МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА С. КОСЫРЕВКА ЛИПЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании МО учителей ------------------. Протокол № 1 от 29.08.2017. | Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2017. | «Утверждаю»______________ Директор МБОУ НШ с. Косыревка Андреева Н.Ф. Приказ № 67 от 31.08.2017. г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
| Составитель Спирякова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ НШ с. Косыревка |
Используемый учебник: Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская, под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.: ил.
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциоанльно-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, линия, цвет – основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч
Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 9 ч
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 8 ч
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. «Сказочная страна». Создание панно. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно – образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс
Класс | Тема раздела | Количество часов |
1 класс | Виды художественной деятельности. | 22 |
Восприятие произведений искусства. | 5 |
Рисунок. | 5 |
Живопись. | 2 |
Скульптура. | 1 |
Художественное конструирование и дизайн. | 5 |
Декоративно-прикладное искусство. | 4 |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | 7 |
Композиция. | 1 |
Цвет. | 1 |
Линия. | 3 |
Объем. | 2 |
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? | 4 |
Земля - наш общий дом. | 1 |
Родина моя – Россия. | 1 |
Искусство дарит людям красоту. | 2 |
Итого: 33 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Дата по плану | Коррекция |
Ты учишься изображать (8 ч) |
| Восприятие произведений искусства (3 ч.) | | | |
1 | Все дети любят рисовать. | 1 | 06.09 | |
2 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | 13.09 | |
3 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | 20.09 | |
| Композиция (1 ч.) | | | |
4 | Изображать можно пятном. | 1 | 27.09 | |
| Объем (1 ч.) | | | |
5 | Изображать можно в объеме. | 1 | 04.10 | |
| Линия (1 ч.) | | | |
6 | Изображать можно линией. | 1 | 11.10 | |
| Цвет (1 ч.) | | | |
7 | Разноцветные краски. | 1 | 18.10 | |
| Восприятие произведений искусства (1 ч.) | | | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | 25.10 | |
Ты украшаешь (8 ч) |
| Декоративно-прикладное искусство (1 ч.) | | | |
9 | Мир полон украшений. | 1 | 08.11 | |
| Искусство дарит людям красоту (1 ч.) | | | |
10 | Красоту надо уметь замечать. | 1 | 15.11 | |
| Живопись (2 ч.) | | | |
11 | Цветы. | 1 | 22.11 | |
12 | Узоры на крыльях. | 1 | 29.11 | |
| Рисунок (2 ч.) | | | |
13 | Красивые рыбы. | 1 | 06.12 | |
14 | Украшения птиц. | 1 | 13.12 | |
| Декоративно-прикладное искусство (1 ч.) | | | |
15 | Узоры, которые создали люди. | 1 | 20.12 | |
| Искусство дарит людям красоту (1 ч.) | | | |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | 27.12 | |
Ты строишь (9 ч) |
| Линия (2 ч.) | | | |
17 | Постройки в нашей жизни. | 1 | 17.01 | |
18 | Дома бывают разными. | 1 | 24.01 | |
| Объем (1 ч.) | | | |
19 | Домики, которые построила природа. | 1 | 31.01 | |
| Художественное конструирование и дизайн (5 ч.) | | | |
20 | Дом снаружи и внутри. | 1 | 07.02 | |
21 | Строим город. | 1 | 21.02 | |
22 | Строим город. | 1 | 28.02 | |
23 | Все имеет свое строение. | 1 | 07.03 | |
24 | Строим вещи. | 1 | 14.03 | |
| Родина моя – Россия (1 ч.) | | | |
25 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | 21.03 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч) |
| Восприятие произведений искусства (1 ч.) | | | |
26 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | 04.04 | |
| Рисунок (2 ч.) | | | |
27 | Праздник весны. | 1 | 11.04 | |
28 | Разноцветные жуки. | 1 | 18.04 | |
| Скульптура (1 ч.) | | | |
29 | Сказочная страна. | 1 | 25.04 | |
| Рисунок (1 ч.) | | | |
30 | Времена года. | 1 | 16.05 | |
| Земля - наш общий дом (1 ч.) | | | |
31 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | 1 | 23.05 | |
| Декоративно-прикладное искусство (2 ч.) | | | |
32-33 | Резервные уроки | 2 | | |
| ИТОГО: | 33 | | |