Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе примернойадаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4).
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.
Основная цельизобразительной деятельности - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность».
В результате изобразительной деятельности формируются умения изображать предметы и объекты окружающей действительности. Ребенок осваивает доступные средства изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. В результате пробуждается интерес к доступным видам изобразительной деятельности, формируются умения использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности и различные изобразительные технологии. Также у ребенка формируется способность к самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования.
Место учебного предмета «Изобразительная деятельность» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34ч, 1 час в неделю, в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительная деятельность »
Систематическое и адресное психолого-педагогическое сопровождение является обязательным условием успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через формирование различных характеристик личностных и предметных компетенций.
Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:
1)Формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культур каждого народа.
2) Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3)Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность »
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Овладение начальными навыками адаптации.
Предметные результаты:
формирование положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
закрепление представлений о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.)
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
овладение приемами и средствами рисования, аппликации, лепки;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук.
использование средств изобразительной деятельности карандашами, фломастерами, кистью и др.;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Мониторинг результатов обучения проводится в конце каждого полугодия на заседании школьногопсихолого-медико-педагогического консилиума с участием всех специалистов, работающих с обучающимся.
Оценивается уровень сформированности представлений/действий по двум критериям: обучающей составляющей и практической составляющей.
Оценка достижений предметных результатов по обучающей составляющей производится путём фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:
0 – не воспроизводит при максимальном объёме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путём фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс
2 – минимальная динамика (одна операция).
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность»
Рисование
Рисование прямых, наклонные, вертикальные линий одинаковой и разной толщины. Рисование горизонтальных и волнистых линий разной длины.Рисование сочетаний прямых и наклонных линий.Рисование простых геометрических фигур (круг, квадрат) по точкам и шаблонам.Рисование красными, желтыми, синими, красками.Рисование зелеными, белыми и черными красками.Ориентация на поверхности листа (низ, середина, верх).Приемы использования в рисовании цветных карандашей и красок.Приемы декоративного рисования.Рисование краской, карандашами, фломастерами без задания.Отработка умения проводить пальцем различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.Отработка умения проводить специально оборудованными средствами различные мазки.
Лепка.
Правила работы с пластилином.Приемы работы с пластилином (соединение и отщипываниемелких кусков. Приемы работы с пластилином (разминание, разрыв на крупные куски). Обследование предмета перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы.Приемы работы с пластилином (раскатывание кусочков прямыми и круговыми движениями). Приемы работы с пластилином: расплющивание.Лепка предметов разной формы: «Конфеты» (шарики, палочки, батончики).
Аппликация.
Самостоятельный выбор деталей для аппликации.Выполнение аппликации путем накладывания на трафареты. Составление изображений путем наклеивания готовых форм. Выполнение аппликации путем вкладывания в прорези соответствующих деталей.Приемы аппликации.Выполнение тематической аппликации из готовых элементов.Выполнение рваной аппликации.Предметная аппликация из вырезанных целых предметов и деталей (овощи).
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Всего часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Аппликация | 12 | Знать основные приемы рисования. |
2. | Лепка | 16 | Знать приемы работы с пластилином. |
3. | Рисование | 6 | Знать приемы работы с бумагой. |
Итого за год: | 34 | |
Календарно-тематическое планирование "Изобразительная деятельность"
№ | Дата | Тема урока |
1-4 | | 8.1. Аппликация 8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. |
4-8 | | 8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. |
9-12 | | 8.1.3. Сминание бумаги |
13-16 | | 8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) |
17-20 | | 8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) |
21-24 | | 8.1.6. Скручивание листа бумаги |
25-29 | | 8.2. Лепка 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина |
30-34 | | 8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп |
35-39 | | 8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) |
40-44 | | 8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой |
45-49 | | 8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска |
50-54 | | 8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска |
55-59 | | 8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска |
60-64 | | 8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой |
65 | | 8.3. Рисование 8.3.2. Оставление графического следа |
66 | | 8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом |
67 | | 8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками |
68 | | 8.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы |
Итого:68 часов
Материально-техническое обеспечение.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, М., П, 2004 г.
• Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Учебника для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Т.В. Алышева, издательство «Просвещение» г. Москва, 2013 г.
Вспомогательные средства :краски, гуашь, пластилин, цветная бумага, клей, кисти.