I Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. С. Кузина и Э. И. Кубышкиной и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Программа составлена на основе I варианта базисного учебного плана.
Цели и задачи изучения предмета
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка.
Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
II Планируемые результаты
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественнотворческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
В течение учебного года уч-ся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре,
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о вышивке,
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), об основных цветах (красный, жёлтый, синий),
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок и т. д.), о сложных цветах, о цветах тёплых и холодных, светлых и тёмных.
К концу учебного года уч-ся должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось и почему, какие чувства, переживания может передать художник),
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов,
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета,
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги,
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения,
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удалённых предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приёмом загораживания,
- выполнять узоры в полосе, круге, квадрате из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм,
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению,
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
III Содержание
Раздел: Мы рисуем осень (9 ч)
Моё лето. Рисование на темы.
И снова осень к нам пришла. Рисование с натуры.
Осень – пора грибная. Рисование с натуры.
Сыплются с дерева листья поблекшие… Рисование с натуры.
Осень. Музыка дождя. Рисование на темы.
Красота обычных вещей. Цилиндр. Художественное конструирование и дизайн.
Осенние подарки природы. Лепка.
Осенний натюрморт. Рисование с натуры.
Мы рисуем сказочную веточку. Декоративное рисование.
Раздел: Мы рисуем сказку (7 ч)
Весёлые узоры. Декоративная работа. Лепка.
Сказка про осень. Рисование по памяти.
Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование по памяти.
Мы рисуем сказку. Иллюстрирование.
Мы рисуем сказочную птицу. Декоративная работа.
Архангельский рождественнский пряник. Лепка.
Готовимся к встрече сказки – празднику Нового года. Художественное конструирование и дизайн.
Раздел: Мои друзья (9 ч)
Зимние развлечения с друзьями. Рисовние на темы.
Богородская игрушка. Лепка по представлению.
Наши друзья – животные. Рисование по памяти.
Любимые сказки моих друзей. Рисование.
Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед. Художественное конструирование и дизайн.
Защитники земли русской. Рисование на темы.
Красота обычных вещей. Конус. Художественное конструирование и дизайн.
Моя семья – забота и любовь. Рисование на темы.
Мои друзья – птицы. Рисование по памяти.
Раздел: С чего начинается Родина… (9 ч)
Главные художественные музеи страны. Беседы об искусстве.
Весенний солнечный день. Рисование на темы.
Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование с натуры.
Мы рисуем русскую народную сказку. Иллюстрирование.
Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование с натуры.
Цветы нашей Родины. Рисование с натуры.
Проект детской площадки. Художественное конструирование и дизайн.
С чего начинается Родина. Рисование на темы.
Итоговый урок. Выставка детских работ.
IV Календарно-тематическое планирование
№ п./п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока |
Раздел: Мы рисуем осень (9 ч) |
1 | Моё лето. Рисование на темы. | 1 | Комбинированный урок | Изображать живописными средствами с натуры, по памяти и по представлению осенние цветы, листья, букеты, грибы. Иметь представление о композиции рисунка. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием. Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Создавать объёмные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способы лепки. | |
2 | И снова осень к нам пришла. Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
3 | Осень – пора грибная. Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
4 | Сыплются с дерева листья поблекшие… Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
5 | Осень. Музыка дождя. Рисование на темы. | 1 | Комбинированный урок | |
6 | Красота обычных вещей. Цилиндр. Художественное конструирование и дизайн. | 1 | Комбинированный урок | |
7 | Осенние подарки природы. Лепка. | 1 | Комбинированный урок | |
8 | Осенний натюрморт. Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
9 | Мы рисуем сказочную веточку. Декоративное рисование. | 1 | Комбинированный урок | |
Раздел: Мы рисуем сказку (7 ч) |
10 | Весёлые узоры. Декоративная работа. Лепка. | 1 | Комбинированный урок | Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Выбирать сюжет для иллюстрирования сказки. Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Освоить элементарные приёмы иллюстрирования литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зимней природы, детей, зверей, птиц. Использовать знания о пропорциях фигуры человека. | |
11 | Сказка про осень. Рисование по памяти. | 1 | Комбинированный урок | |
12 | Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование по памяти. | 1 | Комбинированный урок | |
13 | Мы рисуем сказку. Иллюстрирование. | 1 | Комбинированный урок | |
14 | Мы рисуем сказочную птицу. Декоративная работа. | 1 | Комбинированный урок | |
15 | Архангельский рождественнский пряник. Лепка. | 1 | Комбинированный урок | |
16 | Готовимся к встрече сказки – празднику Нового года. Художественное конструирование и дизайн. | 1 | Комбинированный урок | |
Раздел: Мои друзья (9 ч) |
17 | Зимние развлечения с друзьями. Рисовние на темы. | 1 | Комбинированный урок | Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Выбирать сюжет для иллюстрирования сказки. Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Освоить элементарные приёмы иллюстрирования литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зимней природы, детей, зверей, птиц. Использовать знания о пропорциях фигуры человека. | |
18 | Богородская игрушка. Лепка по представлению. | 1 | Комбинированный урок | |
19 | Наши друзья – животные. Рисование по памяти. | 1 | Комбинированный урок | |
20 | Любимые сказки моих друзей. Рисование. | 1 | Комбинированный урок | |
21 | Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед. Художественное конструирование и дизайн. | 1 | Комбинированный урок | |
22 | Защитники земли русской. Рисование на темы. | 1 | Комбинированный урок | |
23 | Красота обычных вещей. Конус. Художественное конструирование и дизайн. | 1 | Комбинированный урок | |
24 | Моя семья – забота и любовь. Рисование на темы. | 1 | Комбинированный урок | |
25 | Мои друзья – птицы. Рисование по памяти. | 1 | Комбинированный урок | |
Раздел: С чего начинается Родина… (9 ч) |
26 | Главные художественные музеи страны. Беседы об искусстве. | 1 | Комбинированный урок | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Называть ведущие художественные музеи России и своего региона. | |
27 | Весенний солнечный день. Рисование на темы. | 1 | Комбинированный урок | |
28 | Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
29 | Мы рисуем русскую народную сказку. Иллюстрирование. | 1 | Комбинированный урок | |
30 | Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
31 | Цветы нашей Родины. Рисование с натуры. | 1 | Комбинированный урок | |
32 | Проект детской площадки. Художественное конструирование и дизайн. | 1 | Комбинированный урок | |
33 | С чего начинается Родина. Рисование на темы. | 1 | Комбинированный урок | |
34 | Итоговый урок. Выставка детских работ. | 1 | Комбинированный урок | | |
7