МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей математики, информатики, физики МКОУ «Илирская СОШ №2» Протокол № от «» августа 202 г. Руководитель МО _________ | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Илирская СОШ №2» Протокол № от «» августа 202 г. Зам. директора по УВР _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от «» августа 202 г. Директор МКОУ «Илирская СОШ №2» МО «Братский район» ___________ |
Рабочая программа
учебного предмета
«Геометрия»
для учащихся 7 класса
на 2023-2024 учебный год
Образовательная область: «Математика и информатика»
Разработала:
Малкова Т. В., учитель математики
I квалификационной категории
2023 г.
Содержание учебного предмета
Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.
Треугольники
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Параллельные прямые, сумма углов треугольника
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.
Основные построения с помощью циркуля и линейки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам.
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел I. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин (14 часов) |
1 | Простейшие геометрические объекты | https://m.edsoo.ru/8866b724 |
2 | Многоугольник, ломаная | https://m.edsoo.ru/8866cb6a |
3 | Смежные и вертикальные углы | https://m.edsoo.ru/8866c5c0 |
4 | Смежные и вертикальные углы | https://m.edsoo.ru/8866c7be |
5 | Смежные и вертикальные углы | |
6 | Смежные и вертикальные углы | |
7 | Смежные и вертикальные углы | |
8 | Смежные и вертикальные углы | |
9 | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов | |
10 | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов | https://m.edsoo.ru/8866c3ea |
11 | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов | |
12 | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов | |
13 | Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников | |
14 | Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников | |
Раздел II. Треугольники (22 часа) |
15 | Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных фигурах | https://m.edsoo.ru/8866ce80 |
16 | Три признака равенства треугольников | https://m.edsoo.ru/8866d1fa |
17 | Три признака равенства треугольников | https://m.edsoo.ru/8866d34e |
18 | Три признака равенства треугольников | https://m.edsoo.ru/8866e01e |
19 | Три признака равенства треугольников | |
20 | Три признака равенства треугольников | |
21 | Три признака равенства треугольников | https://m.edsoo.ru/8866e88e |
22 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | |
23 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | |
24 | Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе | https://m.edsoo.ru/8866e9ec |
25 | Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе | |
26 | Равнобедренные и равносторонние треугольники | https://m.edsoo.ru/8866d6fa |
27 | Признаки и свойства равнобедренного треугольника | https://m.edsoo.ru/8866d880 |
28 | Признаки и свойства равнобедренного треугольника | https://m.edsoo.ru/8866d880 |
29 | Признаки и свойства равнобедренного треугольника | https://m.edsoo.ru/8866e26c |
30 | Неравенства в геометрии | |
31 | Неравенства в геометрии | https://m.edsoo.ru/8866e3a2 |
32 | Неравенства в геометрии | |
33 | Неравенства в геометрии | |
34 | Прямоугольный треугольник с углом в 30° | https://m.edsoo.ru/8866eb22 |
35 | Прямоугольный треугольник с углом в 30° | |
36 | Контрольная работа по теме "Треугольники" | https://m.edsoo.ru/8866ecbc |
Раздел III. Параллельные прямые, сумма углов треугольника (14 часов) |
37 | Параллельные прямые, их свойства | https://m.edsoo.ru/8866ef64 |
38 | Пятый постулат Евклида | |
39 | Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей | https://m.edsoo.ru/8866f086 |
40 | Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей | |
41 | Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей | |
42 | Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей | |
43 | Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей | https://m.edsoo.ru/8866f3b0 |
44 | Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой | |
45 | Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой | |
46 | Сумма углов треугольника | https://m.edsoo.ru/8866f630 |
47 | Сумма углов треугольника | https://m.edsoo.ru/8866f8ba |
48 | Внешние углы треугольника | https://m.edsoo.ru/8866fa5e |
49 | Внешние углы треугольника | |
50 | Контрольная работа по теме "Параллельные прямые, сумма углов треугольника" | https://m.edsoo.ru/8866fe6e |
Раздел IV. Окружность и круг. Геометрические построения (14 часов) |
51 | Окружность, хорды и диаметр, их свойства | https://m.edsoo.ru/88670800 |
52 | Касательная к окружности | https://m.edsoo.ru/88670e9a |
53 | Окружность, вписанная в угол | |
54 | Окружность, вписанная в угол | |
55 | Понятие о ГМТ, применение в задачах | https://m.edsoo.ru/8867013e |
56 | Понятие о ГМТ, применение в задачах | https://m.edsoo.ru/88670508 |
57 | Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек | |
58 | Окружность, описанная около треугольника | https://m.edsoo.ru/88670a62 |
59 | Окружность, описанная около треугольника | |
60 | Окружность, вписанная в треугольник | https://m.edsoo.ru/8867103e |
61 | Окружность, вписанная в треугольник | |
62 | Простейшие задачи на построение | https://m.edsoo.ru/88671188 |
63 | Простейшие задачи на построение | https://m.edsoo.ru/886712d2 |
64 | Контрольная работа по теме "Окружность и круг. Геометрические построения" | https://m.edsoo.ru/88671462 |
Раздел V. Повторение (4 часа) |
65 | Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса | https://m.edsoo.ru/886715b6 |
66 | Итоговая контрольная работа | https://m.edsoo.ru/886716ec |
67 | Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса | |
68 | Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса | https://m.edsoo.ru/886719bc |