СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи" в СПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Свердловской области

«Техникум индустрии и питания «Кулинар»

(ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар»)




СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

протокол от «___»________2019 г. №_______



УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________ Ф.Г. Исламгалиев


Приказ № ___ от «___» ______ 2019 г.






ОГСЭ.05 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"











Екатеринбург 2019 г.



Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и вводится в качестве вариативной части цикла ОГСЭ 05. – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»




Организация разработчик: ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»


Разработчик: Мокроусова О.П., преподаватель, ВВК


Рассмотрена на заседании методического совета протокол №______

от «___»_________2019 г.

Председатель методического совета__________Субботина И. Н.

__________________


Согласовано:

Зам. директора по УР _____________ Субботина И.Н.

«_____»________2019 г.

















СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН


4


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12





1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»


1.1. Область применения дисциплины

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Назначение программы :

Курс «Русский язык и культура речи» опирается на знания студентов по русскому языку, приобретенные ими в школе. Предмет «Русский язык и культура речи» призван прежде всего развить коммуникативную компетенцию специалиста на основе школьных знаний, умений и навыков, сформированных на образцах классической литературы. Предмет имеет междисциплинарные связи со разделами курсами современного русского литературного языка (фонетика, морфология, лексика, синтаксис, орфография, пунктуация, орфоэпия), а также со стилистикой, социальной психологией, этикой, эстетикой.


1.4. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

КОД ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 03 ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09


  • сознательно отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной ситуацией;

  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • создавать и редактировать тексты общего и профессионального назначения;

  • пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;

  • грамотно оформлять письменные и устные работы;

  • производить лингвистические разборы;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

  • анализировать тексты разных стилей и жанров.

  • публично выступать, вести диалог, участвовать в дебатах, аргументировать собственную позицию.


  • основы современного русского литературного языка и культуры речи;

  • языковые нормы: произношение и ударение, использование грамматических форм, правильность и точность словоупотребления;

  • функциональные стили русского языка;

  • изобразительно-выразительные средства языка;

  • фразеологические средства языка, устойчивые словосочетания;

  • приемы конструирования текста;

  • характерные свойства языка как средства общения;

  • нормы речевого поведения, этический аспект культуры речи.

  • основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, комментированное, выразительное ознакомительно-реферативное);






















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

84

Объем программы

56

в том числе:


теоретическое обучение

28

практические занятия

28

самостоятельная работа

28

Промежуточная аттестация проводится в форме зачет










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Общие компетенции

1

2

3

4

Введение. Язык и речь. Язык как система. Единицы языка и разделы лингвистики.


Предмет, цели и задачи курса. Языковая компетенция. Понятие «язык и речь». Статус русского языка в современном мире, правовая ответственность за речевое действие, мышление и речь.

2

ОК 4ОК 5 ОК 6 ОК 7


Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

3

ОК 1ОК 5 ОК 6

ОК 9


Язык и речь

Подготовьте сообщение-презентацию на одну из предложенных тем.


Раздел 1. Русский национальный язык

14


Тема 1.1

Язык как средство общения. Невербальные средства общения.

Язык как знаковая система. Функции языка. Язык и речь. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. Барьеры коммуникации

2

ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК9

Тема 1.2

Речевое взаимодействие. Законы эффективной коммуникации


Речевое взаимодействие. Организационные принципы речевой коммуникации Виды общения. Типы коммуникантов. Речевые стратегии и тактики. Законы эффективной коммуникации. Правила эффективной коммуникации

2

ОК 1

ОК 4 ОК 5 ОК 6

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

3

ОК 3

ОК 4

ОК 5 ОК 8.

Невербальные средства общения

Познакомиться с Интернет-ресурсом «Как распознать ложь по мимике и жестам». Составить конспект.

Тема 1.3

Этапы становления русского национального языка 18-20 века. Проблемы речи в современный период

Этапы становления русского национального языка 18-20 века. Реформы русского языка. А.С. Пушкин – основатель СРЛЯ. Проблемы речи в современный период.

2

Ок 2

ОК 3ОК 4

ОК 5ОК 8.

Тема 1.4

Формы национального языка. Понятие о диалекте, просторечии, жаргоне, литературный язык

Формы национального языка: диалект, просторечие, жаргон, литературный язык.

