СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству. УМК "Перспектива"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» |
|
|
| «Согласовано» по содержанию __________/Сытдыкова М.А./ |
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
для 1 класса
учителя Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 30.08 2017 г.
Москва
2017-2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебным планом ГБОУ «Школа № 760 им. А. П. Маресьева» на 2017-2018 учебный год и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умении и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая характеристика курса
Учебный̆ материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. В 1-ом классе — 33 часа.
Содержание курса
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамотности). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: кол- лажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Четверть | Раздел | Количество часов |
1 четверть | Восхитись красотой нарядной осени | 8 |
2 четверть | Любуйся узорами красавицы-зимы | 7 |
3 четверть | Радуйся многоцветью весны и лета | 9 |
4 четверть | Радуйся многоцветью весны и лета | 8 |
Всего |
| 32 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
| Сроки | ||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||
I четверть – 9 часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восхитись красотой нарядной осени – 9ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Какого цвета осень? Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. | Участие в коллективной беседе: обмен мнениями, устное описание осенней поры и своего отношения к поэтическим, живописным и декоративно-прикладным произведениям российского искусства, изображающим красоту осени. Ответы на вопросы: какой видят осень поэты, художники, народные мастера? Что восхищает нас в осенней природе родного края? Какие жанры искусства помогают нам ярче и полнее ощутить мир красоты нарядной осени? Ориентирование ращения с художе-ственными материалами. Высказывание с отзывами о выполненных (готовых) работах | Овладевают понятиями «изобразительное искусство», «красота», «пейзаж», «листопад». Ознакомятся с приметами осени, произведениями живописи, литературы и декоративно-прикладного творчества, связанными с осенней тематикой, их авторами. Различают своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства при воплощении осенних мотивов, сверяют свои действия с памяткой. Владеют техникой рисования красками, правилами работы и обращения с художественными материалами. Самостоятельно организовывают свое рабочее мест; самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем и сверстниками информации) объясняют разное изображение осени | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; составление описания осенней поры; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения осени; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об осени, изображения образа осени в творчестве поэтов, писателей, художников, народных мастеров и ее осмысление. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; выразительни, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок). Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, на-родных мастеров для человека и принимают его; сориентированы на активное восприятие произведений поэзии, живописи и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения за приметами осени, родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства; проявляют интерес к новому учебному предмету. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | Твой осенний букет. Декоративная композиция.
| Фронтальная работа: обсуждение композиции, цвета, рисунка. Работа в группах: характеристика жанра «натюрморт», вы- деление его признаков, обоснование доводов принадлежности произведений живописи и декоративно-прикладного искусства к жанру натюрморта, выделение в карточках наличия характерных для данного жанра признаков. Ин-дивидуальная работа: речевые высказывания в устной форме; рассуждения в форме простых связных суждений об объекте, его строении, свойствах; формулировка выводов и обобщений; аргументированное доказательство своей точки зрения; заполнение карточек – «сборка» признаков натюр- морта; создание композиции под впечатлением наблюдений природы родного края; рисование кистью (гуашь, акварель – по выбору); загадывание и отгадывание загадок о дарах осени; чтение пословиц, поговорок, примет об осеннем урожае.
