СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЯБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей МКОУ «Зябинская СОШ» Протокол № _____ от «____» _______ 20___г. Руководитель ШМО ________А.В.Молчанова | СОГЛАСОВАНО Заседание ШМС МКОУ «Зябинская СОШ» Протокол № _____ от «____» _______ 20__ г. Зам. директора по УР ________Л.М.Кахаева | УТВЕРЖДАЮ Приказ № _____ от «___»__________20___г. Директор МКОУ «Зябинская СОШ» МО «Братский район» ________Е.Д.Гузь |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для обучающихся 6-8 класса
Предметная область «Русский язык и литература»
Разработала:
Ерохина В.В., учитель русского
языка и литературы
I квалификационной категории
2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 6-8 классов составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Зябинская СОШ».ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результатыРоссийская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России; Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Метапредметные результаты
6 класс
Регулятивные УУД
Умение совместно в группах при сопровождении учителя: определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами принятия решения (анализировать учебную и познавательную деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение - работа с текстом: умение находить опорные слова, составлять план, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею. Формирование и развитие экологического мышления (определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, творческие работы.). Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение при сопровождении учителя использовать речевые средства речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Умение совместно с педагогом и сверстниками формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации).
7 класс
Регулятивные УУД
Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя: определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами самоконтроля (самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение - работа с текстом: умение находить опорные слова, составлять план, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно популярный). Формирование умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике (выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды). Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций).
8 класс
Регулятивные УУД
Умение индивидуально при сопровождении учителя: определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение - работа с текстом: умение находить опорные слова, составлять план, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно популярный); совместно с педагогами сверстниками критически оценивать содержание и форму текста. Развитие умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. (прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды). Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение индивидуально осознанно при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Умение индивидуально при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи).
Предметные результаты
6 класс
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики - находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (повесть, летопись, новелла, стихотворение, миф);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, написания аннотации, сочинения, создания проекта на заранее объявленную литературную тему;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать со справочниками, специальной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
Работать в важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
узнавать имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре.
класс
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (былина, поучение, малые фольклорные жанры, баллада, повесть, роман);
объяснять свое понимание социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления тезисного плана, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную, под руководством учителя выбранную литературную тему для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
вести учебные дискуссии по поставленным проблемным вопросам;
выразительно читать наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками;
пользоваться системой поиска в Интернете.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать в важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
узнать имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
анализировать историко-культурный подход в литературоведении;
научится анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
8 класс
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения;
выявлять особенности композиции, основной конфликт;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (житие, народная песня, воинская повесть, летопись, комедия, поэма, повесть);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
вести учебные дискуссии по поставленным проблемным вопросам;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, литературно-творческой работы;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать со специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, системой поиска в Интернете.
Обучающийся получит возможность научиться :
работать в важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
анализировать историко-культурный подход в литературоведении;
различать имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
научится анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
научится анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
Введение
Знакомство со статьёй учебника «В дорогу зовущие».
Устное народное творчество.
Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. «Повесть временных лет», «Сказание о Белгородском киселе».
Произведения русских писателей VIII века.
Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. И.А. Крылов. Басни «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик». «Веселое лукавство ума», жизнь и творчество И.А. Крылова.
Произведения русских писателей XIX века.
А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». А.С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский». М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». И. С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого.
Произведения писателей XX века.
А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса». А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
Произведения о Великой Отечественной войне.
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне. В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение трудностей послевоенного времени.
Писатели улыбаются.
В.М. Шукшин. Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.
А.А. Блок. «О, как безумно за окном…». С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в тихой лирике поэта.
Из литературы народов России.
Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа.
Из зарубежной литературы.
М. Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства.
Повторение.
«Путешествие по стране Литературии 6 класса».
7 класс
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Устное народное творчество
Предания как поэтическая автобиография народа. Былины как отражение нравственных идеалов русского народа. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Пословицы и поговорки.
Из древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Высокий моральный облик главной героини.
Из русской литературы XVIII века.
М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М. В. Ломоносова. Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина..
Из русской литературы XIX века.
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Проза А. С. Пушкина «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Рассказ Ю. Яковлева «Багульник». М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело». И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». «Князь Серебряный». М. Е. Салтыков-Щедрин. Страшная сила сатиры. Обличение нравственных пороков общества. Л.Н. Толстой «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. А. П. Чехов. Живая картина нравов. Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник».
