СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10,11 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10,11 классы»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Савкинская

средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова





Принята

на педагогическом совете школы

Протокол № от « » _____________2020 г.


Утверждаю

директор школы____________/А.А. Байгужинов/

приказ № от « »_______________2020 г.















Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика»

10-11 классы








Составитель: Бабий С. В.,

учитель информатики














с. Савкино, 2020

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Информатика» обязательной предметной области «Математика и информатика» для среднего общего образования разработана на основе:

Нормативных документов:

«Закон об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано Минюстом РФ 07.06.2012 г. № 24480), в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, от 29.06.2017 г. № 613);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677);

Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ Савкинской СОШ.

С учётом информационно-методических материалов:

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (fgosreestr.ru).

Программа направлена на реализацию системно-деятельностного подхода к процессу обучения, который обеспечивает:

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • формирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

  • формирование позитивного отношения к познанию научной картины мира;

  • осознанную организацию обучающимися своей деятельности, а также адекватное её оценивание;

  • построение развивающей образовательной среды обучения.

Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить решение следующих задач:

  • сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;

  • сформированность основ логического и алгоритмического мышления;

  • сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;

  • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

  • принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.

  • создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской и творческой деятельности, мотивации учащихся к саморазвитию.



Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Общеобразовательный предмет информатики отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.

Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:

  • понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;

  • умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

  • осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.


Учебный план на изучение информатики на базовом уровне в 10 – 11 классах отводит:


10 класс – 1 час в неделю/ 36 часов в год;

11 класс – 1 час в неделю/ 34 часа в год.

Итого 70 учебных часов.

Текущий контроль осуществляется с целью проверки степени и качества усвоения материала в ходе его изучения в следующих формах: самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, зачеты.


Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством РФ.










  1. Планируемые результаты изучения предмета «Информатика»

Личностные результаты освоения учебного предмета

  • ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;

  • готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):

10 класс

Регулятивные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.



Повышенный уровень

  • умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;



Познавательные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

Повышенный уровень:

  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Повышенный уровень:

  • умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

11 класс

Регулятивные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Повышенный уровень

  • умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;



Познавательные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

  • спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, представлять её в понятной форме;

  • умение принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;



Повышенный уровень:

  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;



Повышенный уровень:

  • умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;

  • формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;



Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»

10 класс


Информация и информационные процессы


Выпускник научится:

  • использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.

  • использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.


Компьютер и его программное обеспечение


Выпускник научится:

  • аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

  • применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник получит возможность научиться:

  • классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;

  • использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

  • понимать принцип управления робототехническим устройством;

  • осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;

  • диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;

  • использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий;

  • познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;

  • узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров;

  • узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик

  • компьютера.


Представление информации в компьютере

Выпускник научится:

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно;

  • сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации

Выпускник получит возможность научиться:

  • научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях

и технике.


Элементы теории множеств и алгебры логики

Выпускник научится:

  • строить логической выражение по заданной таблице истинности;

  • решать несложные логические уравнения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.


Современные технологии создания и обработки информационных объектов


Выпускник научится:

  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.



11 класс

Обработка информации в электронных таблицах

Выпускник научится:

  • использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

  • представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.


Выпускник получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;

  • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.



Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

  • узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;

  • читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

  • выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

  • создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;

  • получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;

  • применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;

  • использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;

  • выполнять созданные программы.


Информационное моделирование


Выпускник научится:

  • находить оптимальный путь во взвешенном графе;

  • использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;

  • описывать базы данных и средства доступа к ним;

  • наполнять разработанную базу данных.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

  • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;

  • создавать учебные многотабличные базы данных.


Сетевые информационные технологии

Выпускник научится:

  • использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете;

  • вести поиск в информационных системах;

  • использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;

  • использовать в повседневной практической деятельности (в том числе размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;

  • узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;

  • создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;

  • критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Основы социальной информатики

Выпускник научится:

  • использовать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.



  1. Содержание учебного предмета «Информатика»


Введение. Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации.


Математические основы информатики

Тексты и кодирование

Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.

Системы счисления

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.

Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.

Дискретные объекты

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.


Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмические конструкции

Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.

Табличные величины (массивы).

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Составление алгоритмов и их программная реализация

Этапы решения задач на компьютере.

Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.

Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:

алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);

алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);

алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.

Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).

Постановка задачи сортировки.

Анализ алгоритмов

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.

Математическое моделирование

Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.


Использование программных систем и сервисов

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.

Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.

Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.

Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.

Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.

Работа с аудиовизуальными данными

Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.

Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.

