Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чупинская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Чупинская СОШ)
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБОУ Чупинская СОШ Протокол от 25.08.2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Приказом МБОУ Чупинская СОШ от 25.08.2022 г. № ___ Директор МБОУ Чупинская СОШ _______________ /ХХХХХХХХХ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Предметная область: «Искусство»
Уровень: начальное общее образование
Срок реализации: 4 года (1 – 4 класс)
Разработчик программы:
Селякова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ Чупинская СОШ
пгт Чупа 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется, прежде всего, в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО 1класс
№ п/п | Тема урока | | | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Модуль 1 «Восприятие произведений искусства» | 2 ч. | | |
1. | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства | Урок «Изображения всюду вокруг нас» https://youtu.be/NmtvYuVMXbI Видео «Инструменты художника» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7691977?menuReferrer=catalogue |
2. | Первые представления о композиции. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, | Художественные материалы (интерактивное задание) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material/app/328575?menuReferrer=catalogue |
| Модуль 2 «Графика» | 6 ч. | | |
3. | Линейный рисунок. Разные виды линий. | 1 | Содействовать эстетическому воспитанию учащихся | Урок «Изображать можно линией» https://youtu.be/1qe5lbl-YVc |
4. | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Рисунок с натуры | 1 | Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе | Видео «Осенний лес, где деревья похожи на разные по форме листья» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9961287?menuReferrer=catalogue |
5. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ |
6. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица). | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ |
7. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками; | https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ Тест «Пятно как средство выразительности» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10057973?menuReferrer=catalogue |
8. | Тень как пример пятна. Силуэт. | 1 | Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на основе произведений литературы и искусства | Урок «Пейзаж "Птицы на закате"» (с использованием силуэтной техники) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7720745?menuReferrer=catalogue |
| Модуль 3 «Живопись» | 5 ч. | | |
9. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. | 1 | Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства | Урок «Цвет и образ в изобразительном искусстве. Секрет двух букетов» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142488?menuReferrer=catalogue Урок «Радуга-дуга» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4215/start/182056/ |
10. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы воспитание умения сотрудничать с одноклассниками; | Урок «Осенние перемены в природе» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5000/start/189908/ |
11. | Наш мир украшают цветы. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками; | Цветочная поляна (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10535409?menuReferrer=catalogue |
12. | Изображения разных времён года. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками; | Урок «Осенняя палитра. Листопад» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1764726?menuReferrer=catalogue Урок «Весенний пейзаж» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/155359/ |
13. | Техника монотипии. Представления о симметрии. | 1 | Воспитание эмоционально-образной, чувственной сферы; воспитание умения сотрудничать с одноклассниками; | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ |
| Модуль 4 «Скульптура» | 4 ч. | | |
14. | Изображение в объёме. | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; | Видео «Пластилин» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7393170?menuReferrer=catalogue Видео «Лепим лисицу из пластилина» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7091647?menuReferrer=catalogue |
15. | Бумажная пластика. Объёмная аппликация. | 1 | Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, | Урок «Все имеет свое строение» (создаем аппликацию из геометрических форм: Пчелка) https://www.youtube.com/watch?v=14tZe7akISM |
16. | Глиняные игрушки известных народных художественных промыслов. | 1 | Прививать понимание особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. | Урок «Русская глиняная игрушка» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4053/start/169492/ Видео «Дымковские игрушки» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7338341?menuReferrer=catalogue |
17. | Объёмная аппликация из бумаги и картона | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; | https://resh.edu.ru/ Урок «Технологии работы с бумагой и картоном. Объёмные снежинки в технике оригами» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/72061107?menuReferrer=catalogue |
| Модуль 5 «Декоративно-прикладное искусство» | 6 ч. | | |
18. | Узоры в живой природе. | 1 | Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ |
19. | Симметрия и наблюдение её в природе. | 1 | Воспитание эстетических чувств, способствующих активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде | Урок «Рисуем бабочку» (в технике монотипии) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8552438?menuReferrer=catalogue |
20. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; | Видео «Что такое орнамент?» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9418620?menuReferrer=catalogue Урок «Декоративная композиция» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3726/start/169650/ |
21. | Орнамент игрушек известных народных художественных промыслов. | 1 | Приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры; содействовать военно-патриотическому воспитанию | "Знакомство с дымковской игрушкой" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10511838?menuReferrer=catalogue Урок «Орнамент народов России. Хохлома» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3716/start/168876/ |
22. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, творческого подхода к работе; | Урок «Строим вещи» (конструируем подарочную коробочку из бумаги) https://www.youtube.com/watch?v=PQ-ZGJTzOKg Урок «Новогодние игрушки» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4994/start/182134/ |
23. | Форма и украшение бытовых предметов. | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, творческого подхода к работе; | Урок «Декоративная композиция» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3726/start/169650/ |
| Модуль 6 «Архитектура» | 3 ч. | | |
24. | Разнообразие архитектурных построек в окружающем мире. | 1 | Приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ |
25. | Дома бывают разными. | 1 | Приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ Видео «Домики в виде овощей, фруктов, грибов» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10396338?menuReferrer=catalogue |
26. | Макетирование «Сказочного города» из бумаги, картона или пластилина | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости. | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ Урок «Строим город» (конструируем дом из геометрических форм) https://www.youtube.com/watch?v=VEM6akFGxtE |
| Модуль 7 «Восприятие произведений искусства» | 5 ч. | | |
27. | Восприятие произведений детского творчества. | 1 | Воспитание чувства прекрасного; познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; | Урок «Восприятие произведений искусства» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8859133?menuReferrer=catalogue |
28. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека. | 1 | Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе | https://uchi.ru/ https://stranamasterov.ru/ https://resh.edu.ru/ |
29. | Восприятие художественных иллюстраций в детских книгах. | 1 | Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; | Видео «Русская народная сказка "Кот и лиса"» (иллюстрации в книге) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9740213?menuReferrer=catalogue |
30. | Знакомство с живописной картиной. | 1 | Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на основе произведений литературы и искусства | Видео «Сказочные образы в картинах В.М. Васнецова» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7536880?menuReferrer=catalogue Видео «Винсент Ван Гог» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/6067061?menuReferrer=catalogue |
31. | Произведения художников по теме «Времена года». | 1 | Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на основе произведений литературы и искусства | Видео «Ранняя весна в картинах русских художников» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8983633?menuReferrer=catalogue |
| Модуль «Азбука цифровой графики» | 2 ч. | | |
32. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений | 11 | Воспитание эстетических чувств, способствующих активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде | Природа. Фотография цветущего луга (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9511342?menuReferrer=catalogue |
33. | Обсуждение ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме | 11 | Воспитание познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; | Сосна летом. Фотография (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5206385?menuReferrer=catalogue |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 ч. | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Обязательные учебные материалы для ученика
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Методические материалы для учителя
Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под ред Б. М. Неменского. 1-4 классы. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1– 4 классы. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под ред. Неменского Б. М.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет Образовательная онлайн-платформа
https://uchi.ru/main Единое содержание общего образования
https://edsoo.ru/ Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka Информационный методический кабинет
http://www.metodkabinet.eu Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru Государственный Эрмитаж
https://ermitazh.org/ofitsialnyhttp://www.metodkabinet.eu/j-sajt/ Государственный Русский музей
https://www.rusmuseum.ru Государственная Третьяковская галерея
https://www.tretyakovgallery.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ...
http://window.edu.ru Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений.
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ. Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
Трафарет «Домашние животные»
Трафарет «Листья деревьев»
Трафарет «Фрукты»
Трафарет «Воздушный шар»
Трафарет «Автомобили»
Трафарет «Лесные звери»