Из русской литературы XX века.
И. А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Стихи русских поэтов XӀX века о родной природе. М. Горький «Детство», как автобиографическое произведение. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. В. В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Л. Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Ю. П. Казаков «Тихое утро». «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. Д. С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Смех Михаила Зощенко. Рассказ «Беда».
Из литературы народов России
Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Преставления поэта о справедливости и честности. Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.
8 класс
Введение
Русская литература и история.
Устное народное творчество
Исторические и лирические песни как жанр литературы. Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Из древнерусской литературы
«Житие Александра Невского». «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
Из русской литературы XVIII века.
Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.
Из литературы XIX века.
Любовная лирика А.С. Пушкина. Тема «дружества святого" в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча». Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина. «Капитанская дочка» как историческая повесть. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина. Тема «русского бунта» и образ Пугачёва. «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинский прозы. Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия, сатирическая направленность произведения. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. «Шинель» - одна из петербургских повестей, её гуманистический смысл. Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Из русской литературы XX века.
И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ». А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Певец света –М. Горький. С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему. И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне». Рубрика «Писатели улыбаются». Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи и М. Зощенко. А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Стихи и песни о Великой Отечественной войне. В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат №». Испытание на истинную человечность в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии». Ж. Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера». Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ п/п | № по теме |
Тема урока |
Количество часов | |
1. Введение | 1 | |||
1 | 1 | Знакомство со статьёй учебника «В дорогу зовущие». | 1 | |
2. Устное народное творчество | 5 | |||
2 | 1 | Обрядовый фольклор. | 1 | |
3 | 2 | Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. | 1 | |
4 | 3 | Пословицы и поговорки. | 1 | |
5 | 4 | «Повесть временных лет». | 1 | |
6 | 5 | «Сказание о Белгородском киселе» | 1 | |
3. Произведения русских писателей VIII века. | 6 | |||
7 | 1 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 | |
8-9 | 2-3 | И.А. Крылов. Басни «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик». | 2 | |
10-12 | 4-6 | «Веселое лукавство ума», жизнь и творчество И.А. Крылова. | 3 | |
4. Произведения русских писателей XIX века. | 38 | |||
13 | 1 | А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. | 1 | |
14 | 2 | Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | 1 | |
15 | 3 | А.С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | 1 | |
16 | 4 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | 1 | |
17 | 5 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога». | 1 | |
18 | 6 | А.С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». | 1 | |
19-20 | 7-8 | «Приветствую тебя, пустынный уголок» (по повести А.С. Пушкина «Барышня - крестьянка»). | 2 | |
21 | 9 | Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | |
22 | 10 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | 1 | |
23 | 11 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | |
24 | 12 | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | |
25 | 13 | Викторина по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | |
26 | 14 | Техника чтения за I четверть. | 1 | |
27 | 15 | М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | 1 | |
28 | 16 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес», «На севере диком…», «Три пальмы». | 1 | |
29 | 17 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. | 1 | |
30 | 18 | И. С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. | 1 | |
31 | 19 | Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | |
32 | 20 | И.С. Тургенев «Записки Охотника». | 1 | |
33 | 21 | Ф.И. Тютчев. «Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «Листья». | 1 | |
34 | 22 | А.А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь». | 1 | |
35-36 | 23-24 | «Хотим прекрасное в полете удержать…». Поэтическое творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 2 | |
37 | 25 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | |
38 | 26 | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». | 1 | |
39 | 27 | «Отечества достойный сын» (по произведениям Н.А. Некрасова). | 1 | |
40 | 28 | Тестирование по творчеству И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова. | 1 | |
41 | 29 | Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. | 1 | |
42 | 30 | Н.С. Лесков «Левша». Секрет тульских мастеров. Платов и Левша. | 1 | |
43 | 31 | Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | |
44 | 32 | Техника чтения за II четверть. | 1 | |
45-46 | 33-34 | Притягательность творчества Н.С. Лескова. | 2 | |
47-48 | 35-36 | Н.С. Лесков «Человек на часах». Какие качества русского народа изображены в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С. Лескова «Левша». | 2 | |
49 | 37 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | |
50 | 38 | Рассказы А.П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте». | 1 | |
5. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 2 | |||
51-52 | 1-2 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого. | 2 | |
6. Произведения писателей XX века. | 8 | |||
53 | 1 | А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | |
54 | 2 | Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». | 1 | |
55 | 3 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса». | 1 | |
56 | 4 | Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса». | 1 | |
57-58 | 5-6 | «Под алым парусом» (Посвящается А. Грину – писателю, подарившему миру мечту). | 2 | |
59 | 7 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | |
60 | 8 | «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»). | 1 | |
7. Произведения о Великой Отечественной войне. | 11 | |||
61 | 1 | К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне. | 1 | |
62 | 2 | «Ты помнишь Алеша?..» Выразительное чтение стихотворений К. Симонова и Д. Самойлова. | 1 | |
63 | 3 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | 1 | |
64-65 | 4-5 | Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | 2 | |
66 | 6 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (контрольная работа). | 1 | |
67 | 7 | В.Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение трудностей послевоенного времени. | 1 | |
68 | 8 | Отражение трудностей послевоенного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | |
69 | 9 | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | |
70 | 10 | Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей. | 1 | |
71 | 11 | Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей. | 1 | |
8. Писатели улыбаются. | 6 | |||
72 | 1 | В.М. Шукшин. Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». | 1 | |
73 | 2 | Рассказы В. М. Шукшина. | 1 | |
74 | 3 | Техника чтения за III четверть. | 1 | |
75 | 4 | Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | 1 | |
76-77 | 5-6 | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (подготовка к контрольному сочинению, контрольное сочинение. | 2 | |
9. Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 7 | |||
78-79 | 1-2 | А.А. Блок. «О, как безумно за окном…». С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 2 | |
80 | 3 | Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в тихой лирике поэта. | 1 | |
81 | 4 | «Но я ж не Пушкин, я другой…». Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова. | 1 | |
82 | 5 | Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX – XX веков. | 1 | |
83-84 | 6-7 | Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX – XX веков. | 2 | |
10. Из литературы народов России. | 2 | |||
85 | 1 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | 1 | |
86 | 2 | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. | 1 | |
11. Из зарубежной литературы. | 14 | |||
87 | 1 | Мифы Древней Греции. Двенадцать подвигов Геракла: «Скотный двор царя Авгия». | 1 | |
88 | 2 | Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | |
89 | 3 | Подвиги Геракла. Понятие о легенде. «Легенда об Арионе». | 1 | |
90 | 4 | Техника чтения за IV четверть. | 1 | |
91 | 5 | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | 1 | |
92 | 6 | Гомер. «Одиссея». Одиссей на острове у циклопов. | 1 | |
93 | 7 | Гомер. «Одиссея». Одиссей на острове у циклопов. | 1 | |
94-95 | 8-9 | М. Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 2 | |
96 | 10 | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 | |
97 | 11 | Выразительное чтение баллады Фридриха Шиллера «Перчатка» в переводах М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. | 1 | |
98 | 12 | Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. | 1 | |
99 | 13 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке. | 1 | |
100 | 14 | Произведение зарубежной литературы (тестирование). | 1 | |
12. Повторение. | 2 | |||
101 | 1 | «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | 1 | |
102 | 2 | «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | 1 |
7 класс
№ п/п урока | № по теме |
Тема урока |
Количество часов |
1.Введение | 1 | ||
1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 |
2.Устное народное творчество | 9 | ||
2 | 1 | Предания как поэтическая автобиография народа | 1 |
3 | 2 | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа | 1 |
4 | 3 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца | 1 |
5 | 4 | Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 |
6 | 5 | Тест по теме «Былины». Контрольная работа | 1 |
7 | 6 | Р/р. Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» | 1 |
8 | 7 | Работа с текстами. «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | 1 |
9 | 8 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос | 1 |
10 | 9 | Пословицы и поговорки | 1 |
3.Из древнерусской литературы | 6 | ||
11 | 1 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого» | 1 |
12 | 2 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | 1 |
13 | 3 | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание» | 1 |
14 | 4 | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | 1 |
15 | 5 | Р/р. Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | 1 |
16 | 6 | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | 1 |
4.Из русской литературы XVӀӀӀ века | 3 | ||
17 | 1 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого» | 1 |
18 | 2 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) |
|
19 |
| Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание» |
|
5.Из русской литературы XӀX века | 47 | ||
20 | 1 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. | 1 |
21 | 2 | Тестирование за 1 четверть | 1 |
22 | 3 | «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы | 1 |
23 | 4 | Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12» | 1 |
24 | 5 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине | 1 |
25 | 6 | Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина | 1 |
26 | 7 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе | 1 |
27 | 8 | Смысл сопоставления Олега и волхва. | 1 |
28 | 9 | Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра | 1 |
29 | 10 | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | 1 |
30 | 11 | Проза А. С. Пушкина «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке | 1 |
31 | 12 | Образы Самсона Вырина и Дуни | 1 |
32 | 13 | Р/р. Сочинение по повести «Станционный смотритель» | 1 |
33 | 14 | М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества | 1 |
34 | 15 | «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 |
35 | 16 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке | 1 |
36 | 17 | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова».. Образ гусляров и автора | 1 |
37 | 18 | Особенности сюжета и художественной формы поэмы | 1 |
38 | 19 | Р/р. Подготовка к сочинению по поэме «Песня про купца Калашникова…» | 1 |
39 | 20 | Рассказ Ю. Яковлева «Багульник» | 1 |
40 | 21 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. | 1 |
41 | 22 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Урок выразительного чтения | 1 |
42 | 23 | Н. В. Гоголь. Страницы жизни | 1 |
43 | 24 | История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
44 | 25 | Тестирование за 2 четверть | 1 |
45 | 26 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести | 1 |
46 | 27 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести | 1 |
47 | 28 | Трагедия Тараса Бульбы | 1 |
48 | 29 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения | 1 |
49 | 30 | Р/р. Написание сочинения по теме «Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю» | 1 |
50 | 31 | Внеклассное чтение. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» | 1 |
51 | 32 | Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. | 1 |
52 | 33 | И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | 1 |
53 | 34 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | 1 |
54 | 35 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа | 1 |
55 | 36 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла | 1 |
56 | 37 | Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | 1 |
57 | 38 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» | 1 |
58 | 39 | «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | 1 |
59 | 40 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | 1 |
60 | 41 | М. Е. Салтыков-Щедрин . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества | 1 |
61 | 42 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске | 1 |
62 | 43 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | 1 |
63 | 44 | Урок внеклассного чтения. А.К.Толстой «Князь Серебряный» | 1 |
64 | 45 | Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести | 1 |
65 | 46 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. Подготовка к написанию сочинения | 1 |
66 | 47 | Р/р. Классное сочинение по повести «Детство» |
|
6.Из русской литературы XX века | 29 | ||
67 | 1 | И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | 1 |
68 | 2 | И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | 1 |
69 | 3 | А. П. Чехов. Биография писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов | 1 |
70 | 4 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» | 1 |
71 | 5 | А. П. Чехов «Злоумышленник» | 1 |
72 | 6 | «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | 1 |
73 | 7 | М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | 1 |
74 | 8 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 |
75 | 9 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | 1 |
76 | 10 | Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство» | 1 |
77 | 11 | Тестирование за 3 четверть | 1 |
78 | 12 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 |
79 | 13 | В.В.Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | 1 |
80 | 14 | Урок внеклассного чтения. Л.Н.Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа | 1 |
81 | 15 | А.Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | 1 |
82 | 16 | Урок внеклассного чтения. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности | 1 |
83 | 17 | Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по теме «Нужны ли в жзизни сочувствие и сострадание?» | 1 |
84 | 18 | Тестирование за 4 четверть | 1 |
85 | 19 | Поэзия А.Т.Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 |
86 | 20 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет | 1 |
87 | 21 | Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | 1 |
88 | 22 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе | 1 |
89 | 23 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | 1 |
90 | 24 | Урок внеклассного чтения. «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу Е.Носова | 1 |
91 | 25 | Ю.П.Казаков «Тихое утро». | 1 |
92 | 26 | Д. С. Лихачев. «Земля родная» | 1 |
93 | 27 | Урок внеклассного чтения. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе | 1 |
94 | 28 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 |
95 | 29 | Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 |
7.Из литературы народов России | 2 | ||
96 | 1 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта | 1 |