Нейтральная лексика и слова экспрессивно – эмоциональной окраски.

2

ОК 1

ОК ОК 7

ОК 2

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

3

ОК1,ОК2,ОК4,ОК6

Отличие литературного языка от других форм национального языка

Познакомиться с интернет - ресурсами «Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре» «Жаргонизмы». Написать конспект или презентацию.

Тема 1.5. Разновидности речи. Функциональные стили речи. Основные стилеобразующие факторы

Стилистически окрашенная лексика.

Понятие о стилях литературного языка, их особенности.

Нейтральная и стилистически окрашенная лексика.



2

ОК 5

ОК 6 ОК 7

ОК 8.

Внеаудиторная самостоятельная работа





Тема

Домашнее задание

2

ОК 2,ОК3,,ОК5 ОК9

Лексика ограниченной сферы употребления

Составить словарь синонимов нейтральной и стилистически окрашенной лексики.


Тема 1.6.

Научный стиль. Подстили научного стиля.

Официально-деловой стиль. Особенности стилей

Научный стиль. Особенности стиля. Подстили научного стиля.

Официально-деловой стиль, его особенности.

Унификация языка деловых бумаг. Новые тенденции в практике русского делового письма.



2

ОК 1

ОК 2

ОК 8.


Практическое задание. Работа с текстами по определению стилей. Составление резюме.

Тема 1.7.

Разговорный стиль. Публицистический стиль. Жанры, особенности стилей.

Особенности разговорного и публицистического стиля. Речь с точки зрения ее нормативности, Условия функционирования разговорной речи, их особенности

Стилистический анализ текста

Практическое задание

Типы речевых ошибок. Составление текста публицистического стиля. Редактирование текстов.


2



ОК 1

ОК 2 ОК 4 ОК 6


Раздел 2. Нормы литературного языка


18


Тема 2.1

Понятие «культуры речи».

Особенности языковой нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы письменной речи


Понятие «культура речи». Понятие «норма». Аспекты культуры речи. Понятие «норма». Особенности языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы письменной речи. Норма - историческое явление.



2




ОК 1

ОК 2

ОК 6

ОК 7

Тема 2.2

Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения


Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Особенности русского ударения. Нормативные пометы в словарях.


2

ОК 1

ОК 2

ОК 6

ОК 7

Практическое задание

«Фонетические единицы. Орфоэпические нормы русского языка». Работа с акцентологическим словарем.

Тема 2.3

Грамматические нормы употребления именных частей речи.



Грамматические нормы употребления форм имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Практическое задание

Выявление, объяснение и исправление содержащихся в текстах морфологических ошибок.



2

ОК 1 ОК 2 ОК 4

ОК 7 ОК 8.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

2

ОК 3

ОК 4

ОК 5 ОК 8.

Традиционный принцип русской орфографии

Составить тест по орфографическим правилам, подчиняющимся традиционному принципу русской орфографии

Тема 2.4

Грамматические нормы употребления причастий, глаголов, деепричастий


Грамматические нормы употребления форм причастий, глаголов, деепричастий.


2


ОК 2

ОК 6 ОК 3 ОК 4

Практическое задание

Выявление, объяснение и исправление содержащихся в текстах морфологических ошибок.


Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

2

ОК 3

ОК 4

ОК 5 ОК 8.

Морфологический принцип русской орфографии

Составить тест по орфографическим правилам, подчиняющимся морфологическому принципу русской орфографии



Тема 2.5

Грамматические нормы употребления служебных частей речи.


Грамматические нормы употребления союзов, предлогов, частиц.

.

2

ОК 2

ОК 6

ОК 3

ОК 4

Практическое задание

Редактирование текста «Первый снег»


Тема 2.6

Синтаксические нормы

Синтаксические средства художественной выразительности.

Трудные случаи управления.


2

ОК 1

ОК 6 ОК 3

ОК 4

Практическое задание

Синтаксические ошибки. Редактирование текста «Как мы с мамой ходили в магазин»

Тема 2.7.

Лексические нормы

Лексические и фразеологические единицы языка

Лексические ошибки в употреблении фразеологизмов;



2


Ок 2

ОК 3 ОК 4

ОК 5


Практическое задание

Выявление, объяснение и исправление содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок.

