Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 5-8 класса разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы». Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.».
Программа по изобразительному искусству для 8 класса разработана в соответствии:
- с возможностями УМК: Изобразительное искусство 8 класс А. С. Питерских, Г. Е. Гуров М. « Просвещение», 2014 г.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» 34 часа.
Рабочая программа по Изобразительному искусству 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
«Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897» .
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Уставом ГБОУ НАО «ОШ п. Нельмин-Нос» от 31.12.2014 № 769-р.
ООП ООО ГБОУ НАО «ОШ п. Нельмин-Нос»
Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС ООО.
Учебным планом ГБОУ НАО «ОШ п. Нельмин-Нос» на текущий учебный год.
Общая цель основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Наряду с традиционными формами изображения – рисунком, живописью, скульптурой, возникают новые формы, порождённые техникой, - это фотография, кино, видео. Их появление расширило изобразительные и творческие возможности художника, потому что художник и дар художнического видения присутствуют в них. Кино, театр, телевидение в своих произведениях объединяют языки различных искусств, в том числе изобразительного искусства. Фотография, видеоизображение, компьютер вошли в практику нашей жизни, и важно владеть ими не только технологически, но и творчески, как художникам. Важно осознать их как средство художественного творчества.
Перечень учебно-методического обеспечения.
УМК для учащихся:
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
УМК для учителя:
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
Т. В. Алёшина, А. С. Питерских Изобразительное искусство «Твоя мастерская» Рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2018 г.
Дидактический материал
Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты, конспекты уроков / авт.-сост. О. В. Павлова, - Волгоград: Учитель,2009.
Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост, Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Изобразительное искусство. 5-7 классы. Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Кроссворды. Тесты. Викторины/ авт.-сост, О. В. Павлова, - Волгоград: Учитель,2011 г.
Изобразительное искусство. 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты/ авт.-сост. О.В. Свиридова Волгоград: Учитель,2008.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета в 8 классе выделяется 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
8 класс - текущие практические работы- 20, тест -1, проектно-творческие работы -2, театрализованное представление -1
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Метапредметные результаты:
-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Обучающиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
• использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель: графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Рабочая программа отводит на изучение курса «Искусство» ( изо) в 8 классе 34 часа из расчета 1 час в неделю
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Контрольная работа, рисунок, творческая работа |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 8 | 1 |
2 | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 8 | 1 |
3 | Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 11 | 1 |
4 | Телевидение, пространство. Культура. Экран-искусство-зритель. | 7 | 1 |
| ИТОГО | 34 | 4 |
Текущий и итоговый контроль осуществляются в форме: викторин, кроссвордов, отчетных выставок, творческих работ, тестирования, проектно-творческие работы.
8 класс
Вид контроля | Формы контроля | Первое полугодие | Второе полугодие |
Входной контроль | Проверочный тест №1 | Урок 3 | |
Рубежный контроль | Театрализованное представление Проектно-творческая работа | Урок 8 Урок 16 | |
Итоговый контроль | Проектно- творческая работа | | Урок 34 |
Нормы и критерии оценивания обучающихся по данной программе.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений
Оценка «5» (очень хорошо) выставляется учащемуся чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, правильные и полные, логичные и осмысленные, в практической деятельности проявляются приобретенная самостоятельность и творческое применение. Объем работы выполнен на 94% - 100%.
Оценка « 4» (хорошо) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основном правильные, логичные и осмысленные, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, в практической деятельности обнаруживается отсутствие в некоторой мере самостоятельности, мелкие ошибки. Практическая работа выполнена на 75% - 93%.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основной части правильные, приобретены основные умения, но применение знаний в практической деятельности вызывает трудности. Учащийся нуждается в руководстве и указаниях. Объем выполненного практического задания 30% - 74%.
Оценка «2» (недостаточно) выставляется учащемуся, у которого при устном ответе (выступлении), в письменной работе, практической деятельности или в их результатах наблюдаются существенные недостатки и ошибки. Учащийся делает в большинстве содержательные ошибки, не способен применять знания также при руководстве и направлении его деятельности. Объем выполненной работы 10% -29%.
Требования к оформлению рефератов, презентаций, выставок
Творческий отчет-выставка
Требования к оформлению работ для выставки. Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Требования к оформлению презентации
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт 14, интервал 1.5, поля стандартные;
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 20-25 слайдов.
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала.
Критерии оценки выполнения проектов
1.Общая культура представления итогов проделанной работы.
