СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 5 класса»



Пояснительная записка.


Нормативно-методическое обеспечение:

  • Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 256 от 31.08.2016 г.

  • Об утверждении рабочей программы 5-11 кл. приказ № 03-02/181 от 31.08.2020 г.

  • Учебный план на 2020-21 учебный год, утв. Приказом директора 03-02/180 от 31.08.2020 г.

  • Соответствие с календарным планом-графиком, утв. Приказом директора 03-02/175 от 24.08.2020 г., учебный год составляет 34 учебных недели.

  • Л.Л.Алексеева, Е.Д.Критская. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2014.

  • Авторские программы под ред. Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2015 г.

  • Рабочие программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 5-8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /Б.М.Неменский.4-е изд.-М.: Просвещение 2015 г.

  • Утверждение списка учебников приказ 03-02/182 от 31.08.2020


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе:

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

  • Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале


Выпускник получит возможность научиться:

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.)

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.


объяснять назначение и художественные особенности памятников архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства, произведений культуры и искусства народов мира;

оценивать сущность и значение орнамента в деревянном зодчестве;

использовать элементы народных промыслов при самостоятельной разработке орнаментальной композиции для украшения предметов быта и народных праздничных костюмов;

самостоятельно выполнять практические задания различными художественными материалами.




Содержание 5 класс:

  1. Древние корни народного традиционного искусства.

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).

Убранство русской избы. Русская изба: единство конструкции и декора.

Внутренний мир русской избы. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

Конструкции и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка. Орнамент и его происхождение. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Виды орнамента.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Стилевое единство.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.


  1. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках. (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка) Семантика образа в народном искусстве.

Искусство Гжели. Композиционное, стилевое и цветовое единство.

Городецкая роспись. Композиционное, стилевое и цветовое единство.

Хохлома. Композиционное, стилевое и цветовое единство.

Жостово. Роспись по металлу. Композиционное, стилевое и цветовое единство.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Связь времён в народном искусстве.


  1. Декор, человек, общество, время

Зачем людям украшения. Украшения в жизни людей, его функции в жизни общества.

Роль декоративного искусства в жизни древних обществ.

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Истоки декоративно-прикладного искусства.

  1. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Выразительные средства декоративной композиции

Творческая интерпретация древних образов народного искусства

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин) образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Ты сам – мастер.


В 5 классе в авторскую программу Б.М.Неменского заложены следующие виды художественно-творческой деятельности учащихся: изобразительная, декоративная и конструктивная, восприятие произведений искусства, творческая деятельность и проект. Ученики приобретают опыт художественного творчества.

Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-проект, урок-выставка, урок индивидуального практического творчества.

В 5 классе основными содержательными понятиями являются: народный быт, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент, изба, знаки-символы, интерьер, росписи.

В 5 классе заложено знакомство с творчеством отечественных мастеров: И.Я.Билибина, А.П.Рябушкина, Б.М.Кустодиева, А.М.Васнецова.


Для реализации требований ФГОС по «Изобразительному искусству» в 5 классе в авторскую программу Б.М.Неменского внесены следующие изменения:


  1. авторские темы уроков оставлены без изменений, но введены другие виды деятельности обучающихся: на уроках-беседах добавлена практическая и творческая деятельность школьников.

  2. расширено содержание отдельных тем:1) «Конструкция и декор предметов народного быта» в тему добавлен краеведческий компонент – рисование с натуры ярославской прялки; 2). «Русская народная вышивка» - составление орнамента полотенца.










Тематическое планирование.

Разделы, темы

Количество часов

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

1

Древние корни народного традиционного искусства.

9

2

Связь времен в народном искусстве.

7

3

Декор – человек, общество, время.

10

4

Декоративное искусство в современном мире.

8

Итого


34

















Поурочное планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе

I четверть. 9 уроков.

«Древние корни народного искусства»

Основное содержание урока

(в соответствии с ФГОС)

Материал урока

Виды контроля

Задания контроля1

Дата

проведения

план

факт

1.

Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки(декоративное изображение и их условно-символический характер)

Глубинные смыслы основных знаков, символов традиционного крестьянского прикладного искусства, их лаконичность выразительная красота.

графическое рисование на заданную тему

02.09-03.09


2.

Убранство русской избы. Русская изба: единство конструкции и декора.


Целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре

рисование по памяти деталей фасада дома гуашью

09.09-10.09


3.

Внутренний мир русской избы.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

Символическое значение, содержательный смысл знаков образов в декоративном убранстве избы. Отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

изображение по представлению интерьера в графике


16.09-17.09


4.

Внутренний мир русской избы.


Перспектива, построение перспективы

интерьера с одной точкой схода.


изображение по представлению интерьера в графике


23.09.-24.09.


5.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

рисование с натуры ярославской прялки акварелью




30.09-01.10.


6.