| Определяют специфику изобразительного искусства, выразите языка искусства. Описывают красоту нарядной осени и богатство красок, цветов, форм даров природы, изображенных в живописных репродукциях и миниатюрах. Знают признаки жанра натюрморта и пейзажа, возможности средства живописи и декоративно-прикладного искусства. Выбирают художественные материалы, средства художественной выразитель- ности для создания образов осенней природы; выражают свое отношение к качествам осенней природы в действительности, в произведениях искусства; изображают натюрморты, выражая свое отношение. Различают основные и составные, теплые и холодные цвета; наблюдают, сравнивают, сопоставляют и анализируют произведения искусства, определяют принадлежность к конкретному жанру | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства натюрморте; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок – натюрморт) на тематическом сюжете «Земля-кормилица»; самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета овощей и фруктов; Логические: осуществление качественной характеристики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; анализ признаков натюрморта, сравнение их с признаками пейзажа; на основе синтеза признаков жанра определение принадлежности жанра произведению изобразительного искусства; выявление специфики, жанре изобразительно- средств выразительности в произведениях искусства; постановка и решение проблем – формулирование проблемы (как красота плодов земли выражена в картине художника (натюрморте)? Как в своем рисунке изобразить осенний урожай родного края?); самостоятельное создание способов решения проблемы художественно-творческого характера – изображение в натюрморте земли-кормилицы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре «натюрморт» на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра «натюрморт»; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания). Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться; распределять работу, планировать общие способы работы; оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат; согласовывать усилия по решению учебной задачи; учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой, об отноше- нии к рассматриваемым репродукциям; взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; понимать на слух ответы одноклассников; договариваться и приходить к общему мнению. Л и ч н о с т н ы е: рефлексируют свои действия; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка с натюрмортом; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство. | Фронтальная беседа. Размышления над ответами на вопросы учителя. Формулирование ответов на вопросы учителя, сверстников. Чтение текста в учебнике с установкой на выделение в нем заданного смыслового компонента (главного в соответствии с учебной задачей). Коллективный обмен мнениями о способах и путях решения учебных (творческих) задач. Составление и осознанное речевое высказывание о правилах поведения учащихся в музее, на природе. Рассказывание о личных впечатлениях при рассматривании произведений искусства. Индивидуальная, групповая, парная работа с целью развития рефлексивно-аналитических способностей. Самостоятельный поиск информации, подтверждающей щедрость земли в осеннюю пору в произведениях разных видов искусства фольклорный, музыкальный). Кол-лективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях фольклорный, музыкальный). Коллективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях, изображающих осеннюю природу, богатство даров природы (урожая). Индивидуальное выполнение практической художественно-творческой работы: рисование кистью (акварель, гуашь) композиция, созданная под впечатлением и на основе собственных наблюдений – природы родного края и образного решения праздника урожая. Представление выполненных работ на выставке достижений. | Смогут понимать образную природу изобразительного искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к осенней природе, к произведениям изобразительного искусства; различать основные жанры искусства Составят устное сочинение-описание (или сказку) о земле-кормилице, о щедроте осени, ее дарах, о богатом урожае. Выполняют практическую художественно-творческую работу (рисование кистью (акварель, гуашь)). Создают композицию, созданную под впечатлением и на основе собственных наблюдений – природы родного края и образного решения праздника урожая. Владеют правилами работы и обращения с художественными материалами. Узнают, что такое музыкальность, художественность, пластичность и поэтичность произведения, как они помогают видеть окружающую действительность в эстетической форме | Л и ч н о с т н ы е: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством; выработаны необходимые знания, умения и действия, направленные на выполнение нравственных норм человеческого общежития и правил школьника; сформирована потребность и способность корректировать собственную деятельность; обучены самостоятельности и самодеятельности в художественных и изобразительных видах деятельности; владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной, творческой сферах деятельности; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, требовательности к себе; наличие потребности и готовности к усвоению знаний о мире пластических искусств, к овладению элементарными умениями и способами художественной деятельности. М е т а п р е д м е т н ы е: Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности; строить коммуникативно-речевые действия (высказывания), направленные на учет позиции партнера (собеседника); обосновывать и доказывать свою точку зрения; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных зада- ний и решению выдвинутой проблемы; достигать гармонии с окружающими; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
