Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета Приказ от ___________ № ______
МБОУ Новониколаевской ООШ ___________ /Макаренко С.А./
№1 от 28.08. 2017 года
__________ /Дрозд Т.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования (класс):
основное общее 5 класс
Количество часов: 136 в год (4 часа в неделю)
Учитель: Белоцерковец Наталия Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы по литературе В.Я.Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина
Просвещение, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по истории //Примерные программы по учебным предметам. А.А. Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков. Литература. 5-9 классы: проект.-2-е изд.,– М.: Просвещение, 2011. – 75. – (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина, В.И. Коровин, И.С. Збарский) и учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2015.
УМК: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательной организаций: в 2-х частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – 5-е изд. - М. : Просвещение , 2015.
Данная рабочая программа рассчитана на 4 ч. в неделю - 140 часов в год, но в связи с тем, что 8.03.18; 1.05.18; 9.05.18 (2 ч.) выпадают на рабочие дни, программа будет рассчитана на 136 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета, курса
Введение. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество .Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя.. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права, духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Заревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?». Проблематика рассказов, нравственные уроки.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин«Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо«Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид деятельности | Образовате-льные ресурсы | Вид диагностики |
Введение– 4 часа |
1 | 5.09 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Работа с учебником, знакомство с оглавлением и рубриками | Учебник стр. 3-6 | текущий |
2 | 6.09 | Сочинение о любимой книге | Написание сочинения о книге | | тематический |
3 | 6.09 | Вн. чт. «Мифы и мифология | чтение и изучение мифов разных народов | Сб. мифов | текущий |
4 | 7.09 | Вн. чт. Миф «Сотворение земли» | | Сб. мифов | текущий |
Устное народное творчество – 12 часов |
5 | 12.09 | Устное народное творчество. | Беседа (понятие о фольклоре (Малые жанры фольклора. Детский фольклор), проблемные задания, выполнение поисковых заданий в малых группах | Стр. 7-8 | текущий |
6 | 13.09 | Малые жанры фольклора нашего края | Беседа, выполнение проблемных заданий | Сб. пословиц и поговорок | текущий |
7 | 13.09 | Сказка, как вид народной прозы | Чтение, беседа, проблемные задания в малых группах | Стр.8-12 | текущий |
8 | 14.09 | Царевна-лягушка. Образ Василисы Премудрой | Беседа, проблемные задания, характеристика героя | 13-24, 25-27 | текущий |
9 | 19.09 | Царевна-лягушка. Образ Ивана-царевича | 13-24, 27-28 | текущий |
10 | 20.09 | «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» | Фронтальный опрос, самостоятельная работа, чтение текстов | 28-38 | текущий |
11 | 20.09 | Образ главного героя сказки. | Беседа (Образ главного героя сказки в оценке автора-народа), проблемные задания в малых группах. Характеристика героя. | 28-38 | текущий |
12 | 21.09 | Составление волшебной сказки | Выполнение творческой работы | | текущий |
13 | 26.09 | Вн.чт. Сказка «Журавль и Цапля». | Чтение сказок. Выполнение проблемных заданий в группах | 40, | текущий |
14 | 27.09 | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 42-43 | текущий |
15 | 27.09 | Сказки Тихого Дона | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг | Сб. «Литература Дона» | текущий |
16 | 28.09 | Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: | | тематический |
