Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФГОС СОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413);
3. ООП СОО (утверждена приказом директора от 01.09. 2019г.№ 01-08/336);
4. Положение о рабочей программе учебного предмета средней школы №70;
5. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от «31» августа 2020г.№ 01-08/249);
6. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от «31» августа 2020г.№ 01-08/249);
7. Примерная программа по информатике («Информатика. Программа для средней школы 10-11 классы» Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой);
8. Приказ директора школы от «31» августа 2020г.№ 01-08/249 о перечне учебников.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики в 10 классе отводится 1 ч. в неделю. Таким образом, при 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 34 ч.
Планируемые предметные результаты (ФГОС) | Тема/раздел Содержание программы (РЕЕСТР) | Информатика 10 класс |
Ученик научится (РЕЕСТР) | Ученик получит возможность научиться (РЕЕСТР) |
(1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; (5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; (6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; (7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. | Тема 1. Информация и информационные процессы. (1, 7) Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. | | - использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира; - строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; - использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах. |
Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение. (5,7) Архитектура современных компьютеров. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. | - аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; - применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; - использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; - соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. | - классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; - понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; - использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; - понимать принцип управления робототехническим устройством; - осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; - диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом; - использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; - узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера. |
Тема 3. Представление информации в компьютере. (6, 7) Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. | - переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; - определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации. | - складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; - использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике. |
Тема 4. Элементы теории множеств и алгебры логики. (7) Операции «импликация», «эквивалентность». Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Решение простейших логических уравнений. | - строить логической выражение по заданной таблице истинности; - решать несложные логические уравнения. | - выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов. |
Тема 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов. (6,7) Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. | - создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. | |
Содержание учебного предмета информатики в 10 классе отображено в календарно-тематическом планировании.
№ п/п | № урока в теме | Содержание (что пройдено на уроке) | Дата по плану | Дата фактическая |
I группа | II группа | I группа | II группа |
1 | 1 | Стартовая контрольная работа. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. | | | | |
Тема 1 «Информация и информационные процессы» (6 часов) |
2 | 1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | | | | |
3 | 2 | Подходы к измерению информации. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. | | | | |
4 | 3 | Информационные связи в системах различной природы. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. | | | | |
5 | 4 | Обработка информации. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. | | | | |
6 | 5 | Передача и хранение информации. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. | | | | |
7 | 6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы». Проверочная работа №1. | | | | |
Тема 2 «Компьютер и его программное обеспечение» (5 часов) |
8 | 1 | Всероссийский урок безопасности в сети интернет. Анализ проверочной работы. Архитектура современных компьютеров. История развития вычислительной техники. | | | | |
9 | 2 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Практическая работа №1. | | | | |
10 | 3 | Программное обеспечение компьютера. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. | | | | |
11 | 4 | Файловая система компьютера. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Практическая работа №2. | | | | |
12 | 5 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа №2. | | | | |
Тема 3 «Представление информации в компьютере» (9 часов) |
13 | 1 | Всероссийская акция «Час кода». Анализ проверочной работы. | | | | |
14 | 2 | Представление чисел в позиционных системах счисления. | | | | |
15 | 3 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. | | | | |
16 | 4 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. | | | | |
17 | 5 | Представление чисел в компьютере. | | | | |
18 | 6 | Кодирование текстовой информации. | | | | |
19 | 7 | Кодирование графической информации. | | | | |
20 | 8 | Кодирование звуковой информации. | | | | |
21 | 9 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Проверочная работа №3. | | | | |
Тема 4 «Элементы теории множеств и алгебры логики» (8 часов) |
22 | 1 | Анализ проверочной работы. Некоторые сведения из теории множеств. | | | | |
23 | 2 | Алгебра логики. | | | | |
24 | 3 | Таблицы истинности. Операции «импликация», «эквивалентность». Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. | | | | |
25 | 4 | Основные законы алгебры логики. Примеры законов алгебры логики. | | | | |
26 | 5 | Преобразование логических выражений. Эквивалентные преобразования логических выражений. | | | | |
27 | 6 | Элементы схемотехники. Логические схемы. | | | | |
28 | 7 | Логические задачи и способы их решения. Решение простейших логических уравнений. | | | | |
29 | 8 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа №4. | | | | |
Тема 5 «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (4 часов) |
30 | 1 | Анализ проверочной работы. Текстовые документы. Практическая работа №3. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. | | | | |
31 | 2 | Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации. Практическая работа №4. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. | | | | |
32 | 3 | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов». Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. | | | | |
33 | 4 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов». Проверочная работа №5. | | | | |
Итоговое повторение (2 часа) |
34 | 2 | Обобщение и систематизация основных понятий за курс 10 класса. Итоговая Проверочная работа. | | | | |