2.Интерес к изобразительному искусству и художественной деятельности;
3.Оригинальность, творческое своеобразие полученных результатов;
При оценке проектов теоретического характера следует руководствоваться критериями:
1.Содержательность и художественная ценность собранного материала;
2.Владение основными, ключевыми знаниями по предмету;
3.Последовательность, логика изложения собственных мыслей;
4.Художественная грамотность и эстетичность оформления представленной работы
Критерии к исполнительским проектам:
1.Эмоциональность, выражение своего отношения к созданному художественному образу;
2.Владение художественными материалами, средствами художественной выразительности;
3.Умение импровизировать и создавать оригинальные художественные образы
Тематическое планирование ИЗО 8 кл.
№ урока | Содержание (раздел, тема урока) | Количество часов | УУД | Практическая часть программы | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах – 8 час. |
1 | Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Стр. 16-23 | 1 | Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника | Задания: обзорно-аналитические упражнения, исследующие специфику изображения в театре и кино: художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» с целью создания облика спектакля, предлагаемого режиссером, создание набросков и выработка предложений на тему «Как это изобразить на сцене». | Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Приобретать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссера и актера Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. | |
2 | Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Стр. 24-29 | 1 | Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих актерскую природу театрального искусства и роль сценографии как части единого образа спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» («перемена отношения к вещи и месту действия»); создание подмакетника для спектакля и развитие в себе фантазии и веры в предлагаемые обстоятельства. | Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актер — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля. Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля. Понимать, что все замыслы худож ника и созданное им оформление жи вут на сцене только через актера, бла- годаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). | |
3 | Сценография особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Стр. 30-38 Входной контроль. Тест | 1 | Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих отличие бытового предмета и среды от сценических, а также роль художника-сценографа в решении образа и пространства спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание образа места действия и сценической среды — лес, море и т. п.) как в актёрски - игровой форме, так и в виде выгородки из 3—4 предметов, рисунке или макете. | Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. | |
4 | Сценография, искусство и производство. Стр. 39-41 | 1 | Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих творческие и производственно-технологические формы работы театрального художника (от эскиза и макета до их сценического воплощения); индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание игровой среды и ситуации, в которых актер может вести себя естественно, т. е. «быть», а не «казаться»), а также продолжение работы по пространственному и образному решению спектакля. | Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. | |
5 | Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения. Стр. 42-47 | 1 | Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих искусство внутреннего и внешнего перевоплощения актера при помощи костюма и грима; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание костюма персонажа и его сценическая апробация, как средство образного перевоплощения). | Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера (наряду с гримом, прической и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является | |
6-7 | Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса! Стр. 48-53 | 2 | Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника | Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих особо значительную роль художника в кукольном спектакле; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание куклы и игры с нею в сценически-импровизационном диалоге). | Понимать и объяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нем в качестве художника, режиссера или актера | |
8 | Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. Театрализованное представление. Стр. 54-57 | 1 | Задания: обзорно-аналитическая работа по итогам исследовательской и проектно-творческой деятельности на тему «Театр — спектакль — художник» (в выставочных или сценических форматах. | Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища. Развивать свою зрительскую культуру от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса. | |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 часов |
9 | Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Стр. 60-65 | 1 | Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника | Задания: выполнение обзорно-аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника; пробные съемочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству», показывающие фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе. | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие. Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. | |
10 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Стр. 66-71 | 1 | Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих операторское мастерство как умение фотохудожника видеть натуру, фиксировать в обыденном необычное; проектно-съемочные практические работы на тему «От фото-забавы к фото-творчеству» (освоение операторской грамоты и образно-композиционной выразительности фотоснимка). | Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее неповторимость в большом и малом | |
11 | Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. Стр. 72-77 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественную роль света в фотографии; проектно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты съемки фото-натюрморта и выявление формы и фактуры вещи при помощи света). | Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фото-натюрморта. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фото-пейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съемки природного или архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи | |
12 | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото-пейзажа и фото-интерьера. Стр. 78-83 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих визуально-эмоциональную и репортажную специфику жанра фото-пейзажа; проектно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты в передаче образно-эмоциональной выразительности фото-пейзажа). | |
13 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Стр. 84-89 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих общее и различное в природе образа в картине и фотографии, соотношения в них «объективного-субъективного»; про-ектно-съемочные практические работы на тему «От фото-забавы к фото-творчеству» (освоение грамоты съемки репортажного и постановочного фотопортрета) | Приобретать представления о том, что образность портрета в фотографии достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съемке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определенного душевно-психологического состояния человека. При съемке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека | |
14 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Стр. 90-95 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих информационную и историческую значимость фотографии как искусства фактографии; проектно-съемочные практические работы на тему «От фото-забавы к фото-творчеству» (освоение навыков репортажной съемки). | Понимать и объяснять значение информационно – эстетической и историко-документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съемки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фото-жанрах, двигаясь в своей практике от фото-забавы к фото-творчеству. | |