Древнерусская литература – 3 часа |
17 | 3.10 | Повесть временных лет, как литературный памятник. | Чтение. Беседа. Выполнение проблемных заданий. | 47-50, | текущий |
18 | 4.10 | Вн. чт. Русские летописи | Сообщения. Беседа. Развернутый ответ на вопрос | Хрестомат. по Древнерусской литературе | текущий |
19 | 4.10 | Наш край в русских летописях | Сообщения. | Хрестомат. по Древнерусской литер. | текущий |
Из литературы 18 века - 3 часа |
20 | 5.10 | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин | Пересказ научного текста. Коллективный диалог | Уч. стр.54-55 | текущий |
21 | 10.10 | Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру». Роды и жанры литературы | Чтение наизусть, проблемные задания в малых группах | Стр. 55-56 | текущий |
22 | 11.10 | Вн. чт. Жанровые особенности басни. | Чтение учебных текстов. Сообщение о Крылове | Стр. 57 | текущий |
Из литературы 19 века – 55 часов |
23 | 11.10 | И.А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий | Рассказ о писателе. Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий в малых группах | Стр. 58-59, 60 | текущий |
24 | 12.10 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» и «Свинья под дубом». | Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий в малых группах | 63-67 | текущий |
25 | 17.10 | Обличение человеческих пороков в баснях | 63-67 | текущий |
26 | 18.10 | Жанр басни в мировой литературе | Сообщения. Выразительное чтение. Описание иллюстраций | Интернет-ресурсы | текущий |
27 | 18.10 | Анализ басни Крылова. | Анализ басни | 60-69 | тематический |
28 | 19.10 | Анализ басни Крылова. | Чтение наизусть, анализ басни | | текущий |
29 | 24.10 | В.А. Жуковский-сказочник | Беседа. Проблемные задания, выразительное чтение фрагмента | 70 | текущий |
30 | 25.10 | Сказка «Спящая царевна» | 71-81 | текущий |
31 | 25.10 | «Спящая царевна» , как литературная сказка | Беседа, проблемные задания в малых группах | 81-83 | текущий |
32 | 26.10 | В.А. Жуковский. Жанр баллады «Кубок» | Организация совместной учебной деятельности. понятие о балладе. Выразительное чтение баллады | 84-90 | текущий |
33 | 31.10 | А.С. Пушкин. Детство | Презентация. Беседа. | 91, интернет-ресурсы | текущий |
34 | 1.11 | «Я хочу рассказать». Урок обучения сообщению на литературную тему | Сообщение «Мой Пушкин». Чтение наизусть | 92-93 | текущий |
35 | 1.11 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | Чтение учебных текстов, слушание актерского чтения, выразительное чтение наизусть | 92-93 | тематический |
36 | 2.11 | А.С. Пушкин на Дону. Первая встреча с Доном | Просмотр презентации. Беседа | Интернет-ресурсы | текущий |
37 | 14.11 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий в малых группах. Выразительное чтение отрывка, стр. 113 | 95-112 | текущий |
38 | 15.11 | Центральные образы сказки | Сравнительная характеристика героев | 95-112 | текущий |
39 | 15.11 | Центральные образы сказки. | Сравнительная характеристика героев. Работа в малых группах. | 95-112 | текущий |
40 | 16.11 | Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина | Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий в малых группах | 71-81, 92-112 | текущий |
41 | 21.11 | А.С. Пушкин. Стихи и проза. Рифма и ритм. | 114-116 | текущий |
42 | 22.11 | Тест по теме «Литература 19 в» | Выполнение тестовой работы | | тематический |
43 | 22.11 | Вн. чтение. Сказки А.С. Пушкина | Обучение различным видам пересказа. Работа в группах | Сб. сказок | текущий |
44 | 23.11 | А. Погорельский. Сказка «Черная курица или подземные жители» | Чтение и обсуждение, комментирование незнакомых слов, пересказ фрагментов | 119 | текущий |
45 | 28.11 | 120-148 | текущий |
46 | 29.11 | Вн. чтение П.П. Ершов «Конек-горбунок» | Урок-беседа | Текст «Конек-горбунок» | текущий |
