Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором
Заседании МО методическим школы
учителей советом Приказ №____________
естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.
исторического Протокол №__ ____________________
цикла Руководитель ФИО
«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)
Протокол №___ __________
Руководитель МО:
Рабочая программа по географии
9 класс
Составила: Пляскина Т.В.
2022 - 2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;
- Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15 №1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программой основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012г;
Основными целями курса являются
1. направления личностного развития:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
2. метапредметного направления:
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. в предметном направлении:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности нашей страны, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, населения и хозяйства;
При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
Место учебного предмета.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 9 классе основной (средней) школы отводит 2 ч часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 66 часов. Предусмотрено контрольных-3 ч, практических работ-7 ч, на резерв – 2 ч, на проектную деятельность- 2 ч, на изучение нового материала – 50 ч .
Содержание обучения
Введение (1ч) География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.
Раздел 1. Место России в мире (3ч). Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.
Практические работы:
№1Характеристика экономико-географического положения России.
№2 Характеристика ЭГП России
Раздел 2. Население России (5ч). Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.
Практические работы.
№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.
№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
№5. Определение по картам размещения населения.
Раздел 3. Хозяйство России (27ч)
Развитие хозяйства России (4ч). Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.
Межотраслевые комплексы (23ч).
Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.
Практические работы.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.
Практические работы:№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов
Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.
Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Практические работы:
№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии
№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.
Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Практические работы:
№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения итипы предприятий АПК.
Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.
Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.
Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.
Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.
Практические работы:
№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Раздел 4. География крупных регионов России (20ч)
Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы.
№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.
№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.
Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практическая работа.
№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.
Раздел 5. Население и хозяйство Забайкальского края (10ч).
Особенности ЭГП, пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ Влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций .
Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.
Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.
Экономическое районирование. Внешние экономические связи. Место в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей.
Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Практические работы :
№15. Особенности ЭГП Забайкальского края и влияние его на экономическое развитие области.
№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности края
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во ч | Характеристика основных видов деятельности |
Раздел 1. Общая часть курса.( 35 часов) |
1 | Место России в мире. | 3 | Составление таблицы «Административно- территориальное устройство РФ». Характеристика экономико - географического, транспортно –географического, геополитического и эколого –географического положения России. |
2 | Население России 2.1.Исторические особенности заселения и освоения территории России 2.2.Численность и естественный прирост населения 2.3.Национальный состав населения России 2.4.Миграции населения 2.5.Городское и сельское население. Расселение населения | 5 | Составление плана «заселение и освоение территории России». Построение графика «Изменение численности населения» по данным таблицы. Составление таблицы «Характеристика населения республик РФ» по данным параграфа и карт. Подготовка сообщений о народах РФ. Составление схемы «Миграции населения РФ». Анализ рисунков и карт. Сравнительная характеристика основной зоны расселения и зоны Севера |
3 | Географические особенности экономики России | 4 | Работа с текстом и картами. Выявление достоинств и недостатков природно-ресурсной базы России. Определение по картам особенностей географического положения и основных ресурсных баз и набора представленных в них полезных ископаемых. |
4 | Важнейшие межотраслевые комплексы России 4.1.Научный комплекс 4.2.Машиностроительный комплекс 4.3.ТЭК 4.4.Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества 1.Состав и значение комплексов 2.Металлургический комплекс 3.Черная металлургия 4.Цветная металлургия 5.Химико – лесной комплекс 6.Химическая промышленность 7.Лесная промышленность 4.5.АПК 1.Состав и значение АПК 2.Земледелие и животноводство 3.Пищевая и легкая промышленность 4.Обобщение 4.6.Инфраструктурный комплекс 1.Состав комплекса. Роль транспорта 2.Железнодорожный и автомобильный транспорт 3.Водный и другие виды транспорта 4.Связь. Сфера обслуживания 5 Контрольная работа | 23 1 3 3 7 4 5 | Работа с текстом параграфа Работа с текстом и картами. Составление таблицы «Факторы размещения машиностроения». Характеристика отраслей машиностроения по плану с использованием текста и карт. Работа с контурной картой. Работа с текстом и картами. Подготовка сообщений по теме. Характеристика отраслей топливной промышленности по плану и составление таблицы. Работа с контурной картой. Составление (анализировать) таблицы «Различие типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на Работа с текстом и картами. Составление схемы и таблицы «Металлургия». Работа с контурной картой. Составление таблицы «Химическая промышленность». Работа с текстом и картами. Составление таблицы «Земледелие и животноводство». Подготовка сообщений по теме «Пищевая промышленность». Работа на контурной карте. Работа с текстом и картами. Анализ рисунков и таблиц. Составление таблицы «Виды транспорта». Работа с контурной картой |
Раздел 2. РЕГИОНЫ РОССИИ (31 час) |
4 | Районирование России | 1 | Работа с картами, текстом .Анализ таблицы |
5 | Западный макрорегион 5.2.Центральная Россия и Европейский Северо-Запад 1.Общая характеристика района 2.Центральный район 3.Волго – Вятский и Центрально – Черноземный район 4.Северо – Западный район 5.3.Европейский Север 1.ГП, Природные условия и ресурсы 2.Население 3.Хозяйство 5.4.Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым 1.ГП, Природные условия и ресурсы 2.Население и хозяйство 5.5.Поволжье 1.ГП, Природные условия и ресурсы 2.Население и хозяйство 5.6.Урал 1.ГП, Природные условия и ресурсы 2.Население 3.Хозяйство | 18 4 3 2 2 3 | Работа с картами, текстом учебника, с контурной картой Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений. Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений. Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений. Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений. |
6 | Восточный макрорегион –Азиатская Россия 6.1.Общая характеристика 6.2.Западная Сибирь 6.3.Дальний Восток 6.4.Обобщение | 6 2 1 1 1 1 | Работа с картами, тексом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений. |
7 | Забайкальский край 7.1.Экономико – географическое положение 7.2.Население 7.3.Природные ресурсы 7.4.Общая характеристика хозяйства 7.5.Отрасли промышленности 7.6.Сельское хозяйство 7.7.Сфера услуг 7.8.Обобщение | 10 1 1 1 1 2 2 1 1 | Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 9 класс
Предметными результатами являются:
-формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
-умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Выпускник научится:
-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2014
3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 2014
4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2014.
5. Атлас и контурная карта, издательство Дрофа