Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программы Е.А. Лутцева Т.П. Зуева «Технология», 2014г., М.: «Просвещение» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского».
На изучение технологии во 2 классе отводится 1 час в неделю.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество учебных недель – 34.
Описание учебно – методического комплекта
1. Лутцева Е. А., Зуева Т.П. Технология. Рабочие программы. 1—4 классы, Москва « Просвещение», 2015.
2. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Учебник. 2 класс, Москва « Просвещение», 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий. Элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Кол. часов | Характеристика деятельности учащихся | |
| Художественная мастерская | 10 | Самостоятельно: организовывать рабочее место; узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; применять ранее освоенное для выполнения практического задания. организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); С помощью учителя: анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; делать выводы о наблюдаемых явлениях; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); обобщать (называть) то новое, что освоено сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; обобщать (называть) то новое, что освоено; выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться |
| Чертёжная мастерская | 7 | Самостоятельно: использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам; отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; сравнивать изделия и их чертежи; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг, окружность дуга, радиус») делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; оценивать результат свой деятельности; проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть) то новое, что освоено; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к людям труда и результатам их труда» осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
| Конструкторская мастерская | 9 | Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам; отбирать необходимые материалы для изделия. С помощью учителя: осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.); сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество; обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность сборки, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, общей композиции макета); обобщать (называть) то новое, что освоено; выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к людям труда и результатам их труда» осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
| Рукодельная мастерская. | 8 | Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке; организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материа- лы по сырью, из которого они изготовлены; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; уважительно относиться к труду мастеров; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике |
Тематическое планирование
1 ч. в неделю, всего 34 ч. 1гр./2 гр.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Художественная мастерская (10 ч) |
1 | Что ты уже знаешь? | 1 ч. | 07.09/05.09. | |
2 | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | 1 ч. | 14.09./12.09. | |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 ч. | 21.09./19.09. | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 ч. | 28.09./26.09. | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 ч. | 05.10./03.10. | |
6 | Что такое симметрия? Беседа: «Пирамида здорового питания» | 1 ч. | 12.10./10.10. | |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 ч. | 19.10./17.10. | |
8 | Наши проекты. Африканская саванна. | 1 ч. | 26.10./24.10. | |
9 | Как плоское превратить в объемное? | 1 ч. | 09.11./14.11. | |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. | 1 ч. | 16.11./14.11 | |
Чертежная мастерская (7 ч) |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 1 ч. | 23.11./21.11. | |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 ч. | 30.11./28.11. | |
13 | Что такое чертеж и как его прочитать? Беседа: «Все ли продукты одинаково полезны?» | 1 ч. | 07.12./05.12. | |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 ч. | 14.12./12.12. | |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 ч. | 21.12./19.12. | |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? Беседа: «Давайте питаться правильно!». | 1 ч. | 21.12./26.12. | |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. | 1 ч. | 11.01./16.01. | |
Конструкторская мастерская. (9 ч.) |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 ч. | 18.01./16.01. | |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 ч. | 25.01./23.01. | |
20 | Еще один способ сделать игрушку подвижной. | 1 ч. | 01.02./30.01. | |
21 | Что заставляет вращаться винт-пропеллер? | 1 ч. | 08.02./06.02. | |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 ч. | 15.02./13.02. | |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 ч. | 22.02./20.02. | |
24 | Как машины помогают человеку? | 1 ч. | 01.03./27.02. | |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 ч. | 15.03./06.03. | |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Макет города. Проверим себя. | 1 ч. | 15.03./13.03. | |
Рукодельная мастерская. (8 ч.) |
27 | Какие бывают ткани? Беседа: «Пейте дети молоко, будете здоровы». | 1 ч. | 22.03./20.03. | |
28 | Какие бывают нитки. Как они используются? | 1 ч. | 05.04./03.04. | |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 ч. | 12.04./10.04. | |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? | 1 ч. | 19.04./17.04. | |
31 | Складываем из ткани. Водная лилия. | 1 ч. | 26.04./24.04. | |
32 | Складываем «гармошкой». Бабочки. | 1 ч. | 03.05./08.05. | |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. Проверим себя. | 1 ч. | 10.05./15.05. | |
34 | Что узнали, чему научились. | 1 ч. | 17.05./22.05 24.05. | |
8