Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани
Рассмотрено МО учителей ЕМЦ Сабирова Г.Р ._____ Протокол № 12 от «17» августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Салихова А.М. _______ «17» августа 2018 г. | Утверждаю Директор лицея Вафина Ф.Г. ________ «17 » августа 2018 г Педсовет №____ «17» августа 2018 г Приказ № 163-18 «18» августа 2018 г |
Рабочая программа
по предмету «Химия» 11 класс
(среднее (полное) общее образование)
| Составитель: ГисматуловаЛ.Р. учитель химии и биологии первой квалификационной категории |
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Рабочая программа по химии для 11 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании";
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»;
Примерная программа основного общего образования: химии, 8–9-й классы «Вестник образования» (сборник приказов и инструкций МОиН РФ) № 2. – М.: Просвещение, 2006 г.;
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008);
Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год от 17 августа 2018 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани;
Рабочая программа ориентирована на учебник: О.С.Габриелян, Химия 11 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2010.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачами учебного предмета являются:
формирование у учащихся знаний основ химической науки- важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила безопасной работы в химической лаборатории;
раскрытие гуманистической направленности химической науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, раскрытие перед учащимися вклада химии в научную картину мира;
воспитание элементов экологической культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников окружающего мира.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Демонстрации Анализ и синтез химических веществ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные представления о строении атома.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.
Модели молекул изомеров и гомологов.
Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).
Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
Демонстрации
Образцы металлов и неметаллов.
Возгонка иода.
Изготовление иодной спиртовой настойки.
Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
Образцы металлов и их соединений.
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие меди с кислородом и серой.
Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).
Распознавание хлоридов и сульфатов.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
Идентификация неорганических соединений.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Демонстрации
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
Получение этилена и ацетилена.
Качественные реакции на кратные связи.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.
Практические занятия
Идентификация органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
Образцы средств гигиены и косметики.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
Литература для учителя:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 11 класс. Настольная книга учителя., - М.: Дрофа, 2009.
В.Г.Денисова. Химия. 11 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаидр.,.Волгоград: Учитель, 2008.
Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2009
Габриелян О.С. и др. Химия.11кл.: контрольные и проверочные работы – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С., Якушева А.В.. Химия 11кл.: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.(базовый уровень)
Габриелян О.С., Якушева А.В.. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации.
СD « Органическая химия» и др.
Дидактические материалы:
Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.11»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 11 класс» / - М.: Экзамен, 2006
Некрасова Л.И., Химия. 11 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа
Денисов В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии .- Волгоград: «Учитель»
Ширшина Н.В. Тестовые задания по химии.- Волгоград: «Учитель»
Литература для обучающегося:
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
ЕГЭ-2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015– (Федеральный институт педагогических измерений).
Электронные образовательные ресурсы
Alhimik www.alhimik.ru
Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
Химия для всех www.informika.ru
Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru
Уроки химии Кирилла и Мефодия
http://www.zavuch.info
http://pedsovet.su
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.zavuch.info
http://pedsovet.su
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов.http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .
банк тестовых материаловfipi.ru
school-collection.edu.ru
alleng.ru
Кирилл и Мефодий» - http://vip.km.ru/vschool/
Образовательный портал -reshuege.ru
http://www.ХUMUK.RU: Сайт о химии для химиков.
АЛХИМИК: образовательный проект для учителей, школьников, абитуриентов и студентов.
Chemnet-Химические наука и образование в России.
Органическая химия: мультимедиа учебник
АЛХИМИК:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения |
| По плану | Фактическая |
| Глава 1. Строение вещества | 12 | | |
1 | Строение атома. Электронная оболочка, особенности строения. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете химии. | 1 | 05.09. | |
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | 10.09. | |
3 | Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. | 1 | 17.09. | |
4 | Ионная связь. Катионы и анионы. | 1 | 25.09. | |
5 | Металлическая связь. Водородная связь. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | 02.10 | |
6 | Полимеры | 1 | | |
7 | Газообразные вещества | 1 | | |
8 | Жидкие вещества. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. | 1 | | |
9 | Состав вещества. Смеси. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. | 1 | | |
10 | Дисперсные системы. Золи, гели, понятие о коллоидах. | 1 | | |
11 | Общение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества». | 1 | | |
12 | Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества». | 1 | | |
| Глава 2. Химические реакции | 8 | | |
13 | Классификация химических реакций в неорганической химии. Понятие о химической реакции. Классификация химических реакций.Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Анализ контрольной работы №2 по теме: «Строение вещества». | 1 | | |
14 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Проведение химических реакций при нагревании. Проведение химических реакций при нагревании. | 1 | | |
15 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений. | 1 | | |
16 | Роль воды в химических реакциях. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | 1 | | |
17 | Гидролиз органических и неорганических соединений. | 1 | | |
18 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. | 1 | | |
19 | Общение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | 1 | | |
20 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | 1 | | |
| Глава 3. Вещества и их свойства | 12 | | |
21 | Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Анализ контрольной работы № 3 по теме «Химические реакции» | 1 | | |
22 | Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. | 1 | | |
23 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Классификация и номенклатура неорганических соединений. | 1 | | |
24 | Кислоты. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Проведение химических реакций в растворах. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений. | 1 | | |
26 | Основания | 1 | | |
27 | Соли. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. | 1 | | |
28 | Генетическая связь между классами соединений. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре | 1 | | |
29 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов». Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. | 1 | | |
30 | Практическая работа №2 «Распознавание веществ». | 1 | | |
31 | Обобщение и систематизация знаний о неорганических веществах. | 1 | | |
32 | Контрольная работа №3 по теме: «Вещества и их свойства» | 1 | | |
33 | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества. Анализ контрольной работы №4 по теме: «Вещества и их свойства» | 1 | | |
34 | Решение задач на избыток и недостаток | 1 | | |