ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с нарушениями слуха по географии для общеобразовательных учреждений и авторской программы В.В. Николина, А.В. Алексеев, Е.К. Липкин «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2020 год, под редакцией В.В. Николиной, допущенных Министерством образования и науки РФ в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года),
2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.
3.Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018года)
и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
- А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020 год (включён в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год).
- Атлас по географии для 5 класса.
- В.В. Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.
- С.П. Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы».
Данный курс направлен на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию, реализующемуся на основе АООП ООО (вариант 2.2) обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.
Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития обучающихся с нарушениями слуха. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности.
Учебная дисциплина «География» обладает значительным воспитательным потенциалом. Её предметное содержание содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушением слуха. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.
Одним из условий, обеспечивающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учебной дисциплины, является включение обучающихся в доступные им виды деятельности посредством реализации тех или иных направлений внеурочной работы, в числе которых научно-познавательное, туристско-краеведческое, культурно-просветительное, музейно-оформительское и издательское, страноведческое, экологическое, экономическое, трудовое и др. Наряду с этим немаловажным для достижения планируемых результатов является используемый в образовательной организации спектр форм внеурочной деятельности (географические кружки, факультативы, секции, клубы, конференции, олимпиады, вечера, устные журналы, викторины, игры и / или др.).
«География» относится к числу учебных дисциплин, по которой может осуществляться выполнение итоговой индивидуальной проектной работы. Выбор темы проекта осуществляется с учётом личностных предпочтений и возможностей каждого обучающегося с нарушением слуха. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая: Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном мире. Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки, требующей наличия серьёзной базы географических знаний. Целью обучения географии в 5 классе является познание обучающимися с нарушениями слуха (слабослышащими, позднооглохшими) современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также подготавливает к восприятию географических знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная– - знакомство с предметом «география», основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, географическими открытиями и путешествиями, оболочками Земли и их взаимосвязями -содействие овладению обучающимися с нарушениями слуха системой географических знаний как компонентом научной картины мира, включая знания о различных видах географического положения России, о природе, населении, хозяйстве, регионах страны, об особенностях природопользования; – формирование на конкретных примерах представлений о многообразии современного географического пространства на разных (от локального до глобального) его уровнях как одного из условий овладения географической картиной мира; – развитие представлений о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; – развитие способности к осознанию главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; достижение понимания обучающимися с нарушениями слуха значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; – содействие осознанию закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами; – развитие представлений о зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; – выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; – выработка способности к безопасному и экологически целесообразному поведению в окружающей среде. -формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; -развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; -развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; -Воспитательная- - воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности. -Развивающая- – развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний. -Коррекционная: -работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС 3 поколения) предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования на изучение географии в 5-б классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2022 №175, рабочая программа составлена на 66 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся с нарушениями слуха обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.
География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.
Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушениями слуха, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
- Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук.
- Ответственное отношение к природе, элементарная экологическая грамотность, в т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду.
- Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладении информацией о развитии географических знаний о Земле.
Метапредметные результаты:
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение (при направляющей помощи учителя) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-Умение определять географические и иные понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач по географии.
- Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.
- Умение осознанно использовать речевые средства для мыслей и потребностей.
- Формирование начальной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
-Развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является также формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Предметные результаты:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся научится | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться |
Раздел 1. Введение. География – наука о планете Земля. |
- объяснять, для чего изучают географию; -использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач. | -анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию; |
Раздел 2. На какой Земле мы живём. |
-называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); -называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; -показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - описывать представления древних людей о Вселенной. | -описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты; |
Раздел 3. Планета Земля. |
-называть и показывать планеты Солнечной системы; -приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; -описывать уникальные особенности Земли как планеты; | -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке. |
Раздел 4. – План и карта. |
-находить сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; | -ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; -читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; -создавать простейшие географические карты различного содержания. |
Раздел 5. – Литосфера- твёрдая оболочка Земли. |
-приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; -объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; -называть разные виды рельефа; приводить примеры полезных ископаемых, минералов и горных пород. | -приводить примеры форм рельефа суши и дна океана; -объяснять особенности строения рельефа суши. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
РАЗДЕЛ 1. – ВВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ- НАУКА О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. | 3 часа | |
1. | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений1. Древо географических наук. Зачем нам география и как мы будем её изучать. | | Географический диктант |
2. | РАЗДЕЛ 2. – НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ. Как люди открывали Землю. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды Российские путешественники. География сегодня. Практические работы. Путешественники и учёные. | 8 часов | Географический диктант Практическая работа Проверочная работа |
3. | РАЗДЕЛ 3. – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Практические работы. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Обозначение экватора, тропиков, полюсов. Составление схемы «Тепловые пояса Земли». | 8 часов | Практические работы Тестирование |
4. | РАЗДЕЛ 4. – ПЛАН И КАРТА. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты. Глобус – объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе Практические работы. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. Построение плана местности. Определение географических координат | 23 часа | Географический диктант Практические работы Проверочная работа |
5. | РАЗДЕЛ 5. – ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф. Практические работы. Сравнение свойств горных пород. Сравнительная характеристика вулканов Составление схемы внутреннего строения земного шара. Описание равнины. Описание горы | 26 часов | Географический диктант Практические работы Тестирование |
| ИТОГО: | 68 часов | |
Форма промежуточной аттестации по географии в 5 -б классе – контрольное тестирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов |
РАЗДЕЛ 1. – ВВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ – НАУКА О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. - 3часа. |
1. | Введение. | 1 | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Устанавливать основные приёмы работы с учебником. | Видеоуроки, иллюстрации |
2. | Зачем нам география. | 1 |
3. | Как мы будем изучать географию. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ- 8 часов. |
4. | Как люди открывали Землю. | 1 | Находить, обрабатывать информацию, подготовка устных и письменных сообщений (презентаций) с использованием научно-популярной, справочной литературы, включая интернет – источники, работа с учебником, картами атласа, выполнение практических и проверочных работ. | Мультимедийные презентации |
5. | Как люди открывали Землю. | 1 |
6. | Российские путешественники. Практическая работа № 1. «Путешественники и учёные» | 1 |
7. | Исследования Арктики. | 1 |
8 | Исследования Мирового океана. | 1 |
9. | Исследования территории России. | 1 |
10. | География сегодня. | 1 |
11. | Проверочная работа. «На какой земле мы живем» | 1 |
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – 8 часов. |
12. | Мы во Вселенной. Практическая работа 2.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | 1 | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года. Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи. | Мультимедийные презентации, видеоуроки, иллюстрации, таблицы |
13. | Строение Солнечной системы. | 1 |
14. | Движения Земли. | 1 |
15. | Движение Земли. Практическая работа 3. Обозначение экватора, тропиков и полюсов. | |
16. | Солнечный свет на Земле. Практическая работа 4.Составление схемы «Тепловые пояса Земли». | 1 |
17. | Дни солнцестояния и равноденствия. | 1 | |
18. | Учимся с «Полярной звездой» | 1 |
19. | Тестирование по разделу «Планета Земля» | 1 |
РАЗДЕЛ 4. ПЛАН И КАРТА- 23 часа. |
20 | Ориентирование на местности. Практическая работа 4.Ориентирование на местности при помощи компаса. | 1 | Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте. Определять направления, расстояния местоположения объектов с помощью масштаба. Находить объекты по координатам. | Мультимедийные презентации, видеоуроки, иллюстрации, таблицы |
21. | Азимут. | 1 |
22. | Практическая работа 5.Определение азимута. | 1 |
23. | Административное тестирование. | 1 |
24 | Стороны горизонта. | 1 |
25 | Съёмка местности. | 1 |
26 | Условные знаки. | 1 |
27 | Масштаб. | 1 |
28 | Виды масштаба. | 1 |
29 | Земная поверхность на плане и карте. | 1 |
30 | Относительная высота. | 1 |
31. | Абсолютная высота. | 1 |
32 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа 6 Построение плана местности. | 1 |
33 | Географическая карта. | 1 |
34 | Вилы географических карт. | 1 |
35. | Градусная сетка. | 1 |
36 | Параллели и меридианы. | 1 |
37 | Географические координаты. | 1 |
38 | Географические координаты. | 1 |
39 | Практическая работа 7 «Определение географических координат» | 1 |
40 | Географические информационные системы. | 1 |
41 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | |
42 | Проверочная работа по разделу. | 1 |
РАЗДЕЛ 5. ЛИТОСФЕРА - ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ- 24 часа. |
43 | Земная кора - верхняя часть литосферы. | 1 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы. Сравнивать свойства горных пород. Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать на карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы землетрясений и вулканизма. Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Наносить на контурную карту горы. Описывать их по плану. Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. Выявлять значение литосферы для человека, выявлять характер изменения в результате его деятельности. | Мультимедийные презентации, видеоуроки, иллюстрации, таблицы |
44 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
45 | Литосферные плиты и их движение. | 1 |
46 | Литосферные плиты и их движение. | 1 |
47 | Горные породы. | 1 |
48. | Виды горных пород. | 1 |
49. | Свойства горных пород. | 1 |
50. | Практическая работа 8.Сравнение свойств горных пород. | 1 |
51. | Полезные ископаемые. | 1 |
52 | Движения земной коры. | 1 |
53 | Землетрясения. | 1 |
54. | Вулканы. | 1 |
55. | Практическая работа 9. Сравнительная характеристика вулканов. | 1 |
56. | Движения земной коры. Практическая работа 10. Составление схемы внутреннего строения земного шара. | 1 |
57. | Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа 11.Описание равнины. | 1 |
58. | Виды равнин. | 1 |
59. | Жизнь на равнинах. | 1 |
60. | Рельеф Земли. Горы. | 1 |
61. | Различие гор по высоте. | 1 |
62 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. | 1 |
63. | Практическая работа 12.Описание горы. | 1 |
64 | Стихийные природные явления. | 1 |
| | |
65 | Рельеф Ростовской области. | 1 |
66 | Итоговое тестирование по курсу 5 класса | 1 |
Тематическое планирование по географии для 5 «б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:
-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать..
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1. А.И. Алексеев, В,В. Николина, Е.К. Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020. 2.Атлас по географии для 6 класса с набором контурных карт. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1. А.И. Алексеев, В,В. Николина, Е.К. Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020. 2. Атлас по географии для 6 класса. 3. В.В. Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019. 4. С.П. Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Разработки презентаций к урокам географии 6 класс. |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Тренажёр по географии для 5-6 класса. |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/ GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/ Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Таблицы и раздаточный материал по географии для 6 класса. |
6. | Натуральные объекты | Гербарий, раздаточный материал (горные породы) |
7. | Демонстрационные пособия | Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира, Политическая карта мира, Природные зоны мира), таблицы глобус. |
1