4 | 4 | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. | Рассматривание (восприятие) красоты рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера (коллективное, индивидуальное). Художественно-творческая индивидуальная работа по освоению новых приемов (выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение. Изготовление печатки-тычка (индивидуально). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Диалог между «художником» и «зрителями» в парах (в группах). Описание строения растения (дерево, ветки, листочки, ягодки рябины) (коллективное). Чтение стихотворений о рябине (индивидуальное), слушание (подпевание) музыкальных произведений (задушевных, мелодичных, лирико-напевных песен и мелодий) для воспроизведения образа (образа-символа) рябины (коллективное). Экспериментирование с элементами художественного изображения, с цветом, помогающее превратить пятно, точку в художественное изображение пейзажа (индивидуальное индивидуальное). Упражнения по освоению приемов кистевой росписи (раздельная точка), работа тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Игра «О чем могла рассказать народная осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы (индивидуальное участие) | Узнают значения слов (художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, форма, размер, пятно), о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, художников, композиторов, как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья, ягоды рябины, элементарные правила смешения цветов; научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства; отбирать художественные материалы, необходимые для реализации своего замысла в рисунке. Умеют работать с художественными материалами, соблюдая правила личной гигиены; объяснять особенности лирического пейзажа, изображения рябины, основные средства выразительности (цвет, форма, композиция) для создания художественного образа осенней рябины; научатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении рябиновых веток. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование учебной задачи (промежуточной и основной); самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; общеучебные – выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и искусствоведческих, объяснение значения термина (понятия); размышление о воспроизведении художественного образа рябины в различных видов искусства (изобразительное, музыка, литература); овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи – точка, мазок, пятно; вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; формулирование полных ответов на вопросы учителя, в учебнике; Логические: осуществление анализа объекта произведений, выполненных разными авторами, в различных техниках изобразительного искусства разных жанров; составление советов и рекомендаций партнерам; анализирование признаков жанра произведения изобразительного искусства, предлагаемого к рассмотрению. Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; опираться в игровых приемах на художественно-дидактические таблицы; принимать и сохранять учебно-практическую задачу при выполнении учебных действий; выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить; оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; самостоятельно или с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности в изображении. Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; формулировать свое мнение; комментировать соответствие содержания ответа одноклассника заданию и исполнению им практического задания; слушать и учитывать мнения партнеров; принимать и удерживать роль экскурсовода на выставке творческих работ одноклассников. Л и ч н о с т н ы е: самоопределение – оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества на основе приобретенных знаний; смыслообразование – имеют желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений изобразительного искусства; стремятся к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством; морально-этическая ориентация – ориентируются во взаимодействии на выполнение моральных норм; руководствуются ими в поведении; оценивают свои поступки. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | Щедрая осень. Живая природа: форм. Натюрморт: композиция. | «Осенние фантазии»; выработка и установление универсальных принципов, определяющих отношения друг к другу при работе в паре, в группах; индивидуальное рассматривание произведений изобразительного искусства, изображений, выполненных приемом кистевого письма – раздельным письмом; наблюдение за работой учителя при показе исполнения приема техники раздельного мазка; пробы кистевого письма, упражнения (при необходимости с повторами) в овладении приемом техники раздельного мазка (индивидуально) с последующим обсуждением (в парах); поиск и чтение необходимой информации в учебнике. | Различают теплые и холодные цвета. Эмоционально воспринимают произведения изобразительного искусства, рассуждают об их особенностях, о художественных материалах и технике создания (приемах) произведений разных видов изобразительного искусства. Выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых произведений. Ориентируются в учебнике. | М е т а п р е д м е т н ы е: Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы, за выбор своих решений, поступков по собственной воле; соизмерять свои действия, мотивы поведения с идеалом межличностных отношений (толерантность, честность, товарищество, альтруизм); подчиняться требованиям и правилам школьного сообщества; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, эстетизации, художественности, гуманистической воспитанности; анализировать собственную деятельность на уроке (какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?) и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса. Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на принципах общечеловеческих начал – гуманизма, сотворчества, сотрудничества; понимать чувства другого человека (партнера), проявлять сострадание к нему и принимать участие в его деятельности, намечать перспективы конструктивного сотрудничества и интеграции для удовлетворения учебных интересов и решения учебных задач (проблем) на основе динамических связей; устанавливать полезные для себя формы взаимодействия с учителем. Логические: свободно высказывать и отстаивать свое мнение, выбирать вид и способ деятельности и действовать согласно установленным в объединении партнеров правилам для решения творческой задачи. Л и ч н о с т н ы е: понимают значение собственного многостороннего интереса в становлении современного ученика как двигателя новой школы и общества; соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность, находящуюся в «гармонии индивидуального с социальным»; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
6 | 6 | В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России. | Созерцание произведений мастеров Хохломы. Участие в коллективной беседе: высказывание о том, что особенно понравилось в художественных изделиях. Работа с разделами учебника: «Открой тайны узоров хохломы», «В гостях у мастера». Ознакомительное чтение и слушание рассказа мастера об узорах золотой расписной хохломы, ее палитре. Индивидуальная работа: рисование кистью на листе элементов травного узора хохломской росписи. Представление выполненных работ. | Усваивают духовное наследие, без которого не-мыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других. В ходе рисования передают ощущение радости жизни, используя сочетания цвета палитры хохломы. Узнают смысл понятия «палитра хохломы», отдельные произведения народных мастеров, основные средства декоративно-прикладного искусства.
