Аннотация
к рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС) 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».
Главный смысловой стержень курса – связь искусства с жизнью человека. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. (34 учебные недели согласно базисному плану, 1 ч в неделю).
Рабочая учебная учебного предмета программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, структуру предмета, место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
УМК «Школа России».
Срок реализации программы - 1 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4 класс (из сборника рабочих программ «Школа России»). К учебнику Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2013 г.
Рабочая программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребёнок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребёнок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего на курс – 34 часа в год (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В рабочей программе предусмотрено 3 часа на национально-региональный компонент (НРК).
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны
и мира в целом;
отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
музеев своего региона;
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
образ;
цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства
и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
для современного общества;
и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»
Тема года «Искусство вокруг нас»
Учебная четверть | Тема четверти | Кол-во часов | № урока | Тема урока | Содержание учебного материала |
I четверть | Искусство в твоем доме | 9 | 1 | Вводное занятие. «Твои игрушки» | Пояснение темы четверти и темы урока. Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке. Цель и назначение игрушки. Разнообразие игрушек. Демонстрация поделок народных промыслов. Сравнение игрушки народной и современной. Определение роли мастеров в создании игрушки. Изготовление и рисование игрушек. Новые понятия – «композиция», «колорит». |
| | | 2 | «Посуда у тебя дома» | Формы и материал посуды, ее предназначение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор поделки для воспроизведения. Аргументация ее декора. Выполнение основы и декоративных деталей. Новые понятия — «сервиз», «гармония», «колорит». |
| | | 3 | «Обои и шторы у тебя дома» | Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях. Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету. Новые понятия — «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность». Психологический настрой на занятия. |
| | | 4 | «Мамин платок» | Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. Новые понятия – «мотив», «акцент». |
| | | 5-6 | «Твои книжки» | Оформление книг. Знакомство с многообразием видов книг. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Игровые книжки. Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. Новые понятия – «искусство книги», «переплет», «суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка». |
| | | 7-8 | «Открытки» | Возникновение открытки, ее назначение и тематика. Техника создания и оформление открытки. Новые понятия – «лаконизм», «избирательность». Понятие о проекте. |
| | | 9 | Обобщающий урок I четверти «Труд художника для твоего дома» | Закрепление и обобщение знаний, полученных в I четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления. |
II четверть | Искусство на улицах твоего города | 7 | 10 | «Памятники архитектуры» | Пояснение темы четверти и темы урока. Понятие о малой родине. Художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объемного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля. Новые понятия – «памятник архитектуры», «зодчество». |
| | | 11 | «Парки, скверы, бульвары» | Назначение «зелёных зон» в городах. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений. Новое понятие – «садово-парковое искусство». |
| | | 12 | «Ажурные ограды» | Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений. Новое понятие – «ажур». |
| | | 13 | «Волшебные фонари» | Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение разных приемов работы с бумагой (складывание, сгибание, скручивание, склеивание, сжимание). Новые понятия – «миниатюрность», «колоссальность». |
| | | 14 | «Витрины» | Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в содержании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. Новые понятия – «эклектика», «коллаж». |
| | | 15 | «Удивительный транспорт» | История эволюции облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции с дизайном. Автомобильный декор. Связь автоконструкции с природными формами. Собственный вариант автомобиля будущего. Поделка – елочная игрушка. Новое понятие – «конструктор». |
| | | 16 | Обобщающий урок II четверти «Искусство на улицах твоего города» | Обобщение и закрепление знаний, полученных во II четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Коллективная творческая работа в смешанной технике. Домашнее задание на каникулы. |
III четверть | Художник и зрелище | 10 | 17-18 | «Художник в цирке» | Пояснение темы четверти и темы урока. Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. Новые понятия – «занавес», «костюмы», «реквизит», «освещение». |
| | | 19-20 | «Художник в театре» | Знакомство с работой художника – оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. Новые понятия – «макет», «декорация», «объемно-пространственная композиция». |
| | | 21-22 | «Театр кукол» | Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кукла-подарок. Новые понятия – «пропорции», «утрированность». |
| | | 23-24 | «Театральные маски» | Использование масок в народном представлении и в театральном искусстве. Выразительность масок, способы их создания, материалы для изготовления. Создание маски-подарка. Новое понятие – «карнавал». |
| | | 25 | «Праздник в городе» | Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление населенных пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления. Повторение понятий – «контраст», «сочетание». Защита творческих проектов. |
| | | 26 | «Школьный карнавал». Обобщающий урок III четверти «Художник и зрелище» | Обобщение и закрепление знаний, полученных в III четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Защита творческих проектов. |
IV четверть | Художник и музей | 8 | 27 | «Музей в жизни города» | Пояснение темы четверти и темы урока. Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. Новые понятия — «оригинал», «репродукция» Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. |
