ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В октябре 2010 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая предусматривает «…. формирование патрио-тического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации». Формирование личности гражданина и патриота России невозможно без изучения героического прошлого страны, без приобщения подростков к военно-патриотической истории, истории военного дела.
В истории России войны и вооружённые конфликты составляют льви-ную долю судьбоносных для населяющих её народов событий. Ещё Древняя Русь была объектом экспансии завоевателей. Но она выжила, окрепла, рас-ширила свои географические границы, дала приют многим народам. В этом заслуга российского воинства, патриотов России, людей, жертвовавших своей жизнью за будущее великой державы. К сожалению, на фоне кризисных яв-лений в нашей стране в конце XX века в обществе произошла утрата тради-ционно патриотического сознания, поэтому сегодня в стране актуальным яв-ляется необходимость возрождения патриотического воспитания.
Программа элективного курса «Военная история России» предусмат-ривает проведение уроков, направленных на формирование у подростков ак-тивной жизненной позиции, уважения к способностям народа проявлять в тяжёлую минуту лучшие национальные качества, гордости за достижения военного искусства страны, ее выдающихся деятелей, которые обеспечивали военные победы и славу России. Изучаемый материал позволяет формиро-вать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох и ключевых событиях военной истории России. Данный элективный курс отражает не только становление вооружённых сил Отечества, но и развитие военной геральдики, атрибутики, а также влияние личностей выдающихся полководцев и флотоводцев государства на формирование военной науки государства.
Программа является компилятивным вариантом, составленным в рам-ках образовательной области «История». Курс построен по хронологическо-му принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям становления военной науки, а также проследить динамику развития воору-жённых сил Отечества.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основной целью программы является: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успеш-но выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Задачи курса:
- Формирование патриотических чувств, гражданской позиции через изу-чение истории военного дела в России;
- Формирование у подростков профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе военной службы;
- Подготовка к образцовому выполнению воинского долга в условиях мир-ного и военного времени;
- Воспитание высокой ответственности и дисциплинированности, верности конституционному долгу.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 68, в 10–11 классах по 1 часа в неделю при 34 учебных неделях.
Календарно-тематическое планирование «Военная история России 10-11 класс»
10 класс.
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Введение (1 час)
|
-
|
Война и мир. Предмет военной истории России.
|
1
|
|
Глава 1. Первая мировая война (16 часов)
|
-
|
Военные конфликты на рубеже веков
|
1
|
|
-
|
Причины и предпосылки Первой мировой войны
|
1
|
|
-
|
Новые средства военной техники и программы перевооружений
|
1
|
|
-
|
Если нет предлога для войны, его нужно придумать
|
1
|
|
-
|
Немецкий план будущий войны
|
1
|
|
-
|
Особенности позиционной войны
|
1
|
|
-
|
Военные действия 1915
|
1
|
|
-
|
Военные действия 1916
|
1
|
|
-
|
Военные Кавказского фронта
|
1
|
|
-
|
Генералы из простого народа
|
1
|
|
-
|
Брусиловский прорыв
|
1
|
|
-
|
Народные герои Первой мировой войны
|
1
|
|
-
|
Несостоявшийся триумф 1917
|
1
|
|
-
|
Итоги и последствия первой мировой войны
|
1
|
|
-
|
Герои Нижегородской губернии в Первой мировой войне
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Первая мировая война»
|
1
|
|
Глава 2. Гражданская война (10 часов)
|
-
|
Причины нарастания революционных настроений в российском обществе
|
1
|
|
-
|
Красные против белых
|
1
|
|
-
|
Брестский мир
|
1
|
|
-
|
Иностранная интервенция против Советской России
|
1
|
|
-
|
Создание Красной Армии
|
1
|
|
-
|
Легендарные походы белых и красных
|
1
|
|
-
|
Как находить союзников и побеждать в борьбе идей
|
1
|
|
-
|
Штурм Перекопа
|
1
|
|
-
|
Талантливые полководцы Гражданской войны
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Гражданская война»
|
1
|
|
Глава 3. СССР – «Осажденная крепость». 1922-1940 (7 часов)
|
-
|
В ожидании «Крестового похода» против Советского государства
|
1
|
|
-
|
Необъявленная война с Японией: Озеро Хасан
|
1
|
|
-
|
Необъявленная война с Японией: река Халхин-Гол
|
|
|
-
|
Советско-Финляндская война
|
1
|
|
-
|
Вторая мировая война в Европе: разрастание масштабов агрессии Германии
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Военная история СССР 1922-1940»
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Военная история 1914-1940гг.»
|
1
|
|
Всего 34 часов.
|
Календарно-тематическое планирование курса «Военная история России 10-11 класс»
11 класс.