| М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; Логические: осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают произведения искусства; понимают значение народных мастеров; проявляют интерес к новому учебному материалу, предмету. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
7 | 7 | Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.
| Рассмотрение художественно-дидактической таблицы «Элементы травного орнамента» (коллективная). Объяснение, как рисовать кистью каждый элемент; рассмотрение таблиц. Рисовальные движения кистью для одного элемента в воздухе. Индивидуальное рисование кистью в тетради: «осочки», «травинки», «капельки»; сверка своего рисунка с таблицей в учебнике | Узнают элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Знакомятся с правилами выполнения элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому. Умеют рисовать орнамент гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче); Общеучебные: грамотное и ясное выражение своей мысли. Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
8 | 8 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект «Щедрый лес и его жители» . | Принятие участия в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители». Составление пространственной композиции (инсталляции) из творческих работ, созданных на 1-7 уроках. | Учатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции. | Л и ч н о с т н ы е: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; сориентированы на творческую деятельность. Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, имеют навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях. М е т а п р е д м е т н ы е: Овладеют способностью работать в коллективе, самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать свои действия, умеют работать в сотрудничестве, распределять роли в группе, представлять выполненную работу. Познавательные: организуют рабочее место, выполняют композицию, осуществляют поиск информации. Регулятивные: проявляют действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
9 | 9 | О чём поведал каргопольский узор | Фронтальная – ознакомление с художественно- дидактической таблицей «Каргопольский узор» Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему. Индивидуальная роспись силуэтов игрушек. | Знают народное художественное ремесло – каргопольская игрушка, ее узоры (символы солнца, земли, зерен). Выполняют роспись силуэтов игрушек гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись силуэта игрушки; логические – выделение основных черт каргопольской игрушки. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
II четверть – 7 часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Любуйся узорами красавицы – зимы -7ч |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной | Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему. Коллективное описание народных игрушек. Индивидуальная роспись глиняной игрушки гуашью, сочинение сказки о ней. | Сочетают устное и изобразительное творчество. Знают узоры каргопольской игрушки. Выполняют роспись игрушки гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись игрушки; Логические: умение строить рассуждение о народной игрушке. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. Л и ч н о с т н ы е: Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к России. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
11 | 2 | Зимнее дерево. | Индивидуальное изображение зимнего дерева черной и белой линиями с использованием графических материалов. | Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изображать зимнее дерево. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
12 | 3 | Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. | Ознакомительное чтение текста учебника, (описание солнечного снежного пейзажа). Фронтальная беседа по картинам И. Бродский «Зима», С.Никиреев «Подмосковный иней», О.Н. Ардимасов «Зимний пруд». Индивидуальное изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с использованием графических материалов. | Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изображать зимний пейзаж. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
13 | 4 | Белоснежные узоры. Вологодские кружева. | Ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора» (учебник стр.68) Коллективная беседа при рассмотрении волгоградского кружева, птиц павы у дерева жизни, старинного кружева, панно Е. Ельфиной «Скатерть». Индивидуальное рисование узора. | Различают элементы кружевного узора: «гулички», «Снегурочки», «звездочки», «елочки», «цветочек», «дерево жизни». Выполняют белой тушью на цветной бумаге кружевной узор. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; логические – анализ элементов кружевного узора с выделением существенных признаков. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: воспринимают красоту художественного изображения. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
14 | 5 | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. | Коллективная беседа «Встреча Нового года в своей семье и в школе». Фронтальная беседа: перечисление предметов и героев всегда участвующих в новогоднем веселье. Коллективное ознакомление с панно М.Дмитриева «Это было в Кремле».. Рисуют декоративную композицию из новогодних игрушек гуашью. Используют художественные приёмы: раздельный мазок разной формы, линии. | Знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, узнают об отличительных особенностях мастерской росписи, учатся создавать декоративную композицию. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев и предметов участвующих в новогоднем веселье; Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
15 | 6 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.