Тема 2.8 Нормы словоупотребления

Основы редактирования текста

Нормы словоупотребления, лексическое значение слова Паронимы, омонимы, синонимы. Основы редактирования текста



2




О К1, 2 ОК 3 ОК 4

ОК 8.


Практическое задание

Редактирование текста.

Внеаудиторная самостоятельная работа

тема

Домашнее задание

2

ОК 1

ОК 2 ОК 5

ОК 7

ОК 8.


Синтаксис. Пунктуация.

Сообщение «Особенности современной русской пунктуации».

Синтаксический разбор предложений в предложенном тексте

Тема 2.9

Итоговый тест по теме «Нормы литературного языка»


Практическая работа

Обобщение материала по теме «Нормы литературного языка».

Ответы на комбинированный тест, включая редактирование текста


2

ОК 1 ОК 2

ОК 7 ОК 6

ОК 8.


Раздел 3. Коммуникативные качества речи


10


Тема3.1

Коммуникативные качества речи. Точность речи. Чистота речи.




2

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5




Коммуникативные качества речи в процессе речевого взаимодействия

Точность речи Паронимы, омонимы. Чистота речи.

Тема3.2

Коммуникативные качества речи. Понятность речи.

Лексика ограниченной сферы употребления.


Понятность речи. Лексика ограниченной сферы употребления: профессионализмы, термины, жаргонизмы. Способы толкования слов.


2



ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 7

ОК 8.


Практическое задание

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Тема 3.3

Коммуникативные качества речи.

Богатство и разнообразие речи


Лексическое богатство русского языка. Прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологические обороты.

2


ОК 1

ОК ОК 6 ОК 7

Тема 3.4. Фразеологизмы. Их происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления,


Понятие о фразеологизмах. Фразеологизм как средство выразительности речи. Лексические и фразеологические словари.

2


ОК , ОК 2,
ОК 5,6,

Практическое задание.

Стилистическая окраска и употребление фразеологизмов в речи.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

2

ОК 2,ОК; 4,ОК5

ОК9

Происхождение фразеологических оборотов

Создать книжечку (презентацию) об истории происхождения фразеологизмов не менее 10)

Тема: 3.5

Выразительность речи.

Средства речевой выразительности: фигуры и тропы; пословицы, фразеологизмы.

2

ОК 1,ОК; 4,ОК5

ОК 9

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

2

ОК 1,ОК; 4,ОК5

ОК 9

Пословицы как средство выразительности

Составить перечень оригинальных пословиц(не менее 15), объяснить смысл.

Раздел № 4 Речевой этикет


4


Тема: 4.1

Русский речевой этикет


Национальные особенности речевого этикета. Речевые этикетные формулы. Проблема общеупотребительного обращения.

2

ОК 2,ОК; 4,ОК5

ОК 9

Тема: 41

Комплимент как жанр речевого этикета.


Комплимент как жанр речевого этикета.

2

ОК 2,ОК; 5 ,ОК5

ОК 6

Практическое задание

Правила неотразимого комплимента.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема

Домашнее задание

3

ОК 1,ОК; 4,ОК5

ОК 9

Речевой этикет

Составить вопросы о роли комплимента. Провести опрос.

Раздел № 5 Основы красноречия


6


Тема: 5.1

Основы красноречия. Правила и законы публичного выступления

Виды красноречия. Оратор и его аудитория. Части (каноны) риторической разработки речи 6. Этапы подготовки речи

2


ОК 4 ОК 5 ОК 6

Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала.

Сообщение: «Лучшие ораторы в истории».


ОК 1

ОК

ОК 8.

Тема: 5.2

Виды публичных выступлений



Способы оформления публичного выступления. Начало, завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления.

2


ОК 4

ОК 5ОК 6

ОК 7ОК 8

Внеаудиторная самостоятельная работа

тема

Домашнее задание

2

Ок 1

ОК 2

ОК 7

ОК 8

Виды публичной речи

Составление публичного выступления

по предложенным ситуациям.

Основы ораторского искусства

Конспект видеоуроков Р. Гандапаса «Основы публичного выступления»


3


Тема: 5. 3

Защита публичных выступлений

Практическое задание

Защита публичных выступлений по выбранным проектам.

2


Зачетное занятие

Зачетное занятие в форме тестовой работы

2

ОК 1 ОК 2

ОК 7 ОК 8

Итого


84




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы учебной дисциплины.

