Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов детей с нарушениями слуха ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2021 Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко | УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7 ____________ / И.П. Попова Приказ №____ от «___» ___________2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География»
6-Б класс
(слабослышащие и позднооглохшие)
(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.
г. Азов
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС,разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - Москва: Просвещение, 2020 год; допущенных Министерством образования и науки РФ в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018.
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.
Атлас по географии для 6 класса.
В.В. Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.
С.П. Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная– -формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; -формирование представлений о структуре, развитии вовремени и пространстве основных геосфер, об особенностяхих взаимосвязи на планетарном, региональном и локальномуровнях; -развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; -развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; -Воспитательная- - воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности. -Развивающая- – развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний. -Коррекционная: работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы (Обществоведение)» Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 6-б классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочаяпрограмма составлена на 66 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях
-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку,
- Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,
- Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять(индивидуально или в группе)план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
-Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
Предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. |
- объяснять, для чего изучают географию; -умению работать с новым учебником, контурной картой и атласом; | - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию; |
РАЗДЕЛ 2.ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. |
-объяснять значение понятий «гидросфера», «Мировой океан», «море», -называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; -называть методы изучения земных недр и Мирового океана; называть и показывать основные формы части Мирового океана, объекты вод суши | -ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; -составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации. |
РАЗДЕЛ 3. АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. |
-объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», -называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; -измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, -описывать погоду и климат своей местности; -называть и показывать тепловые пояса, климатические пояса Земли; | -приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, -проводить с помощью приборов измерение температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и направления ветра. |
РАЗДЕЛ 4. БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. |
-рассказывать о численности населения Земли и её показателях. -приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; -составлять описание природного комплекса; природной зоны. | -приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях |
РАЗДЕЛ 5. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. |
приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; -называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей | -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. | 2 часа | |
1. | Знакомство с учебником. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. | | |
2. | РАЗДЕЛ 2. –ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Практическая работа № 1.Обозначение на контурной карте крупнейших морей, рек и озер мира. Практическая работа №2.Описание реки по плану Практическая работа № 3. На примере местной реки установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. Проверочная работа по разделу. | 17 часов | Географический диктант практические работы, проверочная работа. |
3. | РАЗДЕЛ 3. –АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Практическая работа №4. Наблюдения за погодой. Практическая работа №5. Составление и анализ календаря погоды. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. Практическая работа №6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. Практическая работа №7. Построение и анализ розы ветров. Практическая работа №8. Характеристика климата своей местности. Тестирование по разделу. | 21 час | Практические работы, географический диктант, тестирование. |
4. | РАЗДЕЛ 4. – БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот. Роль биосферы. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Практическая работа №9 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. Практическая работа №10. Что мы можем сделать для сохранения биосферы. Проверочная работа по разделу. | 12 часов | Практические работы, географический диктант Тестирование |
5. | РАЗДЕЛ 5. – ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практическая работа №11. Природные зоны Ростовской области. Итоговое тестирование | 14 часов | Географический диктант, практическая работа тестирование |
Тематическое планирование по географии для 6 «б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:
-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 «б» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала | Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
РАЗДЕЛ 1. - ВВЕДЕНИЕ – 2 часа. |
1. | Введение. | вводный урок | 1 | 01.09. | |
