Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 15.08.2019 г. № 1133.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1134.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1135.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций к проведению первых уроков в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1136.
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Программа структурирована на 4 этапа и охватывает учебный год и состоит из семестровых тематических разделов, которые последовательно решают художественно- пластические, выразительные, технические и психологические задания изобразительного искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.
5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы изобразительной грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
7 класс представлен образом человека в искусстве. Изображение фигуры человека в истории искусства, пропорции, строение и моделирование фигуры человека, лепка фигуры человека, набросок фигуры человека с натуры, понимание красоты человека в мировом искусстве.
8 класс знакомит с художественным языком конструктивных искусств, навыками моделирования пространства и объемно-пространственных форм. Использования цвета в архитектуре и интерьере, монументальное искусство (взаимосвязь с архитектурой и интерьером). Дизайн как вид деятельности, взаимосвязь с изобразительным искусством, архитектурой (моделирование, макетирование).
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Дата | Приме-чание |
план | факт |
Тема 1 (8 час) Древние корни народного искусстве |
1 | 1 | Древние образы в народном искусстве. | Выполнение декоративной композиции на тему древних образов в узорах росписи, резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). | | | |
2 | 2 | Сказочный терем. Дом-космос. | Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (фронтон, наличники, причелина) солярными знаками, растительными и зооморфными, геометрическими мотивами. | | | |
3 | 3 | Путешествие по русским народным сказкам | Изображение внутреннего убранства русской избы (печь, лавки, стол, предметы быта и труда). | | | |
4 | 4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта (ковш-утица, ковш-скопкарь, ковш- конюх) | | | |
5 | 5 | Сказочные цветы и звери на прялке. | Эскиз прялки: форма, композиция росписи или резного узора. | | | |
6 | 6 | Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров. Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами | | | |
7 | 7 | Народный праздничный костюм. | Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | | | |
8 | 8 | Урок обобщения знаний. Народные праздничные обряды | Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику | | | |
Тема 2 (8 час) Связь времён в народном искусстве |
9 | 1 | Древние образы в современных народных игрушках | Создание дымковской игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом | | | |
10 | 2 | Основные декоративные элементы росписи филимоновской игрушки. | Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом | | | |
11 | 3 | Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки. | Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом | | | |
12 | 4 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) и украшение ее. | | | |
13 | 5 | Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла | Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой росписи. | | | |
14 | 6 | Матрешка | Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи. | | | |
15 | 7 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. | Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира. | | | |
16 | 8 | Урок обобщения знаний. Роль народных художественных промыслов в современной жизни | Выставка работ, беседа на тему «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту и интерьере». Викторина. Выполнение новогодней открытки / панно по мотивам Петриковской росписи «Новогодние узоры». | | | |
Тема 3 (10 ч.) Декор – человек, общество, время |
17 | 1 | Зачем людям украшения. | Рассмотрение и обсуждение (анализ) зрительного ряда, особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран. | | | |
18 | 2 | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. | Выполнение эскизов украшения (браслетов, ожерелий, подвески, нагрудного украшения – пекторали) или алебастровой вазы по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. | | | |
19 | 3 | Особенности декоративного искусства Древней Греции. | Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде. | | | |
20 | 4 | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы. | | | |
21 | 5 | Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. | Выполнение эскизов костюма людей разных сословий в Древнем Китае. | | | |
22 | 6 | Декор - человек, общество, время | Создание декоративного панно / открытки к 23 февраля. | | | |
23 | 7 | Декор - человек, общество, время | Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта | | | |
24 | 8 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики. | | | |
25 | 9 | Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. | Создание эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. | | | |
26 | 10 | Урок обобщения знаний. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Посещение музея или выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства. | | | |
Тема 4 (8 час) Декоративное искусство в современном мире |
27 | 1 | Современное выставочное искусство (керамика, стекло). | Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и терракота), изделиями из стекла. | | | |
28 | 2 | Современное декоративное искусство. Витраж. | Создание декоративной работы «Подводный мир» в технике витраж. | | | |
29 | 3 | Современное декоративное искусство. Мозаика | Создание декоративной работы в технике мозаики. | | | |
30 | 4 | Искусство вырезания из бумаги. | Силуэтное / объемное вырезание «Пасхальные цыплята» / «Пасхальный звон» | | | |
31 | 5 | Оригами – искусство складывания бумаги. | Цветы оригами для любимой мамы. | | | |
32 | 6 | Айрис-фолдинг как искусство украшения | Создание поздравительной открытки / панно | | | |
33 | 7 | Квиллинг – бумажная филигрань. | Создание поздравительной открытки / панно | | | |
34 | 8 | Урок обобщения знаний. Дизайнерские идеи для украшения интерьера. | Выставка работ учащихся по теме «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства». Беседа по теме четверти. | | | |
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Дата | Приме-чание |
план | факт |
Тема 1 (8 час) Виды изобразительного искусства и основы их образного языка |
1 | 1 | Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. | Беседа на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка. | | | |
2 | 2 | Художественныематериалы | Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель). | | | |
3 | 3 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения). | | | |
4 | 4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Выполнение (по представлению), линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т.д.). | | | |
5 | 5 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | | | |
6 | 6 | Цвет. Основы цветоведения. | Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Цветовой круг. | | | |
7 | 7 | Цвет в произведениях живописи. | Создание фантазийных изображений сказочных царств, ограниченной палитрой («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна», «Страна золотого солнца» и т. д.). | | | |
8 | 8 | Урок обобщения знаний. Объемные изображения в скульптуре. | Создание объемных изображений животных в разных материалах | | | |
Тема 2 (8 час) Мир наших вещей. Натюрморт |
9 | 1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Создание зонтика для Оле-Лукое | | | |
10 | 2 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел. / упаковки для новогодней игрушки | | | |
11 | 3 | Декоративный натюрморт | Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени». | | | |
12 | 4 | Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи | Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких овощей/фруктов. | | | |
13 | 5 | Натюрморт в графике | Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел. | | | |
14 | 6 | Цвет в натюрморте | Натюрморт в технике монотипии. | | | |
15 | 7 | Натюрморт и творческая индивидуальность художника. | Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние / новогодний натюрморт | | | |
16 | 8 | Урок обобщения знаний. Выразительные возможности натюрморта | Создание натюрморта-автопортрета» (натюрморт как рассказ о себе). | | | |
Тема 3 (10 ч.) Вглядываясь в человека. Портрет |
17 | 1 | Портрет как образ реального человека. | Беседа на тему «Образ человека в портрете». Изображение разных эмоциональных состояний человека | | | |
18 | 2 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | Выполнение портрета в технике Арчимбольдо | | | |
19 | 3 | Изображение головы человека в пространстве. | Создание эскиза профильного портрета и в фас. | | | |
20 | 4 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | Создание автопортрета | | | |
21 | 5 | Портрет в скульптуре. | Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | | | |
22 | 6 | Сатирические образы человека. | Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | | | |
23 | 7 | Образные возможности освещения в портрете. | Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. | | | |
24 | 8 | Портрет в живописи | Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. | | | |
25 | 9 | Образ матери в искусстве | Создание портрета мамы / сестры / подруги | | | |
26 | 10 | Урок обобщения знаний. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века | Посещение музея или выставки произведений современных портретистов. | | | |
Тема 4 (8 час) Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж |
27 | 1 | Жанры в изобразительном искусстве. | Беседа на тему жанров в изобразительном искусстве | | | |
28 | 2 | Изображение пространства. | Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. | | | |
29 | 3 | Правила построения перспективы. Линейная и воздушная перспективы. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | | | |
30 | 4 | Пейзаж – большой мир. | Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» | | | |
31 | 5 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | Создание пейзажа на передачу цветового состояния «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Весенний мотив». | | | |
32 | 6 | Пейзаж в русской живописи | Создание живописного пейзажа «Страна моя родная | | | |
33 | 7 | Пейзаж в русской живописи | Создание живописного пейзажа «Дали моей Родины» | | | |
34 | 8 | Урок обобщения знаний. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Посещение музея изобразительного искусства. | | | |
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Дата | Приме-чание |
план | факт |
Тема 1 (8 час) Изображение фигуры человека и образ человека |
1 | 1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). | | | |
2 | 2 | Изображение человека в искусстве Древней Греции | Коллективная работа: создание фриза -праздничное шествие фигур, несущих дары (композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе). | | | |
3 | 3 | Пропорции и строение фигуры человека. | Зарисовки схемы фигуры человека | | | |
4 | 4 | Схема движения фигуры человека. | Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация | | | |
5 | 5 | Лепка фигуры человека. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) | | | |
6 | 6 | Набросок фигуры человека с натуры. | Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). | | | |
7 | 7 | Образная выразительность фигуры человека | Наброски с натуры одетой фигуры человека. | | | |
8 | 8 | Урок обобщения знаний. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | Беседа на основе восприятия произведений искусства. Викторина. | | | |
Тема 2 (7 час) Поэзия повседневности |
9 | 1 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.). | | | |
