Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Цаганаманская средняя общеобразовательная школа №2»
п. Цаган Аман Юстинского района Республики Калмыкия
РАССМОТРЕНО на МО Протокол № 1 «27» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: ________/ «27» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор: ________/ Пр. № 162 «30» августа 2021 г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«История»
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории для учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой, 2014 г.
(7 класс)
2021-2022 учебный год
2021 год.
Пояснительная записка
к адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе по истории России
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(7 класс)
Образовательная область: «общественно-научные предметы».
Предмет: «История»
Класс: 7
Учитель Таунов Ю. А.
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; 1 час в неделю.
Сроки реализации программы: 2021-2022 учебный год.
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
примерной программы по истории для учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой, 2014 г.
Рабочая программа частично реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История 5-9 класс». История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно- исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. В этой связи программа направлена на то, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся. Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на 3 года. Структурным принципом построения программы явился линейный принцип. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов: -цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе; -экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям; - объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов. Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся. Цель: формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. 2.Воспитательные:
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание
, правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
3. Коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас;
Место учебного предмета «обществознание» в учебном плане:
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в 7 классе.
Учебно-методический комплекс .
1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.
2. Бгажнокова И. М. История Отечества. 7 класс : учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И . М . Бгажнокова, JI. В. Смирнова. — М. : Просвещение,2021
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
1. пользоваться лентой времени;
2. устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
3. выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
4. пользоваться учебником и картой;
5. использовать части понятий в активной речи;
6. использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;
7. уметь самостоятельно исправить ошибки.
Учащиеся должны знать:
1. когда началось и закончилось событие;
2. как протекало конкретное событие;
3. великих русских поэтов, писателей, историков.
Программа реализует следующие принципы:
Линейность;
Элементы концентризма;
Научность содержания;
Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;
Доступность, систематичность, последовательность программного материала;
Уровневый подход к формированию исторических знаний;
Коррекционная направленность обучения.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
• наглядные – наблюдение, демонстрация
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 5 минут на уроке или полный урок.
Межпредметные связи: география (географическое положение стран), математика (исторические даты), литература ( биография исторических личностей.)
Содержание учебного материала
7 класс (35 часов)
Введение в историю (4 часа)
Что такое история? Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода (5 часов)
История нашей страны древнейшего периода Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи- богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь (8 часов)
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
Распад Киевской Руси (4 часа)
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств- государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского. Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русскоЦ. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (6 часов)
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества (5 часов)
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
Повторение за год - 1 час.
Резервные часы – 2 часа.
Тематическое распределение часов.
7 класс.
№пп | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Введение в историю. | 4 |
2. | История нашей страны древнейшего периода. | 5 |
3. | Киевская Русь. | 8 |
4. | Распад Киевской Руси | 4 |
5. | Борьба Руси с иноземными завоевателями | 6 |
6. | Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества. | 5 |
7. | Повторение за год | 1 |
8. | Резерв | 2 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 7 классе .
№ | Тема | Кол.ч. | Д/з | Сроки |
План | Факт |
| Введение в историю. | 4 ч | | | |
1. | История – наука о прошлом. | 1 ч. | | | |
2. | Наша Родина – Россия. | 1 ч. | | | |
3. | Счет лет в истории. | 1 ч. | | | |
4. | Историческая карта. | 1 ч. | | | |
| История нашей страны древнейшего периода. | 5ч. | | | |
5. | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. | 1 ч. | | | |
6. | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 ч. | | | |
7. | Основные занятия восточных славян. | 1 ч. | | | |
8. | Обычаи и верования восточных славян. | 1 ч. | | | |
9. | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | 1 ч. | | | |
| Киевская Русь. | 8 ч. | | | |
10. | Образование Киевской Руси. | 1 ч. | | | |
11. | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 ч. | | | |
12. | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 ч. | | | |
13. | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 ч. | | | |
14. | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 ч. | | | |
15. | Правление Ярослава Мудрого. | 1 ч. | | | |
16. | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 ч. | | | |
17. | Древнерусские города. | 1 ч. | | | |
| Распад Киевской Руси. | 4 ч. | | | |
18. | Причины распада Киевской Руси. | 1 ч. | | | |
19. | Киевское княжество в XII веке. | 1 ч. | | | |
20. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 ч. | | | |
21. | Господин Великий Новгород. | 1 ч. | | | |
| Борьба с иноземными завоевателями. | 6 ч. | | | |
22. | Нашествие монголо-татар на Русь. | 1 ч. | | | |
23. | Русь под монголо-татарским игом. | 1 ч. | | | |
24. | Рыцари-крестоносцы | 1 ч. | | | |
25. | Александр Невский и его новгородская дружина. | 1 ч. | | | |
26. | Невская битва. | 1 ч. | | | |
27. | Ледовое побоище. | 1 ч. | | | |
| Начало объединения русских земель. | 5 ч. | | | |
28. | Возвышение Москвы. | 1 ч. | | | |
29. | Московский князь Иван Калита. | 1 ч. | | | |
30. | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 ч. | | | |
31. | Битва на Куликовском поле. | 1 ч. | | | |
32. | Иван III.Освобождение от иноземного ига. | 1 ч. | | | |
33. | Повторение за год. | 1 ч. | | | |
34 -35 | Резерв. | 2 ч. | | | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Методическая литература для учителя:
Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.
Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
5.Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
6.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
7.Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
8.Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
9.Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
10.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
11.Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
12.Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
13.Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Методическая литература для учащихся:
1. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.