2. | Что мы будем изучать. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 06.09. | |
РАЗДЕЛ 2. ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 17 часов. |
3. | Состав гидросферы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 08.09. | |
4. | Строение атмосферы. | комбинированный урок | 1 | 13.09. | |
5. | Мировой океан. | комбинированный урок | 1 | 15.09. | |
6. | Части Мирового океана. | комбинированный урок | 1 | 20.09. | |
7. | Моря. Практическая работа № 1.Обозначение на контурной карте крупнейших морей, рек и озер мира. | урок решения практических задач | 1 | 22.09. | |
8. | Учимся с «Полярной звездой» | комбинированный урок | 1 | 27.09. | |
9. | Воды океана. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 29.09. | |
10. | Реки – артерии Земли. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 04.10. | |
11. | Реки. Практическая работа №2. Описание реки по плану. | урок решения практических задач | 1 | 06.10. | |
12. | Озёра. | комбинированный урок | 1 | 11.10. | |
13. | Болота. | комбинированный урок | 1 | 13.10. | |
14. | Подземные воды. | комбинированный урок | 1 | 18.10. | |
15. | Ледники. | комбинированный урок | 1 | 20.10. | |
16. | Гидросфера и человек. | комбинированный урок | 1 | 25.10. | |
17. | Гидросфера. Практическая работа № 3 Установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. | урок решения практических задач | 1 | 27.10. | |
18. | Реки Ростовской области. | комбинированный урок | 1 | 08.11. | |
19. | Проверочная работа по разделу «Гидросфера» | урок контроля знаний и умений | 1 | 10.11. | |
РАЗДЕЛ 3. АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 21 час. |
20. | Состав и строение атмосферы. | урок контроля знаний и умений | 1 | 15.11. | |
21. | Тепло в атмосфере. Практическая работа №4. Наблюдения за погодой. | урок решения практических задач | 1 | 17.11. | |
22. | Тепло в атмосфере. Практическая работа №5. Составление и анализ календаря погоды. | урок решения практических задач | 1 | 22.11. | |
23. | Температура воздуха. Практическая работа №6. Определение среднесуточной температуры воздуха. | урок решения практических задач | 1 | 24.11. | |
24. | Атмосферное давление. | урок-презентация | 1 | 29.11. | |
25. | Ветер. | комбинированный урок | 1 | 01.12. | |
26. | Виды ветров. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 06.12. | |
27. | Виды ветров. Практическая работа №7. Построение и анализ розы ветров. | урок решения практических задач | 1 | 08.12. | |
28. | Влага в атмосфере. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 13.12. | |
29. | Влага в атмосфере. | комбинированный урок | 1 | 15.12. | |
30. | Виды атмосферных осадков. | комбинированный урок | | 20.12. | |
31. | Воздушные массы. | комбинированный урок | 1 | 22.12. | |
32. | Погода. | комбинированный урок | 1 | 10.01. | |
33. | Климат. | комбинированный урок | 1 | 12.01. | |
34. | Типы климатов. | комбинированный урок | 1 | 17.01. | |
35. | Климат Ростовской области. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 19.01. | |
36. | Климат Ростовской области. Практическая работа №8. Характеристика климата своей местности. | урок решения практических задач | 1 | 24.01. | |
37. | Учимся с «Полярной звездой» | комбинированный урок | 1 | 26.01. | |
38. | Опасные атмосферные явления. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 31.01. | |
39. | Атмосфера и человек. | комбинированный урок | 1 | 02.02. | |
40. | Тестирование по разделу « Атмосфера» | урок контроля знаний и умений | 1 | 07.02. | |
РАЗДЕЛ 4. БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 12 часов. |
41. | Биосфера - земная оболочка Земли. | урок решения практических задач | 1 | 09.02. | |
42. | Биосфера – сфера жизни. | урок решения практических задач | 1 | 14.02. | |
43. | Круговорот веществ в биосфере. | комбинированный урок | 1 | 16.02. | |
44. | Распространение организмов на Земле. | комбинированный урок | 1 | 21.02. | |
45. | Взаимодействия оболочек. Практическая работа №9 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. | урок решения практических задач | 1 | 28.02. | |
46. | Биосфера и человек. | комбинированный урок | 1 | 02.03. | |
47. | Почва. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 05.03. | |
48. | Виды почв. | комбинированный урок | 1 | 09.03. | |
49. | Население Земли. | комбинированный урок | 1 | 14.03. | |
50. | Как человек изменяет биосферу. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 16.03. | |
51. | Биосфера . Практическая работа №10. Что мы можем сделать для сохранения биосферы. | урок решения практических задач | 1 | 28.03. | |
52. | Проверочная работа по разделу «Биосфера» | урок контроля знаний и умений | 1 | 30.03. | |
РАЗДЕЛ 5. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА –14 часов. |
53. | Что такое географическая оболочка. | комбинированный урок | 1 | 04.04. | |
54. | Свойства географической оболочки. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 06.04. | |
55. | Природные комплексы. Культурные ландшафты. | комбинированный урок | 1 | 11.04. | |
56. | Общая характеристика природных зон Земли. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 13.04. | |
57. | Влажные экваториальные леса. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 18.04. | |
58. | Саванны. Пустыни. | комбинированный урок | 1 | 20.04. | |
59. | Степи. | урок-презентация | 1 | 25.04. | |
60. | Жестколистные вечнозелёные леса. | комбинированный урок | 1 | 27.04. | |
61. | Смешанные и широколиственные леса | урок овладения новыми знаниями | 1 | 04.05. | |
62. | Тайга. | комбинированный урок | 1 | 11.05. | |
63. | Тундра. | комбинированный урок | 1 | 16.05. | |
64. | Арктические и антарктические пустыни | комбинированный урок | 1 | 18.05. | |
65. | Ростовская область. Практическая работа №11. Природные зоны Ростовской области. | урок решения практических задач | 1 | 23.05. | |
66. | Итоговое тестирование. | урок контроля знаний и умений | 1 | 25.05. | |