15-16 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Проектно-творческая работа. Стр. 96-101 | 2 | Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественные и технологические возможности компьютера в фотографии и его роль в правдивой трактовке факта; проектно-съемочный практикум на тему «От фото-забавы к фото-творчеству» (освоение грамоты работы с компьютерными программами при обработке фотоснимка); участие в итоговом просмотре учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и их коллективное обсуждение. | Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. | |
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?- 12 часов |
17-19 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Стр. 104-111 | 3 | Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника | Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих синтетическую природу киноизображения, условность экранного времени и пространства, роль монтажа, звука и цвета в киноискусстве; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (понимание взаимосвязи смысла монтажного видеоряда и его хронометража). | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства | |
20-22 | Художник и художественное творчество в кино Художник в игровом фильме. Стр. 112-117 | 3 | Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих особенности художественного творчества в киноискусстве; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео», моделирующие работу киногруппы и роль в ней художника-постановщика (выбор натуры для съемки, создание вещной среды и художественно-визуального строя фильма). | Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. | |
23 | От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука кино-языка. Фильм – рассказ в картинках. Стр. 118-121 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих роль сценария для большого экрана и любительского фильма; съемочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему видео» (формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана). | Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кино-слова» и «кино-фразы». | |
24 | Воплощение замысла. Стр.122-123 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих смысл режиссуры в кино и роль режиссера при съемке домашнего видео; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (практическое воплощение сценарного замысла в ходе съемки и монтажа фильма). | Приобретать представление о творческой роли режиссера в кино, овладевать азами режиссерской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. | |
25 | Чудо движения: увидеть и передать. Стр. 124-125 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих художническую роль оператора в визуальном решении фильма; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (освоение операторской грамоты при съемке и монтаже кино-фразы. | Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно их применять в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы повышать багаж своих знаний и творческих умений | |
26 | Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше чем художник. Стр. 126-131 | 1 | Задания: выполнение аналитических упражнений на темы жанрового и видового многообразия кино (на примере анимации), а также роли художника в создании анимационного фильма; съемочно-творческие работы на тему «От большого кино к твоему видео» (создание авторского небольшого анимационного этюда). | Приобретать представления об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съемке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видео-анимации и ее монтаж. | |
27 | Компьютерный анимационный фильм. Стр. 132-137 | 1 | Задания: анализ художественных достоинств анимаций, сделанных учащимися; заключительный этап проектно-съемочной работы над авторской мини-анимацией; участие в итоговом просмотре творческих работ по теме | Приобретать представления о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения | |
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель - 7 часов. |
28 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Стр. 140-145 | 1 | Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; знать правила работы с акварельными красками; уметь работать кистью и акварельными красками Коммуникативные: умение работать с партнером и в группе с учетом позиций каждого участника | Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих информационную и художественную природу телевидения, его много-жанровость и специфику «прямого ТВ», транслирующего экранное изображение в реальном времени; проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу теле - просмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить все время перед экраном. | |
29 | Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Стр. 146-151 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, рассматривающих кино-документалистику как основу телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие состав репортажной съемочной телегруппы, ее творческие задачи при создании телепередачи, условия работы и др. | Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кино-документалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съемки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения | |
30 | Киноглаз, или Жизнь врасплох. Стр. 152-153 | 1 | | Понимать, что кино-наблюдение - это основа документального видео-творчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке | |
31 | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Стр. 154-158 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, раскрывающих эмоционально-образную специфику жанра видео-этюда и особенности изображения в нем человека и природы; проектно-съемочный практикум на тему «Экран - искусство — жизнь» (процесс создания видео-этюда). | Понимать эмоционально-образную специфику жанра видео-этюда и особенности изображения в нем человека и природы. Учиться реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видео-этюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их кино-аналогов, чтобы при создании видео-этюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. | |
32 | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. Стр. 159-163 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, раскрывающих информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нем события и человека; проектно-съемочный практикум на тему «Экран — искусство — жизнь» (процесс создания видеосюжета). | Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нем события и человека. Уметь реализовывать режиссерско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съемке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видео-охотой» за фактом | |
33 | Телевидение, видео, Интернет…Что дальше? Современные формы экранного языка. Стр. 164-167 | 1 | Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих изменения формы кино-языка современных экранных произведений на примере видеоклипа и т. п.; проектно-творче-ские работы на тему «Экран — искусство — жизнь» (овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания). | Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. Получать представление о развитии форм и кино-языка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и о звучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту кино-языка при создании интернет-сообщений. | |
34 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы} Проектно-творческая работа. Стр. 168-174 | 1 | Задание: итоговый просмотр учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение. | Узнавать, что телевидение, прежде всего, является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияния на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать свое мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства. | |