Русская народная вышивка. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

Особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Традиционные для вышивки сочетания цветов.

рисование по представлению эскиза полотенца гуашью


07.10-08.10.


7.

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.


Образный строй народного праздничного костюма. Особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.


14.10.-15.10.


8.

Праздничный народный костюм. Стилевое единство.



Общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

рисование по представлению северорусского костюма гуашью.

21.10.-22.10.


9.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устного, поэтического и т. д.).


28.10.-29.10.


II четверть, 7 уроков.

«Связь времен в народном искусстве»

10.1.

Древние образы в народных игрушках. Каргопольская, Дымковская, Филимоновская игрушки.

Истоки возникновения современной народной игрушки. Форма, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Обобщенность, выразительность. Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушек.

Создание эскиза игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

11.11.-12.11.


11.

2.

Искусство Гжели. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.


История промысла. Характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Создание композиции росписи с приёмами гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

18.11.-

19.11.


12.

3.

Городецкая роспись.


История промысла. Характерные особенности произведений городецкого промысла. Основные приёмы кистевой росписи Городца.

Создание композиции росписи в традиции Городца.

25.11.-

26.11.


13.

4.

Хохлома


История промысла. Характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Виды хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»),

Создание композиции росписи в традиции Хохломы.

02.12.-

03.12.


14.

5.

Жостово. Роспись по металлу.


История промысла. Характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя

Создание композиции росписи в традиции Жостова.

09.12.-

10.12.


15.

6.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.


Традиционные изделия мастеров Русского Севера. Единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженная графическая орнаментика. Основные приемы росписи.

Создание композиции росписи в традиции Мезенской росписи.

16.12.-

17.12.


16.

7.

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни.

Важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Презентации выставочных работ.

23.12.-

24.12.




III четверть, 10 уроков.

«Декор – человек, общество, время»

1.

Зачем людям украшения

Смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).


11.01-16.01


2.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.


Связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства Древнего Египта

рисование по представлению эскизов украшений акварелью.




18.01-23.01


3.

Одежда. Костюм Древнего Китая


Связь конструктивных декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора костюма Древнего Китая.

рисование по представлению эскиза одежды гуашью.




25.01-30.01


4.

Одежда. Костюм Западной Европы.




Многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

рисование по представлению эскиза одежды гуашью.




01.02-06.02


5.

Одежда говорит о человеке.


Костюм разных социальных групп в разных странах. Образный строй одежды разных социальных групп.

рисование композиции «Бал в интерьере дворца» гуашью.




08.02-13.02


6.

О чем нам рассказывают гербы и эмблемы

Смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе.


15.02-20.02


7.

История возникновения и развития геральдики

Гербоведение как историческая наука. Геральдические, негеральдические фигуры, значение цвета в гербоведении

проект «Герб семьи»




22.02-27.02


8.

Герб как отличительный знак русских городов

Гербы государств и отдельных городов. Связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в гербах.


01.03-06.03


9.

Символы и эмблемы в современном обществе.


История возникновения символов и знаков. Символы и знаки вокруг нас. Государственная символика. Символы искусства, науки, дорожные знаки. Торговые марки. Юридические символы и эмблемы.

рисование по представлению эмблемы класса.




08.03-13.03


10.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества


Обобщение темы. Игра-викторина.


15.03-25.03


IV четверть, 8 уроков.

«Декоративное искусство в современном мире»

11.

1.

Современное выставочное искусство.


Широкое разнообразие современного декоративно-прикладного искусства. Материалы, техника исполнения. Художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен и т. д.

Характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства



05.04-10.04


12.

2.

Выразительные средства декоративной композиции


Роль выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Линия, цвет, контраст, ритм, силуэт, пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия , стилизация.


Создание декоративной композиции в технике макраме.




12.04-17.04


13.

3.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства.

Связь в произведениях декоративно-прикладного искусства конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.


Создание декоративной работы в технике аппликации из ткани.


19.04-24.04


14.

4.

Связь времен в народном искусств

Отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.




26.04-01.05


15.

5.

Оформление школьного интерьера


Выразительные средства в построении декоративного образа. Линия, цвет, контраст, ритм, силуэт, пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия , стилизация.

Создание дизайн-проекта оформления школьного внутреннего двора


03.05-08.05


16.

6.

Ты сам – мастер


Использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.


Разработка эскиза декоративного оформления интерьера школы.




10.05-15.05


17.

7.

Ты сам – мастер. Анималистический жанр. (В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин) образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.





Анималистическом жанр в изобразительном искусстве. Творчестве художников-анималистов.



Создание декоративной работы в различных материалах.

17.05-22.05


18.

8.

Создание декоративной работы в материале.

Опыт художественного творчества.




Связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.


Создание декоративной работы в различных материалах.

24.05-29.05





Всего: 34.









1