47 | 29.11 | Донские писатели-сказочники. Г-П. Аматуни «Чао» | Рассказ о писателе. Чтение и комментирование сказки. | Текст «Чао»» | текущий |
48 | 30.11 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | Организация совместной учебной деятельности. Составление плана биографии поэта. | 150-156 | тематический |
49 | 5.12 | Художественные особенности стихотворения М.Ю Лермонтова «Бородино» | Тренинг, практикум | 150-156 | текущий |
50 | 6.12 | Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе | Составление плана к биографии писателя, беседа, знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Работа в группах | 157-158 | текущий |
51 | 6.12 | Н.В. Гоголь «Заколдованное место» | Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий в малых группах. Таблица | 158-170 | текущий |
52 | 7.12 | Вн. чт. Повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Групповая работа. Сжатый пересказ | Сб. «Вечера на хуторе…» | текущий |
53 | 12.12 | Н.А. Некрасов. «На Волге» | Составление таблицы по биографии, выразительное чтение, беседа. | 171-172 | текущий |
54 | 13.12 | Н.А. Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях» | Беседа, проблемные задания в малых группах | 172-176 | тематический |
55 | 13.12 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | Практикум. Создание текста определенного жанра и проблематики | 176-186 | текущий |
56 | 14.12 | И.С. Тургенев. «Муму» | Презентация «Детские годы И.С. Тургенева» Составление таблицы по биографии | 188-189, 287-289 интернет-ресурсы | текущий |
57 | 19.12 | И.С. Тургенев. «Муму». | Чтение рассказа. Беседа | 189-225 | текущий |
58 | 20.12 | Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | Беседа, проблемные задания, выборочный пересказ | 189-192 | текущий |
59 | 20.12 | Духовные и нравственные качества Герасима | Чтение, выборочный пересказ, план характеристики героя | 192-203 | текущий |
60 | 21.12 | Герасим и Татьяна. Превосходство Герасима над челядью | Сравнительная характеристика героев. Работа в группах | 192-203 | текущий |
61 | 26.12 | Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе | Выборочный пересказ эпизодов по вариантам | 203-225 | текущий |
62 | 27.12 | Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» | Составление плана к сочинению. Написание сочинения на черновике | | текущий |
63 | 27.12 | Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» | Составление плана к сочинению. Написание сочинения на черновике | | тематический |
64 | 28.12 | Контрольное тестирование за 1 полугодие | Выполнение тестовой работы | | тематический |
65 | 16.01 | Чудные картины А.А. Фета | Выразительное чтение и восприятие стихотворение Беседа. | 226-228 | текущий |
66 | 17.01 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» | Беседа, проблемные задания, работа с таблицей, чтение рассказа | 229-231 | текущий |
67 | 17.01 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» | Беседа, проблемные задания, работа с таблицей, чтение рассказа | 232-258 | текущий |
68 | 18.01 | Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев | Работа с таблицей и схемой, устный монологический ответ | 232-258 | текущий |
69 | 23.01 | Сочинение по рассказу «Кавказский пленник» | Подготовка и написание сочинения на тему: «Жилин и Костылин» 2.«Друзья и враги Жилина» | | текущий |
70 | 24.01 | Сочинение по рассказу «Кавказский пленник» | 232-258 | тематический |
71 | 24.01 | А.П. Чехов – наш земляк. | Представление презентаций и сообщений | 261-263, 269-290, интернет-ресурсы | текущий |
72 | 25.01 | Юмористический рассказ «Хирургия» | Чтение, беседа, проблемные задания | 263-269 | текущий |
73 | 30.01 | вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте | Конкурс инсценировок | Сб. рассказов | текущий |
74 | 31.01 | В мастерской писателя. Юмор. | Написание юмористического рассказа | 263-269 | текущий |
