10
Ростовская область, Чертковский район, х. Нагибин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нагибинская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю »
Директор МБОУ Нагибинская СОШ
Приказ от 29.08.2016 г. № 70
_____________ Чернова И.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Основного общего образования 7 класс
Количество часов: 69
Учитель: Фолимонова Т.Н.
Программа разработана на основе
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2015 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2015 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по учебному курсу «География материков и океанов»
7 класс
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2015 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2015 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2015 г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»(в ред.приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального переченя учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 1047»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 « 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Учебный план МБОУ Нагибинская СОШ на 2016 – 2017 учебный год (приказ от 29.08.2016 № 66);
Положение МБОУ Нагибинская СОШ о рабочей программе, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Приказ от 27.08.2014г. № 76 для 7-11 кл), (Приказ № 69 от 29.08.2016 г.- для 1-6 кл.)
Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»
Примерная образовательная программа основного общего образования по географии.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления обучающихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности обучающихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Используемый УМК:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2015.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70.
Рабочая программа рассчитана на 69 часов.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Количество часов
Всего 69 часов; в неделю 2 час.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План. | Факт. |
| Введение | 3 | | |
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | 1-2 сент. | 01.09 |
2 | Как люди открывали мир. | 1 | 5-9 сент. | 06.09 |
3 | Карта – особый источник географических знаний. | 1 | 5-6 сент. | 08.09 |
| Раздел 1. Главные особенности природы Земли | 9 | | |
| Литосфера и рельеф Земли | 2 | | |
4 | Происхождение материков и океанов. | 1 | 12-16 сент. | 13.09 |
5 | Рельеф Земли. | 1 | 12-16 сент. | 15.09 |
| Атмосфера и климаты Земли | 2 | | |
6 | Распределение температуры и осадков на Земле | 1 | 19-23 сент. | 20.09 |
7 | Климатические пояса Земли. | 1 | 19-23 сент. | 22.09 |
| Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. | 2 | | |
8 | Воды Мирового океана, поверхностные течения. | 1 | 26-30 сент. | 27.09 |
9 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 | 26-30 сент. | 29.09 |
| Географическая оболочка. | 3 | | |
10 | Строение и свойства географической оболочки Земли. | 1 | 3-7 окт. | 04.10 |
11 | Природные комплексы суши и океана. Природная зональность. | 1 | 3-7 окт. | 06.10 |
12 | Освоение Земли человеком. Страны мира. | 1 | 10-14 окт. | 11.10 |
| Раздел II. Океаны и материки | | | |
| Океаны | 4 | | |
13 | Тихий океан | 1 | 10-14 окт. | 13.10 |
14 | Индийский океан. | 1 | 17-21 окт. | 18.10 |
15 | Атлантический и Северный Ледовитый океаны. | 1 | 17-21 окт. | 20.10 |
16 | Обобщающий урок по теме „Океаны“ | 1 | 24-28 окт. | 25.10 |
| Южные материки. Африка. | 11 | | |
17 | Географическое положение. Исследования Африки . | 1 | 24-28 окт. | 27.10 |
18 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 7-11 ноя. | 08.11 |
19 | Климат Африки. | 1 | 7-11 ноя. | 10.11 |
20 | Внутренние воды . | 1 | 14-18 ноя. | 15.11 |
21 | Природные зоны . влияние человека на природу. | 1 | 14-18 ноя. | 17.11 |
22 | Население Африки. | 1 | 21-25 ноя. | 22.11 |
23 | Страны Северной Африки. | 1 | 21-25 ноя | 24.11 |
24 | Страны Западной и Центральной Африки . | 1 | 28 ноя-02дек. | 29.11 |
25 | Страны Восточной Африки. | 1 | 28 ноя-02дек. | 01.12 |
26 | Страны Южной Африки. | 1 | 5-9 дек. | 06.12 |
27 | Обобщение по теме „Африка“. | 1 | 5-9 дек. | 09.12 |
| Австралия и Океания | 4 | | |
28 | Австралия: географическое положение и история исследования материка. | 1 | 12-16 дек. | 13.12 |
29 | Особенности природы Австралии. | 1 | 12-16 дек. | 15.12 |
30 | Австралийский союз. | 1 | 19-23 дек. | 20.12 |
