СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по учебнику В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Доваторовская средняя общеобразовательная школа»



Принято на заседании Утверждаю:

Методического совета Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»

Протокол № __1__ _____________Е.И.Пикалова.

«_28_ «­­­­ июня___ 2018 г. «_____»______2018 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2018-2019 учебный год


по _литературе___

(указать предмет)

Уровень обучения (класс) _основное общее, 7_

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Общее количество часов: _70___

Количество часов в неделю __2____ Уровень __базовый__________

(базовый, профильный)

Учитель _Новосельская Е.Н.__ _

Квалификационная категория __соответствие_ _








Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Примерной Программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М.: Просвещение), 2015.

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и реализует программу В.Я. Коровиной. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса литературы в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по литературе для основной школы и на основе программы курса литературы для 7 класса В.Я. Коровиной.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

2) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

3) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

4) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

5) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

6) овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

7) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

 Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность. Курс 7 класса представлен разделами:

1. устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература XIX века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.


Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Личностные

Предметные

Метапредметные

Ученик научится

Российской гражданской идентичности: патриотизму, любви и уважению к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознавать свою этническую принадлежность; владеть знаниями истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; гуманистическим ценностям многонационального российского общества; воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной.

Ответственному отношению к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Целостному мировоззрению, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, традициям, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Формировать коммуникативную компетентность  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценка.

Интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения.

Понимать авторской позицию и свое отношение к ней.

Воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватное воспринимать.

Пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.


Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач.


Ученик получит возможность научиться

Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.

Понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.



Смысловому чтению, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.










Содержание

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


Устное народное творчество (6 часов)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористи­ческие жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.


Из древнерусской литературы (2 часа)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представ­лений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.


Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.


Из русской литературы XIX века (28 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. (3 часа)

Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Повесть (развитие представ­лений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. (5 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев. (2часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. (3часа)

Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой. (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (2часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. (3часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор) (2часа)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.


Из русской литературы XX века (22 часа)

Иван Алексеевич Бунин. (2часа)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. (2часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. (2часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. (2часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. (2часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. (2 часа)

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны (1 час)

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. (1час)

Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. (1час)

Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор) (1час)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. (1час)

Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. (1час)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1час)

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Песни на слова русских поэтов XX века (1час)

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)


Из литературы народов России (1 час)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).


Из зарубежной литературы (5 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.






п/п

Дата

Тема урока (занятия)

Количество часов

Домашнее задание

план

факт.

Раздел/тема - 1 Введение 1

1.



1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Стр. 3-4 чтение, пересказ

Раздел/тема – 2 Устное народное творчество 6

2.



1. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа.

1

Стр. 10, зад. 2, пересказ одного из преданий

3.



2. Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

1

Выразительное чтение преданий

4.



3. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

1

Стр. 60, чтение пословиц и поговорок

5.



4. Эпос народов мира. Былины «Вольга и Микула Селянинович».

1

Стр. 15, пересказ, чтение наизусть отрывка из былины

6.



5. Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин.

1

Выразительное чтение былины

7.



6. Французский и карелофинский мифологический эпос.

1

Стр. 46, чтение, пересказ, выразительное чтение отрывков из эпоса

Раздел/тема - 3 Древнерусская литература 2 (1КР)

8.



1. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

Стр. 69-71, чтение («Поучение Владимира Мономаха»)

9.



2. КР. Контрольная диагностическая работа (входная) по теме «Древнерусская литература».

1


Раздел/тема – 4 Русская литература XVIII века 2

10.



1. М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Общеобразовательный модуль.

1

Стр. 84-85, пересказ, отрывок из оды наизусть

11.



2. Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание». Общеобразовательный модуль.

1

Стр. 89-90, чтение, стихотворение по выбору наизусть

Раздел/тема – 5 Русская литература XIX века 28 (3КР)

Александр Сергеевич Пушкин 3

12.



1. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII.

1

Стр. 93-94, пересказ, отрывок из поэмы «Полтава» наизусть

13.



2. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

Стр. 102-103, отрывок из баллады наизусть

14.



3. А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов», цикл «Повести Белкина». Проект.

1

Стр. 109, пересказ, чтение отрывков из драмы «Борис Годунов», чтение одной из «Повестей Белкина»

Михаил Юрьевич Лермонтов 4 (1КР)

15.




1. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем.

1

Стр. 137-140, пересказ, чтение поэмы 1-2 часть

16.



2. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства.

1

Чтение 3 части поэмы, отрывок наизусть

17.



3. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва».

1

Стихотворение по выбору наизусть

18.



4. Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1


Николай Васильевич Гоголь 5 (1КР)

19.



1. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

1

Стр. 167-169, пересказ, чтение повести: главы 1, 2, 3

20.



2. Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Чтение глав 4, 5, 6, 7

21.



3. Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Главы 8, 9, 10, выбрать материал для характеристики Остапа и Андрия

22.



4. Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

1

Главы 10, 11, 12. Речь Тараса Бульбы о товариществе отрывок наизусть

23.



5. Контрольная работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1


Иван Сергеевич Тургенев 2

24.



1. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк».

1

Стр. 238-240, чтение повести «Бирюк»

25.



2. И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

1

Стихотворение в прозе наизусть

Николай Алексеевич Некрасов 3

26.



1. Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.

1

Стр. 254-256, чтение поэмы

27.



2. Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

1

Чтение поэмы, ответить на вопросы стр. 272 1- вопрос

28.



3. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа.

1

Стихотворение наизусть

Алексей Константинович Толстой 1

29.



1. А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

Стр. 279-280, пересказ, чтение баллад

Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина 2

30.