75 | 31.01 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | Практикум. Обучение анализу лирического произведения | 271-282, сб. «Времена года» | текущий |
76 | 1.02. | тематический |
77 | 6.02 | Литература Дона в 19 в. | Сообщения о донских писателях 19 века | Сб. «Литература Дона» ч.2 | текущий |
Из литературы 20 века- 42 часа |
78 | 7.02 | И.А .Бунин. Рассказ «Косцы» | Чтение и комментирование. Групповая работа над заданиями. | Ч.2 3-10 | текущий |
79 | 7.02 | Вн. чт. И.А. Бунин «Подснежник» | Описание репродукции, работа над заданиями | Текст рассказа «Подснежник» | текущий |
80 | 8.02 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». | Работа с таблицей по биографии , беседа, проблемные задания, гл. 1-3 | 12, 13-26 | текущий |
81 | 13.02 | Вася и его отец | Гл.1-3, различные виды пересказа, беседа | 13-26 | текущий |
82 | 14.02 | Удивительный человек Тыбурций Драб | Обучение характеристике героя, цитирование | 14-26 | текущий |
83 | 14.02 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение с Валеком и Марусей | Различные виды пересказа, чтение, беседа, проблемные задания, гл. 4-6 | 27-48 | текущий |
84 | 15.02 | Изображение города и его обитателей в рассказе | Практикум, подготовка к письменной работе | 27-48 | текущий |
85 | 20.02 | Сравнение как способ изображения героев. | Ответ на проблемный вопрос, письменное сочинение-рассуждение | | тематический |
86 | 21.02 | Вн. чт. А.Куприн «Белый пудель» | Чтение рассказа | Текст р-за | текущий |
87 | 21.02 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом» | Просмотр презентации, беседа, микросочинение о Родине | 51-52 | текущий |
88 | 22.02 | С.А. Есенин. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину…» | Выразительное чтение наизусть стихотворений. Беседа | 53-54 | текущий |
89 | 27.02 | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»Сказка. Сказ | Работа с таблицей, чтение, словарная работа, беседа | 56-5757-68 | текущий |
90 | 28.02 | Образ Степана и хозяйки Медной горы. | Беседа, проблемные задания в малых группах, таблица | 68-71 | текущий |
91 | 28.02 | Проблема и тайна мастерства. Понятие о сказе | Беседа, проблемные задания, описание иллюстрации | 68-71 | текущий |
92 | 1.03 | Вн. чт. Малахитовая шкатулка» | Викторина. Описание иллюстраций, выставка рисунков к сказам | Сб. «Малахитовая шкатулка» | текущий |
93 | 6.03 | К.К. Паустовский «Теплый хлеб»: герои, их поступки | Чтение сказки, беседа, проблемные задания в группах. Характеристика героя | 72-82 | текущий |
94 | 7.03 | Язык сказки. | Работа с текстом. Выявление реальных и фантастических элементов. Групповая работа | 72-82 | текущий |
95 | 7.03 | Рассказ «Заячьи лапы» | Комментированное чтение | 83-89 | текущий |
96 | 13.03 | Рассказы Г.К. Паустовского. | Инсценирование фрагментов. Ответ на проблемный вопрос | 89 | тематическийОтвет на проблемный вопрос |
97 | 14.03 | С.Я. Маршак. Сказки | Просмотр презентации о С.Я. Маршаке. Выставка книг. Беседа | 90 | текущий |
98 | 14.03 | Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | Чтение. Творческая работа | 91-106 | текущий |
99 | 15.03 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» | Беседа, проблемные задания, ответ на проблемный вопрос | 91-106 109-111 | текущий |
100 | 20.03 | А.П. Платонов. «Никита». | Чтение, беседа, проблемные задания, ответы на вопросы учебника | 112-122 | текущий |
101 | 21.03 | Душевный мир главного героя. Его отношения с природой | Самостоятельная работа, подбор цитат к поступкам героев | 112-122 | текущий |
102 | 21.03 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». | Работа с биографией, составление таблицы, чтение рассказа | 123-124 | текущий |
103 | 22.03 | Черты характера героя и его поведение в лесу. | Чтение рассказа. Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий | 124-141 | текущий |
104 | 3.04 | текущий |