31 | Океания. | 1 | 19-23 дек. | 22.12 |
| Южная Америка | 7 | | |
32 | Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. | 1 | 26-27 дек. | 27.12 |
33 | Рельеф и полезные ископаемые . | 1 | 9-13 янв. | 10.01 |
34 | Климат и внутренние воды. | 1 | 9-13 янв. | 12.01 |
35 | Природные зоны. | 1 | 16-20 янв. | 17.01 |
36 | Население Южной Америки. | 1 | 16-20 янв. | 19.01 |
37 | Страны Южной Америки. | 1 | 23-27 янв. | 24.01 |
38 | Итоговый урок по теме „Южная Америка“. | 1 | 23-27 янв. | 26.01 |
| Антарктида. | 2 | | |
39 | Антарктида – особенности географического положения. | 1 | 30янв.- 3 февр. | 31.01 |
40 | Природа Антарктиды. | 1 | 30янв.- 3 февр. | 2.02 |
| Северная Америка | 8 | | |
41 | Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка. | 1 | 6-10 февр. | 7.02 |
42 | Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. | 1 | 6-10 февр. | 9.02 |
43 | Климат Северной Америки. | 1 | 13-17 февр. | 14.02 |
44 | Внутренние воды Северной Америки. | 1 | 13-17 февр. | 16.02 |
45 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | 20-22 февр. | 21.02 |
46-47 | Население и страны Северной Америки. | 2 | 27 евр.- 03 март | 28.02 2.03 |
48 | Итоговый урок по теме „Северная Америка“ | 1 | 6-10 март | 7.03 |
| Евразия | 17 | | |
49 | Евразия: географическое положение и история исследования материка. | 1 | 6-10 март | 9.03 |
50-51 | Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые. | 2 | 13-17 март | 14.03 16.03 |
52-53 | Климат Евразии | 2 | 20-24 март | 21.03 23.03 |
54 | Внутренние воды Евразии. | 1 | 3-7 апр | 4.04 |
55-56 | Природные зоны Евразии. | 2 | 3-7 апр 10-14 апр | 6.04 11.04 |
57 | Население и страны. | 1 | 10-14 апр | 13.04 |
58 | Страны Северной и Западной Европы. | 1 | 17-21 апр | 18.04 |
59 | Страны Восточной Европы. | 1 | 17-21 апр | 20.04 |
60 | Страны Южной Европы. | 1 | 24-28 апр | 25.04 |
61 | Страны Юго-Западной и Центральной Азии. | 1 | 24-28 апр | 27.04 |
62 | Страны Восточной Азии (Китай, Япония). | 1 | 2-5 май | 2.05 |
63 | Страны Южной Азии. Индия. | 1 | 2-5 май | 4.05 |
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 | 10-12 май | 11.05 |
65 | Итоговый урок по теме „Евразия“ | 1 | 15-19 май | 16.05 |
| Раздел III. Географическая оболочка – наш дом | 3 | | |
66 | Закономерности развития географической оболочки. | 1 | 15-19 май | 18.05 |
67 | Взаимодействие природы и общества. | 1 | 22-26 май | 23.05 |
68 | Итоговое тестирование по курсу „География материков и океанов“. | 1 | 22-26 май | 25.05 |
69 | Освоение Земли человеком. Страны мира. /повт./ | 1 | 29-31 май | 30.05 |
Номенклатура
Материки, части света, крупные острова, архипелаги
Маршруты важнейших путешествий
Материки, океаны
Самые крупные литосферные плиты
Влк. : Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма
Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.
Океаны, материки
Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.
Крупные порты, районы добычи.
Крупные порты, районы добычи.
- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
М. Игольный
М. Альмади
М.Рас-Хафун
М. Рас-Энгела
Средиземное море, Красное море
Персидский залив Гвинейский залив
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,
О. Мадагаскар
Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров
Восточно-Африканское плоскогорье
Ливийская пустыня
Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения
Горы Атлас
Драконовы горы, Камерун
П-ов Сомали
О. Мадагаскар
Эфиопское нагорье
Реки: Нил, Конго
Озера: Чад, Таганьика, Виктория
Водопад Виктория
Природные зоны
Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.
Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.
М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт
Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.
Анды.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.
Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.
Полярные станции.
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские
Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро
Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана
Мысы: Челюскин, Дежнева.
П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.
Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны материка, их столицы.
Страны, столицы и крупные города.
Страны, столицы, крупные города
Страны, их столицы
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ________ Титова Л.М.
МБОУ Нагибинская СОШ 29.08. 2016 года
От 29.08. 2016 года № 1
________ Бондарева Л.В.