1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Стр. 289-290, чтение повести

31.



2. Контрольная диагностическая работа (рубежная) по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1


Лев Николаевич Толстой 3

32.



1. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых».

1

Стр. 305-306, чтение глав из повести

33.



2. «Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого.

1

Чтение глав из повести, ответить на вопросы

34.



3. «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого.

1

Вопросы стр. 322 1-4

Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова 3

35.



1. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова. Общеобразовательный модуль.

1

Стр. 325-326, пересказ, подготовить чтение рассказа по ролям

36.



2. Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

Чтение, ответить на вопросы стр. 339 1-4

37.



3. В/ч. Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

1


«Край ты мой родной, родимый край…» 2 (1КР)

38.



1. В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

1

Стихотворение по выбору наизусть

39.



2. Контрольная работа по стихотворениям поэтов.

1


Раздел/тема – 6 Русская литература XX века 22 (2КР)

Иван Алексеевич Бунин 2

40.



1. Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры».

1

Стр. 3-5, чтение, пересказ, рассказ дочитать

41.



2. В/ч. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти». Поэзия Бунина.

1

Стихотворение наизусть

Максим Горький 2

42.



1. Автобиографический характер повести М. Горького «Детство».

1

Стр. 20-21, главы из повести 1, 2, 3, 4, 5

43.



2. Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш».

1

Чтение

Леонид Николаевич Андреев 2

44.



1. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака». Общеобразовательный модуль.

1

Стр. 91-92, чтение, главы 1-2

45.



2. Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект.

1

Чтение глав 3, 4, 5

Владимир Владимирович Маяковский 2

46.



1. В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Стр. 102-104, выразительное чтение стихотворения

47.



2. Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

Стихотворение наизусть

Андрей Платонович Платонов 2 (1КР)

48.



1. Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Проект.

1

Стр. 116-117, чтение рассказа

49.



2. Контрольная работа по произведениям писателей XX века.

1


Борис Леонидович Пастернак 2 (1КР)

50.



1. Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака.

1

Стр. 142-144, стихотворение наизусть

51.



2. Контрольная диагностическая работа по произведениям Б.Л. Пастернака.

1


Александр Трифонович Твардовский 1

52.



1. А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни».

1

Стр. 148-149, чтение, пересказ, стихотворение наизусть

На дорогах войны (обзор) 1

53.



1. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.

1

Стихотворение наизусть

Федор Александрович Абрамов 1

54.



1. Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

1

Стр. 165-166, пересказ, закончить чтение повести, ответить на вопросы стр. 172 1-3

Евгений Иванович Носов 2

55.



1. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла», «Акимыч».

1

Стр. 174-176, чтение рассказа «Акимыч»

56.



2. Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя».

1

Чтение рассказа, ответить на вопросы стр. 185

Юрий Павлович Казаков 1

57.



1. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».

1

Стр. 186, закончить чтение рассказа, составить план-пересказ

Д.С. Лихачев 1

58.



1. Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная».

1

Стр. 203-204, чтение глав

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко 1

59.



1. Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда».

1

Стр. 211-212, подготовить чтение рассказа по ролям

«Тихая моя Родина…» (обзор) 1

60.



1. Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.

1

Чтение наизусть по выбору

Песни на слова русских поэтов XX века 1

61.



1. А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект.

1

Стр. 231-236, стихотворение наизусть

Раздел/тема – 7 Литература народов России 1

62.



1. Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни.

1

Стр. 238-239, чтение, пересказ, стихотворение наизусть

Раздел/тема – 8 Зарубежная литература 8 (1КР)

63.



1. Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса.

1

Стр. 241-242, стихотворение наизусть

64.



2. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона.

1

Стр. 246, стихотворение наизусть

65. 66.



3,4. Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Мацуо Басе, Кобаяси Исса

2

Стр.248-251, самостоятельно написать хокку, чтение произведений

67.



5.Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов».

1

Стр. 255-256, закончить чтение рассказа, ответить на вопросы стр. 263

68. 69.



6,7. Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы».

2

Стр. 264-268, ответить на вопросы стр. 276 1-6

70



8. Контрольная итоговая работа

1












Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2015.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2015.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2017.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2017.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2016.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2016.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2017.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2015.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2015.















Модуль «Диалог культур»

Содержание разделов и тем

Количество часов (4 часа)

Тематика модульного курса

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Из русской литературы XVIII века

Л о м о н о с о в М. В. «К статуе Петра Великого», Д е р ж а в и н Г. Р. «Река времён». Понятие о жанре оды. № 10, 11

2

Сопоставление национальной самобытной поэзии XVIII и XX веков.

Устные рассказы о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о них с использованием справочной литературы.

Выразительное чтение стихов.

Выявление характерных тем, приёмов и образов изображения человека.

Ч е х о в А. П. «Хамелеон», «Злоумышленник» и другие рассказы. Развитие понятия о юморе и сатире. № 35

1

Развитие понятия о юморе.

Практические работы. Подбор цитат, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор».

Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения. Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворении. Практическая работа. Исследовательский проект «Роль олицетворений в поэзии»

Выразительное чтение стихотворения.

Устное рецензирование чтения одноклассников. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Письменная работа. Работа по группам.

Из русской литературы XX века.

А н д р е е в Л. Н. «Кусака»

Развитие понятия об эпосе.

Тема, идея произведения. № 44

1

Практическая работа. Проект:

Образы собак в русской литературе. Контрольная работа.

Письменный ответ на вопрос: «Почему в жизни людей необходимо сострадание?»

Краткий рассказ о писателях и поэтах. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Выразительное чтение наизусть эпизодов рассказа и стихотворений. Составление плана и письменная характеристика героя.