Электронные (динамические) таблицы

Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).

Базы данных

Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Автоматизированное проектирование

Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.

3D-моделирование

Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.

Аддитивные технологии (3D-принтеры).

Системы искусственного интеллекта и машинное обучение

Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.


Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве

Компьютерные сети

Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.

Аппаратные компоненты компьютерных сетей.

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).

Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.

Деятельность в сети Интернет

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.

Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.

Социальная информатика

Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.

Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.

Информационная безопасность

Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.

Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.


  1. Тематическое планирование

10 класс

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

Информация и информационные процессы – 6 часов

1.

Информация. Информационная грамотность и

информационная культура

§1

2.

Подходы к измерению информации

§2

3.

Информационные связи в системах различной природы

§3

4.

Обработка информации

§4

5.

Передача и хранение информации

§5

6.

Обобщение и систематизация изученного материала

§1–5




по теме «Информация и информационные процессы»

(урок-семинар или проверочная работа)


Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов

7.

История развития вычислительной техники

§6

8.

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

§7

9.

Программное обеспечение компьютера

§8

10.

Файловая система компьютера

§9

11.

Обобщение и систематизация изученного материала

по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа)

§6–9

Представление информации в компьютере – 9 часов

12.

Представление чисел в позиционных системах

счисления

§10

13.

Перевод чисел из одной позиционной системы

счисления в другую

§11.1–11.4

14.

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах

счисления

§11.5

15.

Арифметические операции в позиционных системах

счисления

§12

16.

Представление чисел в компьютере

§13

17.

Кодирование текстовой информации

§14

18.

Кодирование графической информации

§15

19.

Кодирование звуковой информации

§16

20.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере»

(урок-семинар или проверочная работа)

§10–16

Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов

21.

Некоторые сведения из теории множеств

§17

22.

Алгебра логики

§18

23.

Таблицы истинности

§19

24.

Основные законы алгебры логики

§20.1

25.

Преобразование логических выражений

§20.2–20.3

26.

Элементы схемотехники. Логические схемы

§21

27.

Логические задачи и способы их решения

§22

28.

Обобщение и систематизация изученного материала

по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа)

§17–22

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов

29.

Текстовые документы

§23

30.

Объекты компьютерной графики

§24

31.

Компьютерные презентации

§25



32.

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и

обработка информационных объектов»

§23–25

33.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар

или проверочная работа)

§23–25

Итоговое повторение – 2 часа

34.

Основные идеи и понятия курса

§1–25

35-36.

Итоговое тестирование

§1–25


  1. класс

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов

1.

Табличный процессор. Основные сведения

§1

2.

Редактирование и форматирование в табличном

процессоре

§2

3.

Встроенные функции и их использование

§3 (1, 2,5)

4.

Логические функции

§3(3, 4)

5.

Инструменты анализа данных

§4

6.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных

таблицах» (урок-семинар или проверочная работа)

§1–4

Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов

7.

Основные сведения об алгоритмах

§5

8.

Алгоритмические структуры

§6

9.

Запись алгоритмов на языке программирования

Паскаль

§7(1, 2)

10.

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

§7 (3)

11.

Функциональный подход к анализу программ

§7 (4)

12.

Структурированные типы данных. Массивы

§8 (1–3)

13.

Задачи обработки массивов

§8 (4–5)

14.

Сортировка массивов

§8 (6)

15.

Структурное программирование

§9 (1, 2)

16.

Рекурсивные алгоритмы

§9 (3, 4)

17.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная

работа)

§5–9

Информационное моделирование – 8 часов

18.

Модели и моделирование

§10

19.

Моделирование на графах. Знакомство с теорией

§11




игр


20.

База данных как модель предметной области.

Реляционные базы данных

§12

21.

Системы управления базами данных

§13

22.

Проектирование и разработка базы данных

§13

23.

Обобщение и систематизация изученного материала

по теме «Информационное моделирование» (урок- семинар или проверочная работа)

§10–13

Сетевые информационные технологии – 5 часов

24.

Основы построения компьютерных сетей

§14.1–14.3

25.

Как устроен Интернет

§14.4

26.

Службы Интернета

§15

27.

Интернет как глобальная информационная система

§16

28.

Обобщение и систематизация изученного материала

по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа)

§14–16

Основы социальной информатики – 4 часа

29.

Информационное общество

§17

30.

Информационное право

§18.1–18.3

31.

Информационная безопасность

§18.4

32.

Обобщение и систематизация изученного материала

по теме «Основы социальной информатики» (урок- семинар)

§17–18

Итоговое повторение

33.

Основные идеи и понятия курса

§1–18

34.

Итоговая контрольная работа