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Введение (1 час)
|
-
|
Особенности военных конфликтов второй половины XX века
|
1
|
|
Глава 4. Великая Отечественная война (18 часов)
|
-
|
На подступах к Великой Отечественной войне
|
1
|
|
-
|
Крах блицкрига
|
1
|
|
-
|
Война моторов, огня и брони
|
1
|
|
-
|
Московская битва
|
1
|
|
-
|
Непокоренный Ленинград
|
1
|
|
-
|
Севастополь – город русских моряков
|
1
|
|
-
|
Начало коренного перелома. Сталинградская битва
|
1
|
|
-
|
Появление новой военной техники
|
|
|
-
|
Партизанское движение: борьба за линией фронта
|
1
|
|
-
|
Страшные слова – фашистская неволя.
|
1
|
|
-
|
Завершение коренного перелома в войне
|
1
|
|
-
|
Кто полководец №1 в Великой Отечетсвенной войне
|
1
|
|
-
|
Путь на запад
|
1
|
|
-
|
Берлинская наступательная операция
|
1
|
|
-
|
Победа над Японией – последняя точка в мировой войне
|
1
|
|
-
|
Память об освободителях Европы в XXI веке.
|
1
|
|
-
|
Герои-нижегородцы!
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Великая Отечественная войны»
|
1
|
|
Глава 5 . Вооруженные силы СССР в период холодной войны. 1946-1991 (8 часов)
|
-
|
Холодная война. Формирование биполярной системы
|
1
|
|
-
|
Ядерное оружие и его роль в холодной войне
|
1
|
|
-
|
Война в Корее.1950-1953 гг.
|
1
|
|
-
|
Ракетное оружие: щит и меч Советского государства
|
1
|
|
-
|
Война во Вьетнаме
|
1
|
|
-
|
Афганский узел
|
1
|
|
-
|
Опыт борьбы с незаконными вооруженными формированиями в Афганистане.
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Вооруженные силы СССР в период холодной войны»
|
1
|
|
Глава 6. Армия России в современном мире (7 часов )
|
-
|
Чечня. Подвиг Псковских десантников
|
1
|
|
-
|
Принуждение к миру
|
1
|
|
-
|
Защищать мир во всем мире
|
1
|
|
-
|
Противостояние России агрессивному давлению Запада в 2000-2010-х гг.
|
1
|
|
-
|
Профессионализм, несгибаемость, мужество: российские воины СВО
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по теме «Армия России в современном мире»
|
1
|
|
-
|
Повторительно- обобщающий урок по курсу «Военная история России второй половины XX-XXI века »
|
1
|
|
Всего 34 часов.
|
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Военная История России 10-11 класс"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В октябре 2010 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая предусматривает «…. формирование патрио-тического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации». Формирование личности гражданина и патриота России невозможно без изучения героического прошлого страны, без приобщения подростков к военно-патриотической истории, истории военного дела.
В истории России войны и вооружённые конфликты составляют льви-ную долю судьбоносных для населяющих её народов событий. Ещё Древняя Русь была объектом экспансии завоевателей. Но она выжила, окрепла, рас-ширила свои географические границы, дала приют многим народам. В этом заслуга российского воинства, патриотов России, людей, жертвовавших своей жизнью за будущее великой державы. К сожалению, на фоне кризисных яв-лений в нашей стране в конце XX века в обществе произошла утрата тради-ционно патриотического сознания, поэтому сегодня в стране актуальным яв-ляется необходимость возрождения патриотического воспитания.
Программа элективного курса «Военная история России» предусмат-ривает проведение уроков, направленных на формирование у подростков ак-тивной жизненной позиции, уважения к способностям народа проявлять в тяжёлую минуту лучшие национальные качества, гордости за достижения военного искусства страны, ее выдающихся деятелей, которые обеспечивали военные победы и славу России. Изучаемый материал позволяет формиро-вать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох и ключевых событиях военной истории России. Данный элективный курс отражает не только становление вооружённых сил Отечества, но и развитие военной геральдики, атрибутики, а также влияние личностей выдающихся полководцев и флотоводцев государства на формирование военной науки государства.
Программа является компилятивным вариантом, составленным в рам-ках образовательной области «История». Курс построен по хронологическо-му принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям становления военной науки, а также проследить динамику развития воору-жённых сил Отечества.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основной целью программы является: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успеш-но выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Задачи курса:
Формирование патриотических чувств, гражданской позиции через изу-чение истории военного дела в России;
Формирование у подростков профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе военной службы;
Подготовка к образцовому выполнению воинского долга в условиях мир-ного и военного времени;
Воспитание высокой ответственности и дисциплинированности, верности конституционному долгу.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 68, в 10–11 классах по 1 часа в неделю при 34 учебных неделях.
Календарно-тематическое планирование «Военная история России 10-11 класс»
10 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение (1 час) |
| Война и мир. Предмет военной истории России. | 1 | |
Глава 1. Первая мировая война (16 часов) |
| Военные конфликты на рубеже веков | 1 | |
| Причины и предпосылки Первой мировой войны | 1 | |
| Новые средства военной техники и программы перевооружений | 1 | |
| Если нет предлога для войны, его нужно придумать | 1 | |
| Немецкий план будущий войны | 1 | |
| Особенности позиционной войны | 1 | |
| Военные действия 1915 | 1 | |
| Военные действия 1916 | 1 | |
| Военные Кавказского фронта | 1 | |
| Генералы из простого народа | 1 | |
| Брусиловский прорыв | 1 | |
| Народные герои Первой мировой войны | 1 | |
| Несостоявшийся триумф 1917 | 1 | |
| Итоги и последствия первой мировой войны | 1 | |
| Герои Нижегородской губернии в Первой мировой войне | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Первая мировая война» | 1 | |
Глава 2. Гражданская война (10 часов) |
| Причины нарастания революционных настроений в российском обществе | 1 | |
| Красные против белых | 1 | |
| Брестский мир | 1 | |
| Иностранная интервенция против Советской России | 1 | |
| Создание Красной Армии | 1 | |
| Легендарные походы белых и красных | 1 | |
| Как находить союзников и побеждать в борьбе идей | 1 | |
| Штурм Перекопа | 1 | |
| Талантливые полководцы Гражданской войны | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Гражданская война» | 1 | |
Глава 3. СССР – «Осажденная крепость». 1922-1940 (7 часов) |
| В ожидании «Крестового похода» против Советского государства | 1 | |
| Необъявленная война с Японией: Озеро Хасан | 1 | |
| Необъявленная война с Японией: река Халхин-Гол | | |
| Советско-Финляндская война | 1 | |
| Вторая мировая война в Европе: разрастание масштабов агрессии Германии | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Военная история СССР 1922-1940» | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Военная история 1914-1940гг.» | 1 | |
Всего 34 часов. |
Календарно-тематическое планирование курса «Военная история России 10-11 класс»
11 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение (1 час) |
| Особенности военных конфликтов второй половины XX века | 1 | |
Глава 4. Великая Отечественная война (18 часов) |
| На подступах к Великой Отечественной войне | 1 | |
| Крах блицкрига | 1 | |
| Война моторов, огня и брони | 1 | |
| Московская битва | 1 | |
| Непокоренный Ленинград | 1 | |
| Севастополь – город русских моряков | 1 | |
| Начало коренного перелома. Сталинградская битва | 1 | |
| Появление новой военной техники | | |
| Партизанское движение: борьба за линией фронта | 1 | |
| Страшные слова – фашистская неволя. | 1 | |
| Завершение коренного перелома в войне | 1 | |
| Кто полководец №1 в Великой Отечетсвенной войне | 1 | |
| Путь на запад | 1 | |
| Берлинская наступательная операция | 1 | |
| Победа над Японией – последняя точка в мировой войне | 1 | |
| Память об освободителях Европы в XXI веке. | 1 | |
| Герои-нижегородцы! | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Великая Отечественная войны» | 1 | |
Глава 5 . Вооруженные силы СССР в период холодной войны. 1946-1991 (8 часов) |
| Холодная война. Формирование биполярной системы | 1 | |
| Ядерное оружие и его роль в холодной войне | 1 | |
| Война в Корее.1950-1953 гг. | 1 | |
| Ракетное оружие: щит и меч Советского государства | 1 | |
| Война во Вьетнаме | 1 | |
| Афганский узел | 1 | |
| Опыт борьбы с незаконными вооруженными формированиями в Афганистане. | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Вооруженные силы СССР в период холодной войны» | 1 | |
Глава 6. Армия России в современном мире (7 часов ) |
| Чечня. Подвиг Псковских десантников | 1 | |
| Принуждение к миру | 1 | |
| Защищать мир во всем мире | 1 | |
| Противостояние России агрессивному давлению Запада в 2000-2010-х гг. | 1 | |
| Профессионализм, несгибаемость, мужество: российские воины СВО | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Армия России в современном мире» | 1 | |
| Повторительно- обобщающий урок по курсу «Военная история России второй половины XX-XXI века » | 1 | |
Всего 34 часов. |