| Работа над созданием композиции по заданной теме. Рассмотрение выполненных работ, оценивание их. | Закрепят навыки работы с кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно и линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах, научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных практических задач. | Метапредметные: Овладеют способностью работать в коллективе, самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать свои действия, работать в сотрудничестве, распределять роли в группе, представлять выполненную работу. Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
16 | 7 | По следам зимней сказки. Декоративная композиция. | Коллективная беседа «В гостях у зимней сказки и ее героев». Фронтальная беседа: перечисление знакомых зимних сказок и их героев, образное изображение. Коллективное ознакомление с героями сказок в произведениях художников и народных мастеров. Индивидуальное рисование гуашью, составление рассказа по своему рисунку. Выставление работ.
| Различают виды произведений изобразительного искусства: живопись, книжную графику; сравнивают их. Узнают произведения Т.Маврина «За Каминкой», С.Туканов «Снегурочка и снегири. Холуй». Применяют основные средства художественной выразительности в рисунке. Рисуют гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев зимних сказок; Логические: установление связи русского фольклора с детским творчеством. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
III четверть – 9 часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Радуйся многоцветью весны и лета – 17ч. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | Участие во фронтальной беседе «Зимние забавы в произведениях художников и народных мастеров». Участие в беседе по планированию работы над рисунком, по составлению плана работы над композицией. Выполнение работы.
| Познакомятся с произведениями художников и народных мастеров; узнают, как они передают в своих работах задор и веселье, что такое сюжет; научатся выполнять сюжетную композицию. | М е т а п р е д м е т н ы е: Овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, рассуждать, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
18 | 2 | Защитники земли русской. Образ богатыря. | Коллективное об- суждение картины В.Васнецова «Богатыри». Индивидуальные высказывания по поводу своих впечатлений от знакомства с произведениями отечественных художников на патриотическую тему. Ознакомление с воинским снаряжением, в ходе фронтальной беседы композиционное решение орнаментального украшения снаряжения русского богатыря. Рисуют воина- богатыря, украшают его шлем и щит. | Узнают отдельные произведения отечественных художников на патриотическую тему и называют их авторов. Высказывают свое отношение к образу богатыря под впечатлением произведений художественного искусства. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; Логические: осуществление анализа картины. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению. Л и ч н о с т н ы е: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
19 | 3 | Открой секреты дымки | Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек. | Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки (по впечатлению) гуашью.
| М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком; Логические: анализ дымковской игрушки. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Л и ч н о с т н ы е: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
20 | 4 | Открой секреты дымки.
| Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек. | Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки (по впечатлению) гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком; Логические: анализ дымковской игрушки. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Л и ч н о с т н ы е: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
21 | 5 | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | Участие во фронтальной беседе при ознакомлении с ансамблем русского народного костюма. Коллективное рассматривание элементов русского народного костюма. Индивидуальное рисование украшения наряда красавицы акварелью, фломастерами. | Знакомятся с народным костюмом и его частями (рубаха, сарафан, душегрея, венец). Описывают красоту пропорций, гармонию цвета, расположение орнамента на частях ансамбля. Рисуют акварелью и фломастером. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные: умение использовать элементы орнамента в разной технике; формулирование ответов на вопросы учителя; Логические: установление связи орнамента с частями народного костюма. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
22 | 6 | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. | Фронтальная беседа о красоте весенней природы, воспетой в стихах, песнях, пословицах и поговорках, посвященных весне и воде. Коллективное образное создание картины бегущего ручья. Фронтальное обсуждение разных технических приемов при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Индивидуальное рисование бегущего ручья
| Владеют приемом сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Используют художественные материалы (акварель, гуашь). Применяют средства художественной выразительности. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; Логические: сравнение произведений искусства, постановка и решение проблем – формулирование проблемы (рисование бегущего ручья по представлению), самостоятельное создание способов ее решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей. Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
23 | 7 | Птицы – вестники весны. Весенний пейзаж: декоративная работа. | Фронтальная беседа после просмотра картины А.Саврасова «Грачи прилетели». Беседа о том, что может быть изображено на тематическом рисунке «Птицы- вестники весны». Рисуют красками или выполняют аппликацию (по выбору).