97 | 2 | Тестирование по творчеству Расула Гамзатова | 1 |
8.Из зарубежной литературы | 5 | ||
98 | 1 | Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Преставления поэта о справедливости и честности | 1 |
99 | 2 | Дж.Г.Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта | 1 |
100 | 3 | Японские хокку. Особенности жанра | 1 |
101 | 4 | О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | 1 |
102 | 5 | Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра | 1 |
класс
№ п/п урока | № по теме |
Тема урока |
Количество часов | |
1.Введение (1ч.) | 1 | |||
1 | 1 | Русская литература и история | 1 | |
2.Устное народное творчество | 3 | |||
2 | 1 | Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» | 1 | |
3 | 2 | Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, тёмная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метёт…» | 1 | |
4 | 3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 | |
3. Из древнерусской литературы | 2 | |||
5 | 1 | «Житие Александра Невского» | 1 | |
6 | 2 | Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века | 1 | |
4. Из русской литературы XVӀӀӀ века | 4 | |||
7 | 1 | Д. И. Фонвизин и его время. | 1 | |
|
| Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии |
| |
8 | 2 | Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума | 1 | |
9 | 3 | Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? | 1 | |
10 | 4 | Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | |
5.Из русской литературы XӀX века | 30 | |||
11 | 1 | Тестирование за 1 четверть | 1 | |
12 | 2 | Любовная лирика А.С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») | 1 | |
13 | 3 | Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча» | 1 | |
14 | 4 | Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина | 1 | |
15 | 5 | Формирование характера Петра Гринёва | 1 | |
16 | 6 | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | |
17 | 7 | Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина | 1 | |
18 | 8 | Тема «русского бунта» и образ Пугачёва | 1 | |
19 | 9 | «Капитанская дочка»- поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в повести. | 1 | |
20 | 10 | Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинский прозы | 1 | |
21 | 11 | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы | 1 | |
22 | 12 | Работа с текстом повести «Пиковая дама» | 1 | |
23 | 13 | Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри» | 1 | |
24 | 14 | Судьба свободолюбивой личности в поэме | 1 | |
25 | 15 | Тестирование за 2 четверть | 1 | |
26 | 16 | Р/р. Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова - «Мцыри» | 1 | |
27 | 17 | Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки | 1 | |
28 | 18 | «Ревизор» как социальная комедия | 1 | |
29 | 19 | Хлестаков и хлестаковщина. Итоговый тест | 1 | |
30 | 20 | Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения | 1 | |
31 | 21 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии | 1 | |
32 | 22 | Урок контроля по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Ревизор» | 1 | |
33 | 23 | «Шинель» - одна из петербургских повестей | 1 | |
34 | 24 | Гуманистический смысл повести «Шинель» | 1 | |
35 | 25 | Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | |
36 | 26 | Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа. «После бала» | 1 | |
37 | 27 | Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении | 1 | |
38 | 28 | Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 1 | |
39 | 29 | Р/р. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет | 1 | |
40 | 30 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | |
6.Из русской литературы XX века | 19 | |||
41 | 1 | И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | 1 | |
42 | 2 | А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст | 1 | |
43 | 3 | С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | |
44 | 4 | И. С. Шмелёв. Слово о писателе. | 1 | |
45 | 5 | И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» | 1 | |
46 | 6 | Урок внеклассного чтения. М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне» | 1 | |
47 | 7 | Тестирование за 3 четверть | 1 | |
48 | 8 | Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни». | 1 | |
49 | 9 | А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 | |
50 | 10 | Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов | 1 | |
51 | 11 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме | 1 | |
52 | 12 | Урок внеклассного чтения. А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 1 | |
53 | 13 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | |
54 | 14 | В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | |
55 | 15 | Р/р. Подготовка к написанию отзыва | 1 | |
56 | 16 | Р/р. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне | 1 | |
57 | 17 | Урок внеклассного чтения. Испытание на истинную человечность в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» | 1 | |
58 | 18 | Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…») | 1 | |
59 | 19 | Тестирование за 4 четверть | 1 | |
7. Из зарубежной литературы | 9 | |||
60 | 1 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | 1 | |
61 | 2 | Конфликт любви и семейной вражды в произведении «Ромэо и Джульетта» | 1 | |
62 | 3 | У. Шекспир. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) | 1 | |
63 | 4 | Работа с текстами сонетов. Анализ. | 1 | |
64 | 5 | Ж. Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». | 1 | |
65 | 6 | Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения | 1 | |
66 | 7 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» | 1 | |
67 | 8 | Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | |
68 | 9 | Викторина по итогам года | 1 |