Учебная дисциплина изучается в кабинете «Русский язык и литература»

Оборудование учебного кабинета:

-- посадочные места по количеству обучающихся

– рабочее место преподавателя

-- комплект дидактического материала и наглядных пособий по дисциплине, учебники, словари разных типов, карточки, тексты разных типов и стилей речи.


Технические средства обучения

ноутбук

-- проектор

-- экран проекционный


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе



3.2.1. Печатные издания


1. Антонова Е.С., Воителева Т.М.. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов СПО .— М.:Издательский центр «Академия», 2014.

2. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. Учебник для СПО. Изд-во «Юрайт», 2015.

3. Маслов В.Г.Русский язык и культура русской речи (Учебное пособие) учебник для СПО/под ред. Герасименко Н.А., 2013.

4. Г. Я Солганик. Русский язык и культура речи. Учебник для СПО. Изд-во «Юрайт», 2015.


3.2.2. Дополнительные источники


Справочники


1.Водина Н.С., Иванова А.Ю.,Клюев В.С.Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум.— М.,1997.

2. Голуб И.Б.Стилистика русского языка. М.,2003.


Словари

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.,В. Словарь ударений русского языка М., 2000

  2. .2.Л.А, Введенская, Л.Г, Павлова, Е. Катаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2004. — 544 с, (Серия «Высшее образование».).2005

3. Горбачевич К.С.Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003.

4.Ефремова Т.Ф., Костомаров.В.Г., Словарь грамматических трудностей русского языка.М.,1999.

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998.

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред.Р.И. Аванесова М.,1983.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000слов и фразеологических выражений.—25-е изд. исп и доп./Под общ.ред Л.И.Скворцова –М.,2006.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 4

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы контроля и методы оценки

Умеет:



Текущий контроль:

-пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Применять законы редукции и ассимиляции звуков.

-- ставит ударение в соответствии с литературной нормой, правильно произносит слова.

Оценка выполнения тестового задания

-пользоваться орфографическими словарями и справочниками. Владеет навыками грамотного письма.

-- расставляет пропущенные буквы в словах, демонстрирует правописание служебных частей речи.

Оценка выполнения упражнений.

- проводить морфемный, словообразовательный анализ.

-- следит за правилами образования слов, находит ошибки в словообразовании.

Оценка выполнения словообразовательного разбора.

- правильно употреблять формы слов (род, число, падеж, спряжение, вид и т.д.)

-- видит и исправляет ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.

Оценка результатов практической работы

-- правильно объединять слова в словосочетания и предложения

-- видит и исправляет ошибки в построении словосочетания, простого и сложного предложений.

Оценка результатов практической работы

-- правильно объяснять значение слова, употреблять слово в свойственном значении.

-- исправляет предложения, связанные с нарушением сочетаемости слов.

Оценка выполнения упражнений.

-- правильно объяснять употребление фразеологических оборотов.

-- исправляет ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, фразеологических оборотов.

Оценка результатов практической работы.

Знает:

- возможности современного русского языка, обеспечивающие эффективность общения в разных сферах.

- дает характеристику функциональным стилям речи.

Оценка выполнения тестового задания.

-особенности функционирования официально- деловой речи.

-- составляет заявления, объяснительные записки, доверенность, характеристики.

Оценка выполнения практической работы

--.особенности функционирования публицистической речи

-- анализирует языковые средства СМИ

Оценка анализа газетного текста.

- особенности функционирования научной речи

- анализирует языковые средства научной речи (учебников, методических рекомендаций и т.д.)

Оценка выполнения практической работы

- особенности художественного стиля речи.

- проводит лингвистический анализ художественных текстов, выявляет изобразительно-выразительные средства.

Оценка выполнения задания.

- навыки публичного выступления, аргументация собственной позиции.

- создание письменного текста. Определение темы, проблемы, аргументации собственной позиции.

Оценка выполнения письменной работы

- навыки работы с текстом.

- логически правильно. аргументированно и ясно построить письменную речь.

Оценка выполнения письменной работы.

- речевой этикет в устной речи.

-Построение устной речи. Публичное выступление.

Оценка устного ответа

- речевой этикет в письменной речи


- Построение письменной речи. Статья в газету.

Оценка письменного ответа.



Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.