10 | 2 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Беседа об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. Анализ художественного произведения | | | |
11 | 3 | Сюжет и содержание в картине. | Работа над композицией с доступным для наблюдения сюжетом «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Прогулка в парке». | | | |
12 | 4 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | Композиционные рисунки на темы «Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями» | | | |
13 | 5 | Жизнь в моем городе в прошлых веках историческая тема в бытовом жанре). | Создание композиции на темы жизни людей своего города | | | |
14 | 6 | Мой дом – моя семья. | Создание композиции на темы семьи, ее повседневной жизни | | | |
15 | 7 | Урок обобщения знаний. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника | | | |
Тема 3 (9 ч.) Реальность жизни и художественный образ. Отношение художника к миру природы. Человек и мир природы |
16 | 1 | История возникновения анималистического жанра, пещерная живопись | Беседа на тему «Пещерная живопись». Изображение охоты | | | |
17 | 2 | Подводный мир | Выполнение композиции «Подводное царство» | | | |
18 | 3 | Дикие птицы | Создание композиции «Семейство пернатых» | | | |
19 | 4 | Домашние птицы | Создание композиции «Мои птицы» | | | |
20 | 5 | Кто живет в нашем доме? | Изображение домашних животных по памяти и представлению. | | | |
21 | 6 | Семейство диких кошек. | Создание образов диких кошек | | | |
22 | 7 | Жаркая Африка | Наблюдения и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации) копытных животных в различном освещении. | | | |
23 | 8 | Человек и лесные жители | Лепка животного и человека по представлению с передачей характера / рельеф | | | |
24 | 9 | Урок обобщения знаний. Художники- анималисты, образы животных и образ человека в литературных произведениях | Посещение виртуального музея или выставки произведений художников-анималистов / беседа / викторина | | | |
Тема 4 (6 час) Великие темы жизни |
25 | 1 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Беседа на тему «Жанровые разновидности исторической картины». Славянские мифологические существа: их символика / Рисование мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции.. | | | |
26 | 2 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | Беседа о великих русских живописцах XIX столетия. | | | |
27 | 3 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичнойкомпозиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) | | | |
28 | 4 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Создание проекта памятника, посвященного историческому событию или герою | | | |
29 | 5 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Работа над проектом оформления книги | | | |
30 | 6 | Урок обобщения знаний. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. История искусства и история человечества | Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд Выставка творческих работ | | | |
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Дата | Приме-чание |
план | факт |
Тема 1 (4 часа) Дизайн и архитектура |
1 | 1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис». | | | |
2 | 2 | Здание как сочетание различных объемных форм. | Силуэты в стиле древней и античной архитектуры, средневековом стиле и современных зданий. | | | |
3 | 3 | Город сквозь времена и страны. | Фотоколлаж города из изображений архитектуры и ландшафтного дизайна одного стиля. | | | |
4 | 4 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира) | | | |
Тема 2 (4 часа) Стиль. Памятник. Портал |
5 | 1 | Моделируя себя – моделируешь мир. | Изображение фигур людей в одежде различных стилей: й вариант – античный костюм; й вариант – костюм эпохи средневековья (готика); 3-й вариант – костюм стиля барокко | | | |
6 | 2 | Монументальное искусство. Памятники мегалитического периода (менгиры, дольмены, кромлехи). | Выполнение наброска памятника разных эпох (Древний мир, средневековье) и вписывание его (графически) в окружающую среду с учетом рельефа и силуэта местности. | | | |
7 | 3 | Памятник и его значение. | Выполнение наброска собственного эскиза-проекта памятника с натуры и вписывание его (графически) в окружающую среду с учетом рельефа и силуэта местности. | | | |
8 | 4 | Портал и его образно - эмоциональное звучание в зависимости от соотношения несущихи несомых частей. | Выполнить эскиз арки или любого строения готики, классицизма, архитектурные строения прошлого и настоящего времени | | | |
Тема 3 (5 ч.) Художественный язык конструктивных искусств |
9 | 1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. | Выполнение чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху) (плоскостная изобразительная композиция из прямоугольников, пятен, линий). | | | |
10 | 2 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | Создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком. | | | |
11 | 3 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | Создание макета дома, построенного из модульных объемов (3 - 4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. | | | |
12 | 4 | «Семь чудес света» - величайшее культурное наследие человечества. | Выполнение зарисовки одного из чудес света. Заполнение таблицы.. | | | |
13 | 5 | Культурно- историческая ценность памятников. | Эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села | | | |
Тема 4 (4 часа) Интерьер как синтез искусств в архитектуре |
14 | 1 | Интерьер как синтез искусств в архитектуре. | Выполнить эскиз интерьера своей комнаты | | | |
15 | 2 | Мозаика – этапы развития как вида монументальной живописи. | Выполнить мозаику из различного нетрадиционного материала, используя законы композиции и контрастности цвета. | | | |
16 | 3 | Витраж – этапы развития как вида монументальной живописи. | Выполнить витраж из различного нетрадиционного материала, используя законы композиции и контрастности цвета. | | | |
17 | 4 | Защита творческих проектов | АРТ-подиум «Искусство архитектуры» | | | |