105 | 4.04 | Открытие Васюткой нового озера. | Чтение. Выполнение проблемных заданий. Характеристика героя. | 141-153 | текущий |
106 | 4.04 | «Мой сверстник в русской литературе 19-20 веков» | Практикум. Написание сочинения | | тематический сочинение |
107 | 5.04 | |
108 | 10.04 | Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | Знакомство со стихотворениями И. Бунина, Д. Кедрина, А. Прокофьева, Н. Рубцова, Дон-Аминадо | 163-171 | текущий |
109 | 11.04 | текущий |
110 | 11.04 | Поэты Приазовья о Родине и родной природе | Выразительное чтение наизусть. Чтение стихотворений З. Баевой, К. Кузьминой | Сб. стихов | текущий |
111 | 12.04 | Анализ лирического произведения | Обучение анализу лирического произведения по плану | | текущий |
112 | 17.04 | Анализ лирического произведения | Самостоятельный анализ стихотворения по выбору | | текущий |
113 | 18.04 | Дети и война. К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | Рассказ о писателе. Чтение стихотворения. Беседа. Выполнение проблемных заданий | 160-161 | тематический наизусть |
114 | 18.04 | А. Твардовский. «Рассказ танкиста» | Чтение стихотворения. Беседа. Выполнение проблемных заданий | 156-159 | тематический наизусть |
115 | 19.04 | Вн. чтение. Встреча с писателем | Встреча с писателем | | текущий |
116 | 24.04 | Саша Черный «Кавказский пленник» | Чтение и комментирование. Беседа. Пересказ фрагмента | 172- 182 | текущий |
117 | 25.04 | Саша Черный «Игорь-Робинзон» | Чтение и комментирование. | 182-188 | текущий |
118 | 25.04 | Татьяна Тэффи. «Валя»» | Чтение. Участие в коллективном диалоге. Ответ на проблемный вопрос | Текст р-за | текущий |
119 | 26.04 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | Чтение и прослушивание в авторском исполнении. Конкурс на самое смешное прочтение | 189-191 | текущий |
Из зарубежной литературы – 16 часов |
120 | 2.05 | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед». | Сообщение о поэте. Выразительное чтение стихотворения | 193-198 | текущий |
121 | 2.05 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» | Сообщение. Чтение глав романа. Беседа | 199-214 | текущий |
122 | 3.05 | «Робинзон Крузо». Характер главного героя. | Проблемные задания, ответы на вопросы учебника | 199-214 | текущий |
123 | 8.05 | текущий |
124 | 10.05 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева» | Сообщение о писателе. Беседа.Чтение сказки | 215-250 | текущий |
125 | 15.05 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | Беседа, проблемные задания, выполнение проблемных заданий в малых группах. Гл. 1-4 | 215-250 | текущий |
126 | 16.05 | Друзья и враги Герды. Символический образ снежной королевы | Беседа, проблемные задания, характеристика героя, цитаты. | 215-250 | текущий |
127 | 16.05 | Победа добра, любви, дружбы над злом | Организация совместной учебной деятельности. Ответы на вопросы учебника. | 215-250 | текущий |
128 | 17.05 | текущий |
129 | 22.05 | Сочинение по сказке Андерсена «Снежная королева» | Написание плана сочинения, анализ героев, написание сочинения на черновике | | текущий |
130 | 23.05 | Сочинение по сказке Андерсена «Снежная королева» | | тематический сочинение |
131 | 23.05 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Сообщение о писателе. Чтение глав из романа, ответы на вопросы учебника | 251-268 | текущий |
132 | 24.05 | Том Сойер и его друзья | текущий |
133 | 29.05 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей | Пересказ, инсценировка, составление плана, подбор цитат | 251-268 | текущий |
134 | 30.05 | Джек Лондон. «Сказание о Кише» | Сообщение о писателе. Чтение рассказа. Беседа. | 269-280 | текущий |
135 | 30.05 | «Сказание о Кише». Мастерство писателя. | Выполнение проблемных заданий. Ответы на вопросы учебника. | 269-280 | текущий |
Повторение– 1 час |
136 | 31.05 | Рекомендации для летнего чтения | | | |
12