СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 кл.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 кл.»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(основного общего образования)

Геометрия, 9 класс.




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика программы

Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и Программы по геометрии авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. к учебнику по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (М. Просвещение).

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; общую характеристику учебного (предмета) курса; описание места учебного (предмета), курса в учебном плане; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного курса.


Основные цели курса:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

  • приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

  • освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;

  • приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

  • развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.


Для достижения перечисленных целей необходимо решение следующих задач:

  • учить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;

  • познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;

  • развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;

  • расширить знания учащихся о многоугольниках;

  • рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;

  • познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом;

  • выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач;

  • учить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения;

  • использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач;

  • дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.


В результате изучения курса геометрии ученик должен


знать/уметь

  • знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.

  • уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.

  • знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.

  • знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.

  • знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.

  • знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.

  • знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.

  • знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.

  • уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.

  • знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.

  • знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.

  • уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник; уметь решать задачи.

  • уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.

  • иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни;

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;

  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения;

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

  • проводить вычисления на местности;

  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности;

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений;

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.


Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.









Содержание курса


  1. Вводное повторение.

Понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.

Основная цель — решать задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника.


  1. Векторы.

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

3. Метод координат.

Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

Основная цель — познакомить учащихся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.


4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.


5. Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления


6. Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.


7. Начальные сведения из стереометрии.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.


8. Повторение.

Решение планиметрических задач.


9. Резерв времени.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Номер пункта по учебнику

Содержание

учебного

материала

Количество часов

Цели,

формы,

методы

Домашнее

задание


Вводное повторение (2 часа)





Вводное повторение.


2


  1. Повторить основной теоретический материал курса геометрии 8 класса; совершенствовать навыки решения задач.


  1. Совершенствовать навыки решения задач.


Решить 2 задачи по готовым чертежам



Решить 2 задачи на вычисление площадей фигур



В е к т о р ы (12 часов)



79-80


Понятие вектора. Равенство векторов.


1


Ввести понятие вектора, коллинеарных, сонаправлен-ных, противоположно направленных, равных векторов; научить учащихся изображать и обозначать векторы.



п. 79, 80

вопросы 1 – 5

решить № 739, 746,747



81


Откладывание вектора от данной точки.


1


Научить учащихся откладывать вектор, равный данному.



п. 79-81

вопрос 6

решить № 748, 749, 752



82, 83


Сумма двух векторов.


1


Ввести понятия суммы двух векторов на примере правила треугольника; рассмотреть законы сложения векторов и правило параллелограмма.

Работа по карточкам.



п. 82, 83

вопросы 7 – 10

решить № 753, 759 (б),

763 (б, в)



84


Сумма нескольких векторов.


1


Ввести понятие суммы двух или более векторов; научить учащихся строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника.



п. 84

решить № 760, 761


85


Вычитание векторов.


2


  1. Ввести понятия разности двух векторов, противоположных векторов; научить учащихся решать задачи на вычитание векторов.


  1. Систематизировать теоретические знания по теме «Сложение и вычитание векторов»; совершенствовать навыки решения задач.

Проверочная самостоятельная работа.



п. 85

решить № 757, 763(а, г), 765


п. 85

решить № 769, 770, 772



86


Произведение вектора на число.



2



  1. Ввести понятия произведения вектора на число; познакомить учащихся со свойствами умножения вектора на число.


  1. Совершенствовать навыки решения задач на применение свойств умножения вектора на число.

Самостоятельная работа.



п. 86

решить № 776 (а, в, е),

780 (а), 781 (б, в)


п. 86

решить № 782, 784 (б)


87


Применение векторов к решению задач.


1


Научить учащихся применять векторы при решении геометрических задач; совершенствовать навыки выполнения действий над векторами.



п. 87

решить № 789, 790


88


Средняя линия трапеции.


2



  1. Ввести понятие средней линии трапеции; научить учащихся решать задачи на использование свойств средней линии трапеции.


  1. Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки; подготовить учащихся к контрольной работе.



п. 88

решить № 793, 795



подготовиться к к/р



Контрольная работа № 1



1



повторить п. 79 – 81


Метод координат (10 часов)



89


Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.



1


Анализ контрольной работы. Рассмотреть теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, научить учащихся решать задачи на применение этой теоремы.



п. 89

решить № 914 (б, в), 915



90


Координаты вектора.



1


Ввести понятие координат вектора, координат разности и суммы двух векторов; научить учащихся решать простейшие задачи методом координат.

Работа по карточкам.



п. 90

решить № 918, 919,

926 (б, г)



91-92


Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.


