СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса, УМК  "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству.»


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству адресована учащимся 1 ступени начального общего образования и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373

  3. Требований к результатам освоения ООПНОО.

  4. Программы формирования УУД.

  5. Авторской программы начального общего образования по изобразительному искусству Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 века», 2013 год.

  6. Федерального перечня учебников

  7. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»)

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Настоящая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство: 1,2.3,4 класс ФГОС: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 2 –е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

2.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 1.2,3,4 класс ФГОС: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. – 2 – е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

3.Ермолинская ЕА. Изобразительное искусство: 1 класс органайзер для учителя:

методические разработки. — М. ВентанаГраф, 2013.



В Федеральном базисном образовательном плане на изучение данного предмета в 1 классе отводится 1 час в неделю. Количество часов в год – 33. В адаптационный период проводится 3 часа экскурсии, остальные уроки 1 четверти проводятся в нестандартной форме: урок – игра, урок – импровизация, урок – театрализация.

1 четверть – 8 ч (из них 3 часа экскурсии в адаптационный период)

2 четверть – 8 ч

3 четверть - 9 ч

4 четверть - 8 ч

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.


2.Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство».


Личностные результаты:

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пен птиц, шум ветра и деревьев,

стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса люде в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своего жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.


Метапредметные результаты:

• постановка учебной задачи и контроль её выполнение (умение доводить дело до

конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, во; во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач


Ученик научится:

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;


Ученик получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.







3.Содержание тем учебного курса.

1 класс

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16ч.)

1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.

1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

1.12. Развитие индивидуального чувства формы.

1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий.

По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

II. Развитие фантазии и воображения(11 ч.)

Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов.

Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные)цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

2.4. Изображение движения.

2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.

2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

2.10. Форма и украшение в народном искусстве.

2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

музейная педагогика (6 ч.)

3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции,

произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.

3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.













4.Тематическое планирование.


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Количество уроков контроля


1 класс

33ч


1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

16 ч.

Виртуальные экскурсии – 3

Экскурсии – 1

2

Развитие фантазии и воображения

11 ч.

3

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

6 ч.



Календарно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства




Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

план

факт

1 четверть

1.

Кто такой художник? Чем работает художник? (Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки»)

1

12.09


2.

Палитра. Как появилось изобразительное искусство? (Волшебные краски осеннего дерева)

1

26.09


3.

Гуашь (Навыки работы гуашевыми красками. Цвет, настроение и форма в искусстве. «Аквариум»)

1

10.10


4.

Кисть в руке художника. Искусство видеть и творить. («Бабочки радуются солнцу»)

1

24.10



2 четверть

5.

Художник – живописец. Художник – график («Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев)


15.11


6.

Фломастеры (рисование открытки)


22.11


7.

Художник- скульптор. Пластилин и глина (Лепка этюдов животных по памяти и представлению).


29.11


8.

Аппликация (Освоение техники бумажной пластики)

1

06.12


9.

Художник – архитектор («Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку).

1

13.12


10.

Художник- прикладник («Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку).

1

20.12


11.

Делаем игрушки сами

1

27.12


3 четверть

17.

Какие бывают картины? («В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»)

1

10.01


18.

Пейзаж («Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев)

1

17.01


19.

Портрет

1

24.01


20.

Сюжет (Придумать и нарисовать планету-яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа)

1

31.01


21.

Натюрморт

1

07.02


22.

Иллюстрация: рисунок в книге (Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»)

1

14.02


23.

Природа – великий художник (рисование с натуры простых по форме цветов)

1

28.02


24.

Акварель (рисование с натуры простых по форме насекомых)

1

07.03


25.

Рассказываем сказку с помощью линии (Передача в цвете настроения, впечатлений от услышанных музыкальных композиций)

1

14.03


4 четверть

26.

Рисуем животных из кляксы

1

21.03


27.

Лепим животных

1

04.04


28.

Наблюдаем за птицами

1

11.04


29.

Изготавливаем птицу из бумаги

1

18.04


30-31.

Разноцветный мир природы (упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи).

2

25.04.


32.

Музей в твоей книжке

1

16.05


33.

Состояние природы

1

23.05



Итого

33 ч.