| | | 28 | «Картина – особый мир. Картина-пейзаж» | Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. Повторение понятия «колорит», новые понятия – «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия». |
| | | 29-30 | «Картина-портрет» | Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для создания рисунка. Создание телесного колорита. Повторение понятия «композиция». |
| | | 31 | «Картина-натюрморт» | Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Расположение предметов в композиции. Творчество художников в жанре натюрморта. |
| | | 32 | «Картины исторические и бытовые» | Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. Защита творческих проектов. |
| | | 33 | «Скульптура в музее и на улице» | Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. Повторение понятия «уличный дизайн» и «парковая скульптура». |
| | | 34 | Обобщающий урок IV четверти «Художник и музей» | Обобщение и закрепление знаний, полученных в IV четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. |
Всего | | 34 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание
художественного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются
носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей
жизни и нашего общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми
красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
использовать элементарные приемы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство
книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие,
богородские);
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома,
Гжель);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных
смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в
процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных
произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
ности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
технику работы акварелью, гуашью, карандашом, фломастерами;
приемы работы с некоторыми видами материалов (бумага, бумажные трафареты,
пластилин);
назначение художника на разных этапах его работы;
роль цвета, композиции, фактуры материала при создании художественной работы;
ряд произведений изобразительного искусства и фамилии их создателей;
назначение музеев в жизни людей;
названия и суть средств художественной выразительности в изобразительном
искусстве;
уметь:
Мастеров;
и материалу;
творчества, представленные на уроках;
владеть специальной искусствоведческой терминологией;
пользоваться приемами анализа в оценке художественных произведений;
моделировать роль экскурсовода при показе школьной выставки.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки):
«5» («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») – учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») – учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | П | Ф |
Искусство в твоем доме (9 часов) |
1 | Вводное занятие. «Твои игрушки» | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД: уметь пользоваться языком изобразительного искусства; уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Повторение специфики урока изобразительного искусства, знаний о технике безопасности, многообразии используемых материалов. Повторение правил работы на уроке, приемы работы с различными материалами, навыки выполнения творческого задания. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. | Выставка работ | | |
2 | «Посуда у тебя дома» | Сам. работа | | |
3 | «Обои и шторы у себя дома» | Сам. работа | | |
4 | «Мамин платок» | Сам. работа | | |
5-6 | «Твои книжки» | Сам. работа | | |
7-8 | «Открытки» | Сам. работа | | |
9 | «Труд художника для твоего дома» (обобщение темы) | Выставка работ | | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
10 | «Памятники архитектуры» (НРК) | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; формирование эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Регулятивные УУД: учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; учиться согласованно работать в группе. | Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира. Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). | Сам. работа | | |
11 | «Парки, скверы, бульвары» (НРК) | Сам. работа | | |
12 | «Ажурные ограды» | Сам. работа | | |
13 | «Волшебные фонари» | Сам. работа | | |
14 | «Витрины» | Сам. работа | | |
15 | «Удивительный транспорт» | Сам. работа | | |
16 | «Труд художника на улицах твоего города (села)» (обобщение темы) (НРК) | Выставка работ | | |
Художник и зрелище (10 часов) |
17-18 | «Художник в цирке» | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; учиться согласованно работать в группе. | Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» – картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. | Сам. работа | | |
19-20 | «Художник в театре» | Сам. работа | | |
21-22 | «Театр кукол» | Сам. работа | | |
23-24 | «Театральные маски» | Сам. работа | | |
25 | «Праздник в городе» |
Сам. работа | | |
26 | «Школьный карнавал» (обобщение темы) | Выставка работ | | |
Художник и музей (8 часов) |
27 | «Музей в жизни города» | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях. | | Сам. работа | | |
28 | «Картина – особый мир. Картина-пейзаж» | Сам. работа | | |
29-30 | «Картина-портрет» | Сам. работа | | |
31 | «Картина-натюрморт» | Сам. работа | | |
32 | «Картины исторические и бытовые» | Сам. работа | | |
33 | «Скульптура в музее и на улице» | Сам. работа | | |
34 | «Художественная выставка» (обобщение темы) | Выставка работ | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Технические средства обучения:
Список литературы:
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Неменский Б.М., Горяев В.Г., Неменская Л.А. | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | Неменская Л.А, Неменский Б.М. | Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы | 2013 | Москва «Просвещение» |
3 | Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. | Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского | 2013 | Москва «Просвещение» |
4 | Неменский Б.М. | Методическое пособие для учителя к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы | 2008 | Москва «Просвещение» |
5 | Давыдова М.А. | Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс под редакцией Б.М. Неменского | 2014 | Москва «ВАКО» |
6 | Щеблыкин И.К. и др. | Аппликационные работы в начальных классах. Книга для учителя | 1990 | Москва «Просвещение» |
Информационно-образовательные ресурсы:
http:// www.proskolu.ru.
http:// www.4stupeni.ru
http:// www.pedsovet.org
http:// www.nsportal.ru
http:// red@1september.ru