14.12 |
28 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | 1 | | 17.12 |
29 | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | 1 | Пр.р. №9 Комплексная географическая характеристика страны (по выбору) | 21.12 |
30 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Африка- материк коротких теней» | 1 | | 24.12 |
Тема 2. Австралия – маленький великан. Океания (6 часов) |
31 | Географическое положение и история исследования Австралии. | 1 | Пр.р. №10 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков | 28.12 |
32 | Компоненты природы Австралии | 1 | | 31.12 |
33 | Особенности природы Австралии | 1 | | 18.01 |
34 | Австралийский Союз | 1 | | 21.01 |
35 | Океания | 1 | | 25.01 |
36 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Австралия- маленький великан. Океания» | 1 | | 28.01 |
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа) |
37 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | | 1.02 |
38 | Особенности природы Антарктиды | 1 | | 4.02 |
Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов) |
39 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | 1 | Пр.р. №11. Сравнение географического положения Южной Америки и Африки. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусной мере и километрах. | 8.02 |
40 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | Пр.р. №12 Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 11.02 |
41 | Климат Южной Америки | 1 | | 15.02 |
42 | Гидрография Южной Америки | 1 | | 18.02 |
43 | Разнообразие природы Южной Америки | 1 | | 22.02 |
44 | Население Южной Америки | 1 | - Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки | 25.02 |
45 | Регионы Южной Америки | 1 | | 1.03 |
46 | Обобщение и контроль по теме: «Южная Америка материк чудес». | 1 | | 4.03 |
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов) |
47 | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования | 1 | | 11.03 |
48 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | | 15.03 |
49 | Климат Северной Америки | 1 | Пр.р. №13. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. | 18.03 |
50 | Гидрография Северной Америки. | 1 | | 22.03 |
51 | Разнообразие природы Северной Америки | 1 | | 1.04 |
52 | Население Северной Америки | 1 | - Определение влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека | 5.04 |
53 | Регионы Северной Америки | 1 | | 8.04 |
54 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Северная Америка – знакомый незнакомец». | 1 | | 12.04 |
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов) |
55 | Географическое положение и история исследования Евразии | 1 | - Работа с контурной картой | 15.04 |
56 | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | | 19.04 |
57 | Климат Евразии | 1 | Пр.р. №14. Определение типов климата Евразии по климатограммам. | 22.04 |
58 | Гидрография Евразии | 1 | | 26.04 |
59 | Разнообразие природы Евразии | 1 | | 29.04 |
60 | Население Евразии | 1 | | 6.05 |
61 | Регионы Европы | 1 | Пр.р.№ 15. Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам географической информации. | 10.05 |
62 | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия | 1 | - Обозначение на контурной карте государств. Упомянутых в тексте параграфа | 13.05 |
63 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | 1 | Пр.р. № 16. Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | 17.05 |
64 | Обобщение и контроль знаний по теме «Евразия – музей природы» | 1 | | 20.05 |
Раздел 3. Заключение /3 часа/ |
65 | Природа и человек | 1 | | 24.05 |
66 | Влияние природной среды на человека. | 1 | - Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных явлений. | 27.05 |
67 | Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов». | 1 | | 31.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО.
2.Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
моделями; приборами; коллекциями; гербариями; картами; картинами; таблицами;
3. В кабинете есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; образцы практических и самостоятельных работ учащихся; подборки олимпиадных заданий.
4. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
по классам (5-9 классы).
5.В кабинете находятся раздаточные материалы:
для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
для проверки знаний, умений (карточки-задания);
атласы;
коллекции минералов и горных пород;
гербарии
Компьютер. Проектор, экран.
СD «География» 5-9 классы.