3


  1. Рассмотреть простейшие задачи в координатах и показать их применение в решении задач.


  1. Совершенствовать навыки решения задач методом координат.


  1. Совершенствовать навыки решения задач методом координат.

Самостоятельная работа.



п. 91-92

решить № 930, 932, 935


п. 91-92

решить № 941, 949(а)


п. 91-92

решить № 946, 950 (б),

951 (б)



93-94


Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.


1



Вывести уравнение окружности; показать применение уравнения окружности при решении задач.



п. 93-94

решить № 959 (б, г), 962



95


Уравнение прямой. Взаимное расположение двух окружностей.



3



  1. Вывести уравнение прямой и показать применение уравнения прямой при решении задач; совершенство-вать навыки решения задач методом координат.


  1. Совершенствовать навыки решения задач методом координат.

Самостоятельная работа.


  1. Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки; подготовить учащихся к контрольной работе.



п. 95, 96

решить № 972 (в), 974,

976


п. 95, 96

решить № 978, 979,

969 (б)


подготовиться к к/р



Контрольная работа № 2



1




повторить п. 89-96



Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов)



97-98



Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.


1


Анализ контрольной работы. Ввести понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов от 0° до 180°; вывести основное тригонометрическое тождество; рассмотреть формулы приведения sin(90°-α), cos(90°-α), sin(180°-α), cos(180°-α).



п. 97-98

решить № 1011,1014





99


Формулы для вычисления координат точки.


2


  1. Вывести формулы для вычисления координат точки; совершенствовать навыки нахождения синуса, косинуса тангенса и котангенса для углов от 0° до 180°; развивать умение пользоваться основным тригонометрическим тождеством.


  1. Совершенствовать навыки нахождения синуса, косинуса тангенса и котангенса для углов от 0° до 180°; применять основное тригонометрическое тождество и вычислять координаты точек.

Самостоятельная работа.



п. 97-99

решить № 1017 (а, в),

1018 (б, г), 1019 (а)




п. 97-99

задачи с/р II уровня сложности



100


Теорема о площади треугольника.


1


Доказать теорему о площади треугольника; научить учащихся решать задачи на применение теоремы о площади треугольника.


п. 100

вопрос 7

решить № 1020 (б, в), 1021



101-102


Теоремы синусов и косинусов.


1


Доказать теоремы синусов и косинусов и показать их применение при решении задач; закрепить теорему о площади треугольника.


п. 101-102

вопросы 8, 9

решить № 1025 (б, д, ж, и)



103


Решение треугольников.


2


  1. Научить учащихся решать задачи на использование теоремы синусов и косинусов.



  1. Доказать, что отношение стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно диаметру описанной окружности; показать применение данной теоремы при решении задач.

Работа по карточкам.



п. 103

вопросы 10, 11

решить № 1027, 1028


п. 103

решить № 1033, 1034



104


Измерительные работы.


2


  1. Познакомить учащихся с методами измерительных работ; показать применение теорем синусов и косинусов при выполнении измерительных работ.


  1. Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки; совершенствовать навыки решения задач.

Самостоятельная работа.



п. 104

решить № 1060 (а, в),

1061 (а, в)


п. 100-104

решить № 1058,

1062


105-106


Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.


1


Познакомить учащихся с понятием угла между векторами; ввести понятия скалярного произведения двух векторов, скалярного квадрата вектора.



п. 105-106

решить № 1040 (а, в, д),

1042 (б, г)


107-108


Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.


3


  1. Ввести теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствия; познакомить учащихся со свойствами скалярного произведения векторов.


  1. Показать примеры решения задач на применение скалярного произведения векторов.


  1. Совершенствовать навыки решения задач; подготовить учащихся к контрольной работе.

Работа по карточкам.



п. 107-108

решить № 1044 (а),

1047 (б)



п. 107-108

решить № 1049, 1050


подготовиться к к/р



Контрольная работа № 3



1




повторить п. 97-108


Длина окружности и площадь круга (11 часов)



109


Правильный многоугольник.


1



Анализ контрольной работы. Ввести понятие правильного многоугольника; вывести формулу для вычисления угла правильного п-угольника и показать ее применение в процессе решения задач.



п. 109

вопросы 1, 2

решить № 1081(в, г),

1083 (б, г)


110-111


Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник.


1


Повторить понятия окружности, вписанной многоугольник и описанной около него; доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.

Работа по карточкам.



п. 110, 111

вопросы 3, 4

решить № 1084 (б, г, е), 1089


112


Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.


1


Вывести формулы для вычисления площади правиль-ного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; научить учащихся применять указанные формулы в процессе решения задач.



