АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» г. Смоленска
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2023г. | Утверждаю Директор В.В. Кудельникова Приказ № 199-ОД от 31.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Геометрии для 9 класса,
основное общее образование
Михайловой Елены Николаевны
учителя математики и информатики
Довбыш Марии Константиновны
учителя математики и информатики
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с документами:
Требования Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М: «Просвещение», 2011год).
ООП ООО МБОУ «СШ № 9» на 2022-2023 уч. гг.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г.)
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и соответствует учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
Цели изучения курса «Геометрия»:
В направлении личностного развития:
- Развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
- Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
- Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры;
- Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей
В предметном направлении:
- Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика курса «Геометрия»:
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
В результате освоения курса геометрии 9 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки вычисления длин отрезков, величин углов, площадей многоугольников применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
В курсе геометрии 9 класса можно выделить следующие содержательно-методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».
Линия «Геометрические фигуры» нацелена на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела и темы | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала | Формы контроля |
Вводное повторение | 2 | Повторение тем, изученных в 8 классе. | |
Векторы. Метод координат. | 18 | Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сумма векторов. Средняя линии трапеции. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. | Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат». |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Измерительные работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. Контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
Длина окружности, площадь круга. | 11 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора. | Контрольная работа по теме «Длина окружности. Площадь круга». |
Движения | 5 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Наложения и движения. Параллельный перенос. Поворот. | Контрольная работа по теме «Движение». |
Начальные сведения из стереометрии. | 5 | Геометрические тела и их свойства. Правильные многогранники. Тела и поверхности вращения. | |
Итоговое повторение | 14 | Начальные геометрические сведения. Треугольники. Четырехугольники. Окружность. | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы учебного курса | Количество часов |
| Вводное повторение | 2 |
| Векторы. Метод координат. | 18 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 |
| Длина окружности, площадь круга. | 10 |
| Движения | 5 |
| Начальные сведения из стереометрии. | 8 |
| Итоговое повторение | 14 |
| ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
(68 ЧАСОВ В ГОД/2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Примечания |
Вводное повторение (2 часа) |
| Повторение материала, изученного в 8 классе. | | | | |
| Повторение материала, изученного в 8 классе. | | | | |
Векторы. Метод координат. (18 часов) |
| Понятие вектора. Равенство векторов. | | | | |
| Понятие вектора. Равенство векторов. | | | | |
| Сложение векторов. | | | | |
| Вычитание векторов | | | | |
| Сложение и вычитание векторов. Решение задач. | | | | |
| Умножение вектора на число. | | | | |
| Применение векторов к решению задач. | | | | |
| Средняя линия трапеции. | | | | |
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | | | | |
| Координаты вектора | | | | |
| Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | | | | |
| Простейшие задачи в координатах. | | | | |
| Простейшие задачи в координатах | | | | |
| Уравнение окружности. | | | | |
| Уравнение прямой. | | | | |
| Уравнение окружности. Уравнение прямой. Решение задач. | | | | |
| Подготовка к контрольной работе по теме «Векторы. Метод координат». | | | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат». | | | | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов) |
| Синус, косинус и тангенс угла. | | | | |
| Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | | | | |
| Синус, косинус и тангенс угла. Формулы для вычисления координат точки. | | | | |
| Теорема о площади треугольника. | | | | |
| Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. | | | | |
| Решение треугольников. | | | | |
| Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | | | | |
| Скалярное произведение векторов. | | | | |
| Скалярное произведение векторов. | | | | |
| Подготовка к контрольной работе «Соотношение между сторонами и углами треугольника.» | | | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника». | | | | |
Длина окружности и площадь круга. (10 часов) |
| Правильный многоугольник. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | | | | |
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | | | | |
| Решение задач по теме «Правильные многоугольники» | | | | |
35. | Длина окружности. | | | | |
36. | Площадь круга. | | | | |
37. | Длина окружности. Площадь круга. | | | | |
38. | Площадь кругового сектора. | | | | |
39. | Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга». | | | | |
40. | Подготовка к контрольной работе «Длина окружности площадь круга». | | | | |
41. | Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности. Площадь круга». | | | | |
Движение. (5 часов) |
42 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | | | | |
43. | Наложения и движения. | | | | |
44. | Параллельный перенос. Поворот. | | | | |
45. | Решение задач по теме «Движение». | | | | |
46. | Контрольная работа № 4 по теме «Движение». | | | | |
Начальные сведения из стереометрии. (8 часов) |
47. | Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранник. | | | | |
48. | Призма. Параллелепипед | | | | |
49. | Объём тела. | | | | |
50. | Пирамида. | | | | |
51. | Цилиндр. | | | | |
52. | Конус. | | | | |
53. | Сфера. Шар. | | | | |
54. | Тела и поверхности вращения. Решение задач. | | | | |
Итоговое повторение. (14 часов) |
55. | Углы. | | | | |
56. | Треугольники общего типа, равнобедренные, прямоугольные. | | | | |
57. | Параллелограмм, ромб, трапеция, многоугольники. | | | | |
58. | Центральные и вписанные углы. | | | | |
59. | Касательная, хорда, секущая, радиус. | | | | |
60. | Вписанная и описанная окружность. | | | | |
61. | Площадь квадрата, прямоугольника, параллелограмма, трапеции. | | | | |
62. | Площадь треугольников (общая, прямоугольного, равностороннего). | | | | |
63. | Площадь круга и его частей. | | | | |
64. | Векторы. Метод координат. | | | | |
65. | Соотношение между сторонами и углами треугольников. | | | | |
66. | Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации. | | | | |
67-68. | Резерв. | | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | год |
3 | 2 | 5 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении, и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение вычислять длины отрезков, величины углов, площади геометрических фигур
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.