| Узнают, как красоту ранней весны в живописном пейзаже выразил А.Саврасов; научатся выполнять художественный приём- аппликацию из бумаги и лоскутков в декоративной композиции. | Метапредметные: Овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, умеют излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения. Личностные: Имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
24 | 8 | У лукоморья дуб зелёный. Образ дерева в искусстве. | Фронтальная беседа по теме «Образ дерева в декоративно-прикладном искусстве». Беседа о том, как может выглядеть сказочное дерево. Составление плана работы. Рисуют своё придуманное сказочное дерево. | Узнают, как живописец, график, народный мастер создают образ реального и сказочного дерева в искусстве, как образ дерева становится символом пожелания добра и благополучия; научатся выполнять композицию сказочного дерева. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание о дереве; приводят поэтические, изобразительные деревья; осуществляют поиск существенной информации о произведениях изобразительного скусства, делают выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
25 | 9 | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ коня. | Фронтальная беседа на выяснение знаний обычаев, преданий, сказок, пословиц, поговорок, связанных с животными. Коллективное описание образа коня в сказках, народной игрушке. Индивидуальное изображение по воображению животных. Декоративная композиция по представлению. | Узнают, как в искусстве переосмысляется реальное явление и как оно воплощается в художественном образе, знаке-символе или фантастическом герое; научатся рисовать коня. Раскрывают образ коня в сказках, народной игрушке. Изображают по воображению животных. Создают декоративную композицию по представлению. Используют художественный материал гуашь. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – изображение по воображению животных; логические – осуществление анализа образа коня. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; уметь полно и точно выражать свои мысли. Л и ч н о с т н ы е: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и народного творчества. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
IV четверть – 8 часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 1 | Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки | Фронтальная беседа на выявление разных приемов изображения образа расцветающей весенней природы. Индивидуальное выполнение художественно-творческого задания на эксперимент с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Индивидуальное создание рисунка весенних цветов. | Имеют представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы. Применяют разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия), передают оттенки цвета. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление; Логические: анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями. Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
27 | 2 | В царстве радуги-дуги, узнай, как все цвета дружат. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки | Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение волшебного цветка цветика-семицветика. Индивидуальное видение цветика-семицветика. | Умеют подбирать оттенки теплых и холодных цветов на па-литрах и в композиции. Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно в изображение. Экспериментируют красочное пятно в изображение. Экспериментируют. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
28 | 3 | В царстве радуги-дуги, узнай, как все цвета дружат. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки | Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение нежного весеннего цветка. Индивидуальное видение весеннего цветка. | Умеют подбирать оттенки теплых и холодных цветов на па-литрах и в композиции. Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно в изображение. Экспериментируют красочное пятно в изображение. Экспериментируют. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
29 | 4 | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. | Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Групповой анализ произведений, отражающих все времена года. Коллективное создание образа красоты родной земли. Индивидуальное выполнение рисунка. | Знают основы изобразительного языка живописи, жанр пейзажа. Узнают отдельные произведения выдающихся ху- дожников, называют их авторов. Выбирают художественные материалы для создания своего замысла.
| М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов поиска решения проблемы; Логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны). Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Л и ч н о с т н ы е: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
30 | 5 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты.
| Участвуют в коллективной беседе. Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта. | Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи. Коммуникативные: Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая. Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
31 | 6 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Участвуют в коллективной беседе. Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта. | Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи. Коммуникативные: Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая. Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
32 | 7 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Участвуют в коллективной беседе. Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта. | Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи. Коммуникативные: Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая. Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
33 | 8 | Наши достижения. Целый год учились мы, многое узнали… | Разгадывают кроссворд. Выполняют задания. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают работы, выбирают лучшую работу. | Закрепят знания о видах и жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, произведениях живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, техниках рисования.
| М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание при ответе на вопросы изовикторины, осуществляют поиск информации. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: Строят понятное монологическое высказывание; согласовывают свои действия с партнёром; вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют их; излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения. Л и ч н о с т н ы е: Понимают значение знаний для человека, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира. |
|
|
|