Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик научится:
использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
решать задачи на вычисление градусных мер углов от
до
с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
Содержание учебного предмета геометрия 7 класса
Количество часов по разделам:
№ | Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач | 10 | 1 |
Итого | 68 | 6 |
Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.
Треугольники. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.
Параллельные прямые. Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.
Тематическое планирование
по геометрии 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 ч) |
1 | Прямая и отрезок | 1 |
2 | Луч и угол | 1 |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 |
4 | Измерение отрезков | 1 |
5 | Решение задач по теме: «Измерение отрезков» | 1 |
6 | Измерение углов | 1 |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 |
9 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 |
10 | Контрольная работа по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Глава II. Треугольники (17 ч) |
11 | Треугольники | 1 |
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 |
13 | Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников» | 1 |
14 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 |
15 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 |
16 | Решение задач по теме: «Свойства равнобедренного треугольника» | 1 |
17 | Второй признак равенства треугольников | 1 |
18 | Решение задач по теме: «Второй признак равенства треугольников» | 1 |
19 | Третий признак равенства треугольников | 1 |
20 | Решение задач по теме: «Второй и третий признаки равенства треугольников» | 1 |
21 | Окружность | 1 |
22 | Построения циркулем и линейкой | 1 |
23 | Решение задач на построение | 1 |
24 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
25,26 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 2 |
27 | Контрольная работа по теме: «Треугольники» | 1 |
Глава III. Параллельные прямые (13 ч) |
28 | Параллельные прямые | 1 |
29 | Признаки параллельности двух прямых | 1 |
30 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 |
31 | Решение задач по теме: «Признаки параллельности двух прямых» | 1 |
32,33 | Аксиома параллельных прямых | 2 |
34,35, 36 | Свойства параллельных прямых | 3 |
37,38, 39 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 3 |
40 | Контрольная работа по теме: «Параллельные прямые» | 1 |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) |
41,42 | Сумма углов треугольника | 2 |
43 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
44 | Неравенство треугольника | 1 |
45 | Решение задач по теме: «Неравенство треугольника» | 1 |
46 | Контрольная работа по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
47 | Работа над ошибками. Решение задач по теме: «Неравенство треугольника» | 1 |
48 | Прямоугольные треугольники | 1 |
49 | Решение задач по теме: Прямоугольные треугольники | 1 |
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 |
51 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники» | 1 |
52 | Расстояние от точки до прямой | 1 |
53,54 | Построение треугольника по трем элементам | 2 |
55 | Решение задач по теме: «Построение треугольника по трем элементам» | 1 |
56,57 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 2 |
58 | Контрольная работа по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 |
Итоговое повторение (10 ч ) |
59,60, 61 | Повторение. Треугольники | 3 |
62,63, 64 | Повторение. Параллельные прямые | 3 |
65,66, 67 | Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 3 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |