СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»





РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

протокол № ___________

от «______»_______2020 г.




СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________Г.Г. Беликова





«______»_______ 2020г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________Е.П. Кузьмина



Приказ № ______

от « ___» __________2020 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»

10 КЛАСС







Учитель:

Кузьмина Е.П.

учитель русского языка и литературы









    1. 2020-2021 учебный год











1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897; Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» от 15.12. 2015г. № 1577;

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования от 08.04. 2015г. № 1/15;

  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 254 от 20.05.2020 г.

  • Программы курса «Литература». Примерные рабочие программы предметной линии учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень). Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год.

  • Основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС СОО МБОУ «Георгиевская СОШ» на 2020-2021 учебный год, утвержденной приказом №33 от 22.05.2020 г.;

  • Учебного плана МБОУ «Георгиевская СОШ» на 2020-2021 учебный год, приказ № 54 от 30.08.2020 г.

  • Положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Георгиевская СОШ», приказ № 33 от 22.05.2020 г.

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;

  • воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;

  • развитие потребности в чтении художественных произведений;

  • формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;

  • развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;

  • совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).


2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Литература» в 10 классе

Достижение личностных результатов СОО, отраженных в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленных его спецификой. Учитель литературы оценивает личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися на уроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.

Личностные результаты СОО по ФГОС

Результаты изучения предмета «Литература» на ступени СОО

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

Сформированное уважение к русской классической литературе, осознание ценности художественного наследия русских писателей XIX-XX веков как неотъемлемая часть формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.

Осознание ценности художественного наследия писателей народов России, понимание плодотворного характера взаимодействия национальных культур народов, проживающих на территории России, способность привести примеры взаимообогащающего культурного обмена в области художественной словесности XIX-XX веков

Гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

Сформированность представлений о традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях, воплощённых в лучших произведениях отечественной литературы XIX-XX веков

Готовность к служению Отечеству, его защите

Осознание долга перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите как одной из высших ценностей, последовательно утверждавшихся в национальной культуре России, в том числе в произведениях словесности, способность привести примеры художественных произведений, воспевающих людей долга, защитников Отечества.

Способность демонстрировать знание историко-литературных фактов, раскрывающих патриотическую позицию писателей XIX-XX веков

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Владение научными основами предмета «Литература», в том числе историко-литературными и теоретико-литературными знаниями об основных явлениях литературного процесса второй половины XIX- начала XX века в контексте исторических событий в России (в объёме учебной программы курса).

Способность интерпретировать отдельные явления художественной словесности второй половины XIX- начала XXI века в соответствии с современными научными представлениями о литературе как виде искусства и о русской литературе как национально-культурном феномене (в объёме учебной программы курса)

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Способность оценивать явления художественного творчества XIX- начала XXI века, интерпретировать проблематику литературных произведений этого периода с опорой на сформированную систему нравственных приоритетов, формулировать суждения этического и философского характера при освоении изучаемых литературных произведений, воплощать собственную нравственно-эстетическую позицию в форме устных и письменных высказываний разных жанров, а также различных творческих формах (артистических, литературно-творческих, социокультурных и т.д.)

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Наличие опыта участия в групповых формах учебной деятельности, дискуссиях, учебных диалогах и коллективных учебных проектах по литературе в соответствии с содержанием образования на ступени СОО

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

Способность осознавать и характеризовать нравственные ценности, воплощённые в произведениях русской литературы XIX- начала XXI века, соотносить их с собственной жизненной позицией.

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Успешное освоение учебной программы по литературе, достижение удовлетворительного уровня предметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной образовательной программы, отсутствие академической задолженности по предмету к этапу итоговой аттестации

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

Способность к эстетическому восприятию и оценке литературных произведений, изученных в 10-11 классах, а также прочитанных самостоятельно

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и у других людей, умение оказывать первую помощь

Сформированное представление о культуре поведения и соблюдении норм человеческого общежития; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни как на уроках, так и во внеурочное время

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Сформированное представление о профессиональной деятельности писателя, литературного критика, ученого-литературоведа, понимание их роли в общественной жизни (в историческом контексте и на современном этапе)

Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Умение выявлять экологическую проблематику в изучаемых и прочитанных самостоятельно литературных произведениях, осознание её места в комплексе нравственно-философских проблем, освещаемых отечественной словесностью XIX- начала XXI века

Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Способность формулировать собственное представление о ценностях семейной жизни на основе прочитанных литературных произведений, приводить образы, эпизоды в качестве аргументов при изложении собственного отношения к проблемам создания и существования семьи

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.



3. Содержание учебного предмета «Литература»

Содержание учебного курса (тематическое планирование)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение(1 час)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы второй половины XIX в. (свобода, духовно-нравственные иска­ния человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века (3 час)

Своеобразие становления реализма в русской литературе. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика второй половины XIX века. Расстановка общественных сил в 1860 годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров - демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

И. С. Тургенев (10 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение И.С. Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Базаров и Аркадий Кирсанов. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений. Базаров как «трагическое лицо».

Творчество И.С. Тургенева в конце 1860-х начале 1880 –х годов.


Н. Г. Чернышевский (2 часа)

Жизнь и творчество. Своеобразие жанра романа. Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развёрнутый ответ на вопрос, вынесенный в название.

И.А.Гончаров (10 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Обломов» (Обзор)

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "об­ломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".

А. Н. Островский ( 7 часов)

Жизнь и творчество.

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жес­токих нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно - ­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.

Ф. И. Тютчев (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)(указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...»,(возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Н.А.Некрасов (12 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери гроба!..» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый по­эт...», «Внимая ужасам войны...»,(возмо­жен выбор других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "бога­тыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

А.А.Фет (2 часа)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыха­нье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...»,(возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета

А. К. Толстой (3  часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,(возможен выбор других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

М. Е. Салтыков-Щедрин ( 6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города»(обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности на­рода. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Сочинение по творчеству М.Е. Салтыков-Щедрина.

Ф. М. Достоевский ( 8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой (18 часов)

Жизнь и творчество.

Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения ду­шевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

Н. С. Лесков (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Об­разы основных героев.

Обзор зарубежной литературы конца XIX – начала XX века (3 часа)

Политическая и театральная деятельность Г. Ибсена. Пьеса «Кукольный дом». Психологическая загадка человека, превратности его судьбы и сложность характера в новелле Ги де Мопоссана «Ожерелье»

А. П. Чехов ( 8 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,«Дама с собачкой».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра.

Заключение (1 час)

О мировом значении русской литературы.

Итоговая работа (3 часа)

Защита коллективного проекта. Выставка книг писателей второй половины XIX века.

4. Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Уроки контроля

Развитие речи

Введение

1



Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века

3



И.С.Тургенев. Жизнь и творчество

10

1


Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество

2



И.А.Гончаров. Жизнь и творчество

10

1

3

А.Н.Островский. Жизнь и творчество

7

1


Поэзия Ф.И.Тютчева

2



Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество

12

1

3

Поэзия А.А.Фета

2



Творчество А.К.Толстого

3







М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

6



Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество

8

1


Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

18


3

Творчество Н.С.Лескова

3



Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор)

3



А.П.Чехов. Жизнь и творчество

8

1


Заключение

1



Итоговая работа

3


3

Резервные часы для проведения для проведения проверочных и контрольных работ, уроков-зачетов

3

3


ИТОГО

105

9

13




5. Календарно-тематическое планирование


Раздел. Тема урока

Кол-

во часов

Дата

Примечание

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)

1.1

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

02.09



Становление реализма в русской литературе XIX века (3ч.)

2.1

Реализм как литературное направление и метод в искусстве

1

03.09



3.2

4.3

Русская литературная критика II половины XIX века

2

07.09.09



И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (10ч.)

5.1

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева

1

10.09



6.2

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1

14.09



7.3

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров

1

16.09



8.4

Споры партий и конфликт поколений в романе

1

17.09



9.5

Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников

1

21.09



10.6

Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой

1

23.09



11.7

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

1

24.09



12.8

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений

1

28.09



13.9

Базаров как «трагическое лицо». Финал романа

1

30.09



14.10

Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х годов

1

01.10



Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество (2ч.)

15.1

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?»

1

05.10



16.2

Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название

1

07.10



И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов)

17.1

Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

1

08.10



18.2

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части

1

12.10



19.3

Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя


14.10



20.4

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе

1

15.10



21.5

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью


19.10



22.6

Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения

1

21.10



23.7

Роман «Обломов» в других видах искусства

1

22.10



24.8

Подготовка к написанию классного сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

26.10



25.9

Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

28.10



26.10

Анализ классного сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

29.10



А.Н.Островский. Жизнь и творчество (7ч.)

27.1

Личность и творчество А.Н.Островского

1

09.11



28.2

Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху

1

11.11



29.3

Нравы города Калинова

1

12.11



30.4

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством»

1

16.11



31.5

Катерина в системе образов драмы «Гроза»

1

18.11



32.6

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского

1

19.11



33.7

Художественное своеобразие пьес Островского

1

23.11



Поэзия Ф.И.Тютчева (2ч.)

34.1

Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева

1

25.11



35.2

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева

1

26.11



Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (12ч.)

37.1

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова

1

30.11



38.2

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова

1

02.12



39.3

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка

1

03.12



40.4

«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения

1

07.12



41.5

Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо»

1

09.12



42.6

Изменение крестьянских представлений о счастье

1

10.12



43.7


Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин

1

14.12



44.8

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий

1

16.12



45.9

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе

1

17.12



46.10

Подготовка к написанию классного сочинения по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

21.12



47.11

Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

23.12



48.12

Анализ классного сочинения по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

24.12



Поэзия А.А.Фета (2ч.)

49.1

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета

1

28.12



50.2

Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты

1

30.12



Творчество А.К.Толстого (3ч.)

51.1

Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого

1

11.01



52.2

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии

1

13.01



53.3

Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика

1

14.01



М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (6ч.)

54.1

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города»

1

18.01



55.2

Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России

1

20.01



56.3

Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России

1

21.01



57.4

Тема народного счастья в русской литературе разных эпох

1

25.01



58.5

Сочинение по творчеству М.Е. Салтыков-Щедрина

1

27.01



59.6.

Анализ сочинения по творчеству М.Е. Салтыков-Щедрина

1

28.01



Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (8ч.)

60.1

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение

1

01.02



61.2

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»

1

03.02



62.3

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе

1

04.02



63.4

Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе

1

08.02



64.5

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя

1

10.02



65.6

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании

1

11.02



66.7

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя

1

15.02



67.8

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского

1

17.02



Русская литературная критика второй половины XIX века (2ч.)

68.1 69.2

Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)

2

18.22.02



Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (18ч.)

70.1

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве

1

24.02



71.2

Лев Толстой как мыслитель

1

25.02



72.3

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения

1

01.03



73.4

Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

1

03.03



74.5

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

1

04.03



75.6

Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

1

10.03



76.7

Образ Наташи Ростовой

1

11.03



77.8

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны

1

15.03



78.9


Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории

1

17.03



79.10

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев

1

18.03



80.11 81.12

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова

2

22. 24.03



82.13

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»

1

25.03



83.14 84.15

Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов

2

29.31.03



85.16

Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

12.04



86.17

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

14.04



86.18

Анализ классного сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

15.04



Творчество Н.С.Лескова (3ч.)

88.1

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова

1

19.04



89.2

Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1

21.04



90.3

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина

1

22.04



Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор) (3ч.)

91.1

Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии

1

26.04



92.2

Произведения малого жанра Ги де Мопассан

1

28.04



93.3

Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу

1

29.04



А.П.Чехов. Жизнь и творчество (8ч.)

94.1

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения

1

03.05



95.2 96.3

Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова

2

05.06.05



97.4

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе

1

10.05



98.5

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев

1

12.05



99.6

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям

1

13.05



100.7 101.8

Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова

2

17.19.05



Заключение (1ч.)

102.1

О мировом значении русской литературы

1

20.05



Итоговая работа (3ч.)

103.1 104.2

Выполняем коллективный проект «Историческое значение и современное звучание русской классической литературы второй половины XIX века»

2

24.26.05



105.1

Защита проекта. Задание на лето

1

27.05





6. Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: литература

класс:10

учитель: Кузьмина Е.П.

2020-2021 учебный год

Тема

Кол-во часов

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнение программы, тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем, объединение тем)

По плану

дано