Рабочая программа «Крымскотатарский язык»
9 класс. Всего - 34часа; в неделю-1час.
Рабочая программа предназначена для изучения курса "Крымскотатарский язык" в 9 классе МБОУ "Журавлинская средняя школа", составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанной в соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273, Закона Республики Крым "Об образовании в Республике Крым" от 06.07.2015 г. №131 - ЗРК/2015, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по крымскотатарскому языку, на основе примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)" для общеобразовательных организаций Республики Крым (под редакцией Аблятипова А.С., Алидиновой М.И.) 2015 г.
Программа предполагает использование учебников «Крымскотатарский язык 9 класс» /Меметов А., Алиева Л.А., Акмаллаев Э./ издательство «Крымучпедгиз», 2009.
Цели изучения учебного предмета «Крымскотатарский язык»
Целями изучения крымскотатарского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Крымскотатарский язык»
Личностные результаты:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
определения основных изученных языковых явлений, понятий, и пунктуационных правил;
грамматические признаки самостоятельных частей речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль;
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
составлять простой план прослушанного и сложный план прочитанного;
соблюдать основные правила этики общения.
Обучающиеся должны уметь:
распознавать самостоятельные части речи, их морфологические, определять их грамматические признаки
производить морфологический разбор самостоятельных частей речи;
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
составлять предложения, осложненные однородными членами предложения, вводными словами (и предложениями), обращениями; ставить знаки препинания при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников;
совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью, находить и исправлять различные языковые ошибки;
уметь просто и в то же время выразительно выступать
Содержание учебного предмета
Содержание курса крымскотатарского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм крымскотатарского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики крымскотатарского языка, освоение норм крымскотатарского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса крымскотатарского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила крымскотатарского речевого этикета;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение крымскотатарскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.
Содержание программы 9 класса
Речь (УРР 10 часов)
Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи.
Аудирование. Слушание и понимание различных текстов.
Чтение. Выразительное чтение различных текстов.
Изложение (по сложному плану). Изложение с творческим заданием текста научного, публицистического, художественного стилей.
Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему.
Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
Межпредметная связь.
Выступление на литературную тему, конспект критической статьи (литература)
Введение ( 1 час)
Повторение (2 часа)
Части речи: морфологическая и синтаксическая роли. Простое односоставное и двусоставное предложения.
Сложное предложение (1 час)
Сложное предложение: союзные и бессоюзные; подчиненные и сочиненные.
Сложносочиненное предложение (7 часов)
Сложносочиненное предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении.
Культура речи.
Использование в речи сложносочиненных предложений.
Метапредметная связь. Описание в художественном произведении (литература).
Сложноподчиненные предложения (9 часов)
Сложноподчиненные предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчиненных предложений. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация сложноподчиненного предложения.
Межпредметная связь.
Роль сложноподчиненных предложений в текстах научного стиля.
Бессоюзное сложное предложение (3 часа)
Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Межпредметная связь.
Описание природы в художественном произведении (литература).
Сложные предложения с различными видами связи (3 часа)
Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация предложений с различными видами связи.
Межпредметная связь.
Роль предложений с различными видами связи в художественных произведениях (литература).
Прямая и косвенная речь. Диалог (3 часа)
Прямая речь. Диалог. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки пунктуации при них. Диалог и знаки препинания.
Культура речи.
Интонации в диалоге и при прямой речи.
Межпредметная связь.
В произведениях художественной литературы роль предложений с прямой речью диалогами (литература).
Повторение изученного в 5—8 классах (5 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
крымскотатарского языка 9 класса.
Обучающиеся должны знать:
определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речевых понятий, пунктуационных правил;
особенности строения сложного предложения, типы сложных предложений;
особенности строения сложноподчиненных предложений;
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
находить сложносочинённые и сложноподчиненные предложения;
составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениями;
правильно ставить знаки препинания в простых предложениях в составе сложного;
правильно использовать сложноподчиненные предложения;
составлять предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями; ставить знаки препинания при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников;
писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки;
уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Тематический план по крымскотатарскому языку в 9 классе
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
№ п/п | разделы | Кол-во часов | Из них | В том числе |
УРР | Диктант | Тесты | Изложение | Сочинение |
1 | Кириш. Введение. | 1 | | | | | |
2 | Текрарлав.Повторение | 2 | 1 | | | | |
3 | Муреккеп джумлелер.. Сложные предложения. | 1 | | | | | |
4 | Тизме муреккеп джумлелер. Сложносочиненные предложения. | 7 | 2 | | 1 | | |
5 | Табили муреккеп джумлелер Сложноподчиненные предложения. | 9 | 3 | 1 | | 1 | |
6 | Багълайыджысыз муреккеп джумле. Безсоюзное сложное предложение. | 3 | 1 | | | | |
7 | Чешит багъ васталы муреккеп джумлелер. Сложные предложения с разными видами связи. | 3 | 1 | | | | |
8 | Кочюрильме ве къыя лафлы джумлелер. Предложения с прямой и косвенной речью | 3 | 1 | 1 | | | 1 |
9 | Текрарлав. Повторение. | 5 | 1 | | | | |
| Итого | 34 | 10 | 2 | 1 | 1 | 1 |
14