п. 112

вопросы 5-7

решить № 1087 (3, 5), 1097


113


Построение правильных многоугольников.


1


Рассмотреть некоторые способы построения правиль-ных многоугольников с помощью циркуля и линейки.

Самостоятельная работа.



п. 113

вопросы 6, 7

решить № 1094 (а, г), 1095


114


Длина окружности.


2


  1. Вывести формулу длины окружности; научить учащихся решать задачи на применение формулы длины окружности.


  1. Совершенствовать навыки решения задач на применение формул длины дуги окружности и длины окружности.

Проверочная работа.



п. 114

решить № 1104 (б, в, д), 1105 (а, в)


п. 114

решить № 1106, 1109


115-116


Площадь круга. Площадь кругового сектора.


4


  1. Вывести формулу площадь круга и на ее основе получить формулу площади кругового сектора; научит учащихся решать задачи на применение формул площади круга и кругового сектора.


  1. Систематизировать теоретические знания по теме; совершенствовать навыки решения задач.


  1. Совершенствовать навыки решения задач.

Самостоятельная работа.


  1. Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки, подготовить учащихся к контрольной работе.



п. 115, 116

вопросы 11-13

решить № 1114, 1116 (а, б)



п. 115, 116

решить № 1121, 1123


п. 115, 116

решить № 1126, 1128


подготовиться к к/р



Контрольная работа № 4



1




повторить п. 109 – 116



Д в и ж е н и я (8 часов)



117-118


Отображение плоскости на себя. Понятие движения.


3


  1. Анализ контрольной работы. Ввести понятия отображения плоскости на себя и движения; рассмотреть осевую и центральную симметрии.


  1. Рассмотреть свойства движений; научить учащихся применять свойства движений при решении задач.


  1. Систематизировать теоретические знания по теме; совершенствовать навыки решения задач.

Работа по карточкам.



п. 117, 118 (до теоремы)

решить № 1148 (а),

1148 (б)


п. 117, 118

решить № 1152 (а), 1153


п. 117, 118

решить № 1156, 1160


120


Параллельный перенос.


1


Ввести понятие параллельного переноса и доказать, что параллельный перенос есть движение; показать применение параллельного переноса при решении задач.



п. 120

решить № 1162, 1163



121


Поворот.


3



  1. Познакомить учащихся с поворотом; доказать, что поворот есть движение; научить учащихся осуществлять поворот фигуры.


  1. Систематизировать теоретические знания по теме; совершенствовать навыки решения задач.


  1. Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки, подготовить учащихся к контрольной работе.

Самостоятельная работа.



п. 121

решить № 1166 (б), 1167


п. 121

решить № 1170, 1171


подготовиться к к/р




Контрольная работа № 5



1



повторить п. 117 – 121



Начальные сведения из стереометрии (5 часов)



122-125, 127


Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Свойства прямоугольного параллелепипеда.


1


Ввести понятия многогранника, выпуклого и невыпук-лого многогранника, прямой и наклонной призм, параллелепипеда и их элементов.



п. 122-125, 127

решить № 1188, 1192



126


Объем тела.


1


Ввести понятия объема и площади поверхности многогранника; познакомить учащихся с формулами для вычисления площади боковой поверхности, полной поверхности и объема прямой призмы.



п. 126

решить № 1191, 1199



128


Пирамида.


1


Ввести понятия пирамиды, ее боковой поверхности, основания, боковых граней, ребер, вершин, высоты; научить учащихся вычислять площадь поверхности и объем пирамиды.



п. 128

решить № 1207, 1210, 1211 (а)



129-130


Цилиндр. Конус.


1


Ввести понятия цилиндра и конуса, их основания, оси, образующей, высоты; научить учащихся изученный материал при решении простейших задач.



п. 129, 130

решить № 1214 (а),

1220 (а)


131


Сфера и шар.


1


Ввести понятия сферы и шара, их центра, радиуса и диаметра; научить учащихся вычислять площадь поверхности сферы и объем шара.



п. 131

повторить п.122-131


Повторение. Решение задач (5 часов)



Резерв времени (1 час)





Литература для учителя:


1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2017 г.


2. Н.Б. Мельникова. Контрольные работы по геометрии 9 класса, М: «ЭКЗАМЕН», 2016 г.


3. Т.М. Мищенко. Геометрия: дидактические материалы для 9 класса — М.: «ЭКЗАМЕН», 2017 г.


Литература для ученика:


1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2017 г.

2. Т.М. Мищенко. Геометрия: дидактические материалы для 9 класса — М.: «ЭКЗАМЕН», 2017 г.