СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению (2-4)

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению (2-4)»

Рабочая программа по краеведению (2-4)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • формирование чувства сопричастности с жизнью своего народа и республики;

  • представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с культурой, литературой и историей родного края.

  • познавательная мотивация учения;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные:

- формирование представления о культуре, литературе, этнографии, географии и истории Республики Башкортостан;

  • понимание произведений, изучаемых в рамках предмета как явление национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание духовно-нравственных ценностей башкирской литературы и литературы народов Башкортостана.

Метапредметные:

  • умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • умение вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки;

  • умение самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания, в том числе электронные;

  • умение строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме;

  • умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • постановка и формулирование проблемы;

  • уважение мнения партнѐров, отличного от собственного;

  • аргументация собственной позиции и координирование еѐ с позицией партнѐров при выработке решения;

  • взаимопомощь и взаимоконтроль в сотрудничестве;

  • владение монологической и диалогической формами речи;

  • умение задавать вопросы;

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;











Содержание учебного предмета.

Введение.

Углубление знаний учащихся о родном крае и его истории.

Родная школа, одноклассники, учителя. Книга как источник знаний. М. Гали. “Книга”

С. Алибаев. «Школьная дорога».

Мой край на карте Родины.

Беседа с учащимися о малой родине, памятных местах родного края.

Чтение художественных произведений о родном крае, о родном доме.

Моя семья, моя родня.

Беседа о своей семье, о взаимоотношениях в семье, об отношении детей к родителям, братьям и сестрам. Воспитание у учащихся любви и уважения к родным и близким.

Х.Габитов. Наша семья.

А.Игебаев. Мой братишка.

Прослушивание песни Р.Хасанова на слова Н.Наджми «Отчий дом»

Мой город.

История возникновения г. Стерлитамак. Символика, жители, достопримечательности родного города. Художественные произведения о родном Стерлитамаке.

Природа родного края.

Достопримечательности природы Башкор­тостана. Растительный, животный мир, климат Башкортостана. Заповедники Башкортостана. Краткие сведения о Красной книге Башкортостана. Художественные произведения о достопримечательностях природы Башкор­тостана.

Реки и озера, горы. Стерлитамакские шиханы как памятник природы. Лечебные источники края.

Наш край богат талантами.

Творчество известных художников Башкор­тостана. Картинная галерея Стерлитамака. Академик живописи М.В.Нестеров. Создание в художественного музея г.Уфа. Члена-корреспондент Академии художников СССР, народный художник Российской Федерации А. Лутфуллин. Картина «Ожидание».

Творчество известных художников Башкор­тостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Т. Нечаевой, А. Тюлькина.

Жизнь и творчество первого профессиональ­ного башкирского художника, основоположника башкирского изоб­разительного искусства Касима Давлеткильдеева. Кар­тины «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом». Картинная галерея Стерлитамака.

Краткие сведения о композиторах. Р.Габитов, песня «Белка грызет орехи». М.Валиев «Белая береза». Р.Сальманов «До свидания, лебеди». Х.Ахметов “Моя родная деревня”. Загир Исмагилов. Произведения З.Исмагилова.

Творчество известного композитора Р. Хасанова. «Уфа - цветок Урала».

Популярный композитор Р. Сахаутдинова. Детские песни «Приключения зайчонка» (сло­ва У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина).

По музеям родного края.

Музеи родного края. Историко-краеведческий музей Стерлитамака. Школьный музей.

Музеи го­рода Уфа. Национальный музей Республики Башкортостан, Башкирский государственный художественный му­зей им.Нестерова, Республиканский музей боевой славы

Музей археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук.

Славные сыны и дочери Башкортостана.

Детство Салавата Юлаева. Стихи Салавата. Александр Матросов – Герой Советского Союза. Памятник Матросову в г.Уфа. Народный писатель Башкортостана З.Биишева, ее детские произведения. Первая писательница из женщин Башкортостана Х.Давлетшина.

Участие башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славные сыны Башкортостана - Герои Советского Со­юза. Боевой путь башкирской кавалерийской дивизии. Генерал М. Шаймуратов. Песня 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».

Герои Со­ветского Союза - уроженцы Башкортостана. Муса Гареев — дважды Герой Советского Союза. Г. Г. Арсланов, А. Матросове (Ш. Мухамедьянов), М. Губайдуллин, Т. Кусимов. Имена героев - выходцев из Стерлитамака.

Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Герои-земляки. Труженики тыла родного края. Дети в годы ВОв.

Фольклор.

Богатырские сказки. Башкирская сказка «Камыр-батыр». Смелость, храбрость, мудрость, товарище­ство сказочных персонажей. Волшебные сказки.

Легенды и предания как литературный жанр. Их отличие от дру­гих прозаических жанров фольклора. Топонимические ле­генды местного края.

Легенды и предания «Луна и Зухра», «Инсебике - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил».

Детские игры. Игра «Перстень — бычок».

Пословицы и поговорки. Загадки. Кулямасы. Скороговорки.

Считалки как жанр детско­го фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отпра­вился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп».

Башкирские писатели – детям.

Понятия сэсэн и поэт. Роль сэсэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Трудная судьба народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранная литературная и научная деятельность.

М.Карим – народный поэт Башкортостана, его произведения. написанные для детей. «Когда дед мороз был маленьким». Трудолюбие и лень в рассказе.

Творчество Али Карная. Рассказ «Жаворонок». Птицы, оби­тающие в наших краях.

Стихотворение А.Ахмат-Хужи “Дедушка Мороз”.

Жизнь и творчество народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова. Стихотворение «Жаворонок».

Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Баш­кортостана М. Гафури. Рассказ «Дикий гусь» (отрывок).

Жизнь и творчество Р. Нигмати. Тема Родины в стихотворении Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери».

По театрам республики.

Республиканские театры, ведущие актеры. Стерлитамакское государственное театрально-концертное объединение.

Украинские писатели в Башкортостане.

Эвакуация Союза писателей Украины в годы Вели­кой Отечественной войны в г.Уфа, работа украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателя­ми.

М. Рыльский. Отчизне.

М. Шевченко. Моя фамилия.

Башкирская опера и Баязит Бикбай.

История Башкирского государственного театра опе­ры и балета, первые оперы 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу».

Объяснение понятия «Либретто». Деятельность Б. Бикбая в области создания музыкальных драм, либретто для опер, его совместная творческая работа с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музыкальной комедии «Кодаса».

Певец степного Башкортостана.

Жизнь поэта С. Чекмарева. Его работа в зауральских районах Башкортостана, поэтическое творчество.

С. Чекмарев «Размышления на станции Карталы». Премия имени Сергея Чекмарева. учрежденная Башкирс­ким обкомом ВЛКСМ и Таналыкским совхозом Хайбуллинского района Башкортостана.

Классики чувашской литературы.

Биография и творчество классиков чувашской ли­тературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР.

К. Иванов. «Две дочери». Красная девица (отрывок из поэмы «Нарспи»).

Современные чувашские писатели, пишущие для детей.

Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».

Татарская литература и Башкортостан.

Тукай и Башкортостан. Жизнь и творчество великого татарского поэта Г.Тукая. Его произведения для детей, приезд поэта в 1912 г. в г.Уфа и встреча с М.Гафури, широкое распространение стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана. Стихотворение «Дождь и солнце». Г.Тукай. Песня «Род­ной язык».

Жизнь и творчество классиков татарской ли­тературы, уроженцев Башкортостана, Галимзяна Ибрагимова и Закира Рамиева.

З.Рамиев. «Пшеница».

Из истории письменности.

Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского на­селения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получив­ших высшее образование в Казанском императорском университете.

Звезды башкирского балета.

Создание оперного театра, возникновение балетной труппы в 30-х годах. Прима-балерины театра 3. Насретдинова, Г. Сулейманова, Э. Куватова. Краткий обзор национального ре­пертуара. Балет «Журавлиная песнь».

По туристическим тропам.

Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по тер­ритории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по ре­кам Юрюзань, Агидель, Инзер и др.






















Тематическое планирование



2

3

4

Введение

1


2

Мой край на карте Родины

2



Моя семья

5



Мой город

5



Природа родного края

6


4

Наш край богат талантами

6

7

7

По музеям родного края

2

4


Славные сыны и дочери Башкортостана

4

3

2

Наш край в годы ВОв

3



Фольклор


12

1

Башкирские писатели - детям


6

4

По театрам республики



2

Башкирская опера и Б.Бикбай



2

Певец степного Башкортостана



2

Украинские писатели в Башкортостане



1

Классики чувашской литературы



2

Татарская литература и Башкортостан


2

1

Из истории письменности



2

По туристически тропам



2


34

34

34