СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс на 2022-2023 у.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором

Заседании МО методическим школы

учителей советом Приказ №____________

естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.

исторического Протокол №__ ____________________

цикла Руководитель ФИО

«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)

Протокол №___ __________

Руководитель МО:







Рабочая программа по географии

9 класс

















Составила: Пляскина Т.В.




2022 - 2023 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;

- Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15 №1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программой основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012г;

Основными целями курса являются

1. направления личностного развития:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2. метапредметного направления:

- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3. в предметном направлении:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности нашей страны, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, населения и хозяйства;

При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

Место учебного предмета.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 9 классе основной (средней) школы отводит 2 ч часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 66 часов. Предусмотрено контрольных-3 ч, практических работ-7 ч, на резерв – 2 ч, на проектную деятельность- 2 ч, на изучение нового материала – 50 ч .

Содержание обучения

Введение (1ч) География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.

Раздел 1. Место России в мире (3ч). Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.

Практические работы:

№1Характеристика экономико-географического положения России.

№2 Характеристика ЭГП России

Раздел 2. Население России (5ч). Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

Практические работы.

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

№5. Определение по картам размещения населения.

Раздел 3. Хозяйство России (27ч)

Развитие хозяйства России (4ч).  Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Межотраслевые комплексы (23ч).

Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.

Практические работы.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.

Практические работы:№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.

Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Практические работы:

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Практические работы:

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения итипы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.

Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.

Практические работы:

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Раздел 4. География крупных регионов России (20ч)

Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы.

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа.

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

Раздел 5. Население и хозяйство Забайкальского края (10ч).

Особенности ЭГП, пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ Влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций .

Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.

Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.

Экономическое районирование. Внешние экономические связи. Место в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей.

Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Практические работы :

№15. Особенности ЭГП Забайкальского края и влияние его на экономическое развитие области.

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности края

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во ч

Характеристика основных видов деятельности

Раздел 1. Общая часть курса.( 35 часов)

1

Место России в мире.

3

Составление таблицы «Административно- территориальное устройство РФ». Характеристика экономико - географического, транспортно –географического, геополитического и эколого –географического положения России.

2

Население России

2.1.Исторические особенности заселения и освоения территории России

2.2.Численность и естественный прирост населения

2.3.Национальный состав населения России

2.4.Миграции населения

2.5.Городское и сельское население. Расселение населения

5


Составление плана «заселение и освоение территории России».



Построение графика «Изменение численности населения» по данным таблицы.


Составление таблицы «Характеристика населения республик РФ» по данным параграфа и карт. Подготовка сообщений о народах РФ.

Составление схемы «Миграции населения РФ». Анализ рисунков и карт.

Сравнительная характеристика основной зоны расселения и зоны Севера

3

Географические особенности экономики России

4

Работа с текстом и картами. Выявление достоинств и недостатков природно-ресурсной базы России. Определение по картам особенностей географического положения и основных ресурсных баз и набора представленных в них полезных ископаемых.

4

Важнейшие межотраслевые комплексы России

4.1.Научный комплекс

4.2.Машиностроительный комплекс



4.3.ТЭК








4.4.Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

1.Состав и значение комплексов

2.Металлургический комплекс

3.Черная металлургия

4.Цветная металлургия

5.Химико – лесной комплекс

6.Химическая промышленность

7.Лесная промышленность

4.5.АПК

1.Состав и значение АПК

2.Земледелие и животноводство

3.Пищевая и легкая промышленность

4.Обобщение

4.6.Инфраструктурный комплекс

1.Состав комплекса. Роль транспорта

2.Железнодорожный и автомобильный транспорт

3.Водный и другие виды транспорта

4.Связь. Сфера обслуживания

5 Контрольная работа

23

1

3



3






7







4





5


Работа с текстом параграфа

Работа с текстом и картами. Составление таблицы «Факторы размещения машиностроения». Характеристика отраслей машиностроения по плану с использованием текста и карт. Работа с контурной картой.

Работа с текстом и картами. Подготовка сообщений по теме. Характеристика отраслей топливной промышленности по плану и составление таблицы. Работа с контурной картой. Составление (анализировать) таблицы «Различие типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на

Работа с текстом и картами. Составление схемы и таблицы «Металлургия». Работа с контурной картой. Составление таблицы «Химическая промышленность».



Работа с текстом и картами. Составление таблицы «Земледелие и животноводство». Подготовка сообщений по теме «Пищевая промышленность». Работа на контурной карте.


Работа с текстом и картами. Анализ рисунков и таблиц. Составление таблицы «Виды транспорта». Работа с контурной картой

Раздел 2. РЕГИОНЫ РОССИИ (31 час)

4

Районирование России

1

Работа с картами, текстом .Анализ таблицы



5

Западный макрорегион

5.2.Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

1.Общая характеристика района

2.Центральный район

3.Волго – Вятский и Центрально – Черноземный район

4.Северо – Западный район

5.3.Европейский Север

1.ГП, Природные условия и ресурсы

2.Население

3.Хозяйство

5.4.Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым

1.ГП, Природные условия и ресурсы

2.Население и хозяйство

5.5.Поволжье

1.ГП, Природные условия и ресурсы

2.Население и хозяйство

5.6.Урал

1.ГП, Природные условия и ресурсы

2.Население

3.Хозяйство

18

4





3



2


2


3



Работа с картами, текстом учебника, с контурной картой




Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений.


Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений.

Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений.

Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений.

6

Восточный макрорегион –Азиатская Россия

6.1.Общая характеристика

6.2.Западная Сибирь

6.3.Дальний Восток


6.4.Обобщение

6

2

1

1

1

1


Работа с картами, тексом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений.

7

Забайкальский край

7.1.Экономико – географическое положение

7.2.Население

7.3.Природные ресурсы

7.4.Общая характеристика хозяйства

7.5.Отрасли промышленности

7.6.Сельское хозяйство

7.7.Сфера услуг

7.8.Обобщение


10

1

1

1

1

2

2

1

1

Работа с картами, текстом учебника, работа на контурной карте. Подготовка сообщений.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 9 класс

Предметными результатами  являются:

-формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;

-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;



-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

-умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Выпускник научится:

-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.

2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2014

3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 2014

4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2014.

5. Атлас и контурная карта, издательство Дрофа