ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
____________ /Курмышова О.А./ «______»____________2017 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию
__________/Гармаш В.Ю./ |
Рабочая программа
учителя начальных классов
Решетняк Марины Геронтиевны
по изобразительному искусству в 3 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27. 08. 2017
Москва
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016;
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 1–4 классы
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты. Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Основные темы бесед:
виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
Москва в изобразительном искусстве;
старинные города России в творчестве художников;
тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;
музеи России.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны:
знать
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
названия известных центров народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось,
какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами,
дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
Формы контроля знаний, умений, навыков
(текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 33 часа:
рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
рисование на темы - 8 часов;
декоративная работа – 6 часов;
лепка – 3 часа;
аппликация – 2 часа;беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства
№ урока | Дата | Тема | Кол-во уроков |
1 четверть |
ОСЕНЬ. «Как прекрасен этот мир, посмотри» Осенний вернисаж |
1 | | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма | 1 |
2 | | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства | 1 |
3 | | О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства | 1 |
4 | | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём | 1 |
5 | | Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 |
6 | | Чуден свет — мудры люди, дивны дела в них. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Экскурсия в Коломенское | экскурсия |
7 | | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и свет, воздушная перспектива | 1 |
8 | | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства | 1 |
9 | | Двор что город, изба терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства | 1 |
2 четверть |
10 | | То ли терем, то ли царёв дворец. В мире народного зодчества: импровизация | 1 |
11 | | Каждая птица своим пером красуется. Экскурсия в Третьяковскую галерею Живая природа: форма и цвет, пропорции | экскурсия |
ЗИМА.«Как прекрасен этот мир, посмотри» Зимний вернисаж |
12 | | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции | 1 |
13 | | Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии | 1 |
14 | | Зима и лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 |
15 | | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация | 1 |
16 | | Всякая красота фантазии да уменья требует. Маски - образы матушки природы, фантастические и сказочные образы, маски ряженых | 1 |
3 четверть | |
17 | | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. | 1 |
18 | | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции костюма | 1 |
19 | | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры | 1 |
20 | | «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация | 1 |
21 | | Защитники земли Русской. Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр | 1 |
ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри» Весенний вернисаж. |
22 | | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица | 1 |
23 | | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет | 1 |
24 | | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: традиции мастерства | 1 |
25 | | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет | 1 |
26 | | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет | 1 |
ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри» Летний вернисаж |
27 | | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит | 1 |
28 | | Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства | 1 |
29 | | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм | 1 |
30 | | В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: цвет | 1 |
31 | | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба | 1 |
32 | | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет | 1 |
33 | | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 |
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТАБЛИЦЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Коллекция бабочек для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор)
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Коллекция для видео «Чудеса Света»
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК «Перспектива»
Для учащихся | Для педагога |
Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; «Просвещение», 2012 г. | Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; «Просвещение», 2012 г. Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 3 классе); |