Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 «в» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с
Программа начального общего образования. Система «Система «Школа России»
Изобразительное искусство. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. :Просвещение, 2015.
Е. И. Коротеева. Изобразительноеискусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Учебник для общеобразовательных организаций. / Е. И. Коротеева – М.:Просвещение, 201?????? г.
Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (от 28.06.2018 г. №1213/6651 «Об особенностях организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»
Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2018-2019 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка
Рабочая программа разработана с использованием информационного ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования», учитывающая национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».
Достижение предметных результатов обеспечивается преимущественно в урочной деятельности, основанной на комплексной реализации программ учебных предметов и программы формирования универсальных учебных действий. При проведении промежуточной аттестации и текущего контроля их успеваемостируководствуемся «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования МАОУ «СОШ № 15».
При оценке предметных планируемых результатов используется уровневый подход: «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться». Результаты второго блока оцениваются в ходе мониторинговых неперсонифицированных процедур, но не выносятся на текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Календарно-тематическое планирование».
Сроки проведения оценочных процедур фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Тематическое планирование».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ № 15», Положением о системе оценивания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в МАОУ «СОШ № 15».
Сроки проведения: апрель-май текущего учебного года.
Проведение промежуточной аттестации организовано в следующих формах:
-русский язык (диктант, стандартизированная контрольная работа);
-математика (стандартизированная контрольная работа);
-комплексная работа (работа с текстом);
Промежуточная аттестация по остальным учебным предметам образовательной программы проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям. Отметка выводится как среднее арифметическое, округлённое по законам математики до целого числа.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю в соответствии с расписанием.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
представление о труде художника, его роли в жизни общества;
приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран(рубрика«Приглашение в путешествие»);
интерес к художественно-творческой деятельности;
понимание чувств других людей;
первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам),живописи в мультипликации;
выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
позиции зрителя и автора художественных произведений.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
предлагать свои конструкторско – технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;
Обучающийся получит возможность научиться:
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;
осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
Обучающийся получит возможность научиться:
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
передавать настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала;
передавать с помощью линии эмоционального состояния природы Южного Урала, человека, животных Южного Урала;
понимать роль ритма в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала;
узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа;
знать способы передачи объема;
знать жанры пейзажа;
понимать единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала, связи изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала;
знать жанры портретов;
выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре;
знать разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования;
создавать модели предметов бытового окружения человека в культуре народов Южного Урала;
создавать декоративные композиции;
создавать эскизы для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта, парков, транспорта, книг и игрушек.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства народов Южного Урала (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе Южного Урала, на улице, в быту;
изображать пейзажи Южного Урала, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны иметь представление:
о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
использовать элементарные приемы изображения пространства;
передавать пропорции человеческого тела, движения человека.
Содержание учебного предмета
Искусство в твоем доме.
Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома. Твои игрушки. Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов. Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом». Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Работу можно выполнить и в технике набойки. Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткани. Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца. Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки. Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки. Литературный ряд: текст выбранной сказки. Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Искусство на улицах твоего города.
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами. Памятники архитектуры — наследие веков. При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты. Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет. Транспорт в городе. В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище.
В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление. Театральные маски. Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: маски разного характер. Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы). Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.
Художник и музей.
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов. Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев. Музеи в жизни города. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона. Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.). Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.). Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы) «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему: «Какова роль художника в жизни каждого человека».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
Содержание учебного предмета | Тема раздела, количество часов |
При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая). Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска. Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса). Мамин платок. Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага. Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме. Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон). Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. | Искусство в твоем доме. (8 ч.) |
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага. Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником. Парки, скверы, бульвары. Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей. Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин. Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). | Искусство на улицах твоего города (9 ч.) |
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление. Театральные маски. Маски разных времен и народов. | Художник и зрелище (9 ч.) |
Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. | Художник и музей. (8 ч.) |
ИТОГО: | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ | Тема | кол-во часов | дата проведения | реализация НРЭО | формы текущего контроля | корректировка |
План/ факт | План/ факт |
| Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1, 2 | Твои игрушки придумал художник | 2 | 5,12 | | | |
3, 4 | Посуда у тебя в доме. | 2 | 19,26 | Традиционная посуда народов Южного Урала | | |
5. | Мамин платок. | 1 | 3 | | Практическая работа | |
6. | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | 10 | | Самостоятельная работа | |
7,8 | Твои книжки. Поздравительная открытка. | 2 | 17,24 | Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва | ИЗО-викторина | |
| Искусство на улицах твоего города (9 ч.) |
9, 10 | Памятники архитектуры – наследие веков. | 2 | | Памятники архитектуры Челябинска (города, села) | | |
11. | Парки, скверы, бульвары | 1 | | Парки, скверы, бульвары Челябинска (города, села) | Самостоятельная работа | |
12. | Ажурные ограды. | 1 | | Каслинское и кусинское чугунное литье | | |
13. | Фонари на улицах города. | 1 | | Фонари на улицах моего города (села) | | |
14. | Витрины магазинов. | 1 | | | | |
15. | Транспорт в городе. | 1 | | | | |
16, 17 | Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы) | 2 | | | ИЗО-викторина Творческая работа (проект) | |
| Художник и зрелище (9 ч.) |
18. | Художник в цирке | 1 | | | | |
19. | Художник в театре | 1 | | | Практическая работа | |
20. | Маски | 1 | | | Самостоятельная работа | |
21, 22 | Театр кукол | 2 | | | Творческая работа (проект) | |
23. | Афиша и плакат | 1 | | | Практическая работа | |
24. | Праздник в городе | 1 | | | | |
25, 26 | Школьный праздник – карнавал | 2 | | | ИЗО-викторина Самостоятельная работа | |
| Художник и музей (8 ч.) |
27. | Музеи в жизни города | 1 | | Художественные музеи Челябинска | | |
28. | Изобразительное искусство – картина – пейзаж | 1 | | Южноуральская природа в живописи русских российских художников. | Самостоятельная работа | |
29, 30 | Картина – портрет | 2 | | | Практическая работа | |
31, 32 | Картина – натюрморт | 2 | | | Самостоятельная работа | |
33. | Картины исторические и бытовые | 1 | | Страницы истории Южного Урала в живописи | ИЗО-викторина | |
34. | Обобщающий урок. «Художник и музей». | 1 | | | Стандартизированная контрольная работа | |
7.Описание контрольно-измерительных материалов
Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО.