СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

142933 Московская обл., г.о.Кашира , д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ О.А.Юркова

«02» сентября 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»

______________________ Е.В.Олейник

Приказ от «02» сентября 2019 г. № 14/16-о








Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

(базовый уровень)




9 класс







Составитель: Олейник Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории













2019 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа учебного предмета «Литература», 9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями приказ от 31.12.2015 № 1577), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа». Содержание программы по литературе реализуется с помощью учебника «Литература. 9 класс. Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. В 2ч.» В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, А.М.Антипова, а.А.Маныкина. М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 9 класса. Программа учебного предмета «Литература» в 9 классе рассчитано на 85 учебных часа (34 учебные недели, по 2,5 часа в неделю). Освоение образовательной программы по учебному предмету «Литература» в 9 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература» к концу 9 класса.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

У обучающегося будут сформированы:

- патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;

- духовно-нравственные качества личности, чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов; 

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к родному русскому языку;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- потребность в общении с художественными произведениями,

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи, осуществлять самоконтроль.

- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение правильно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- осуществлению речевого самоконтроля; способности оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- владению разными видами диалога и монолога; умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

- владению всеми видами речевой деятельности (чтение и аудирование, говорение и письмо); адекватному восприятию на слух текстов разных стилей и жанров;

- применению приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • .представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);;

- умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

- умению сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- умению подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- умению делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- умению критически оценивать содержание и форму текста;

- умению находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- умению ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- умению устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  •  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- коммуникативно-целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместному выполнения какой-либо задачи, участию в спорах, обсуждениях;

- овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; определять возможные роли в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе

обучающиеся научатся:

знать/понимать

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 9 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение (начальное представление); гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции;

уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

в познавательной сфере:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

- определять в произведении элементы сюжета, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, использовать осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

- умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- умениям писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимать литературу как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература», 9 класс


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭПОХИ. НАПРАВЛЕНИЯ

(Вводный урок)

Особенности художественного мира писателя и литературного направления. Литературный процесс. Литературные эпохи. Стадии развития всемирной литературы. Фольклор и литература. Литература светская и литература духовная. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Обзор)

Анакреонт. Стихотворение «Сединой виски покрылись, голова вся побелела...».

Эсхил. Трагедия «Прометей прикованный» (фрагменты).

Древнегреческая литература, её периодизация. Архаический период. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Басни Эзопа. Лирика Анакреонта. Классический период. Древнегреческий театр. Трагедии Эсхила, Еврипида, Софокла. Мифологические темы и образы в древнегреческой литературе. Особая роль героического и трагического. Господство стихотворной формы. Древнегреческая поэзия в переводах В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича.

Теория литературы. Род. Жанр. Канон. Героическое. Трагическое. Эпическая поэма.

Развитие речи. Сообщения о древнегреческом театре и о «вечных» образах древнегреческой литературы.

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Обзор)

Катулл.

Стихотворение «И ненавижу, и люблю...».

Гораций.

Ода «К Мельпомене».

Овидий.

«Метаморфозы» (фрагменты «Филемон и Бавкида», «Пигмалион»).

Марциал.

Эпиграммы «Если сограждан...», «И предатель ты...».

Периодизация римской литературы. Влияние древнегреческой мифологии и литературы. Римское ораторское искусство. Речи Цицерона. Лирика Катулла. Поэма Вергилия «Энеида». Поэзия Горация, Овидия. Басни Федра. Сатирические произведения Петрония, Ювенала, Апулея. Эпиграммы Марциала.

Римская поэзия в русских переводах.

Теория литературы. Эпическая поэма. Идиллия. Эпиграмма.

Развитие речи. Сообщения о «вечных» образах римской литературы.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Средние века как особая эпоха в истории мировой литературы. Система ценностей, сформированная под влиянием христианства. Сословный характер и назидательность средневековой литературы. Народная культура (героический эпос, поэзия, народные баллады). Клерикальная литература. Рыцарская, или куртуазная литература (лирические произведения, романы). Городская литература.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты).

Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Особая магия чисел. Нравственная проблематика поэмы. Тема поиска истины и идеала. Тема страдания и очищения. Образы Данте и Вергилия. Идеальный образ Беатриче. Смысл названия. Данте и русская литература.

Теория литературы. Эпическая поэма. Композиция. Аллегория. Идеал.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов.

Связь с другими видами искусства. Симфоническая поэма П. И. Чайковского «Франческа да Римини».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов. Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской литературы (летописание, духовное красноречие, житие, хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени. Особенности русской литературы XVII века. Образы и мотивы литературы Древней Руси в искусстве и литературе XIX— XX веков.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Время создания памятника. Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Особенности жанра и композиции. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Фольклорная символика. Соединение языческой и христианской образности. Язык и ритм произведения. Переводы и переложения «Слова...».

Теория литературы. Воинская повесть. Лирические и исторические отступления.

Развитие речи. Сопоставительный анализ «Слова...» и описания событий похода князя Игоря, изложенных в Ипатьевской летописи. Сопоставление древнерусского и средневекового эпоса «Песнь о Роланде» (сюжет, композиция, герои, идейное звучание). Анализ эпизода. Сочинение-эссе.

Связь с другими видами искусства. Жизнь «Слова о полку Игореве» в изобразительном (В. М. Васнецов, М. В. Добужинский, В. Г. Перов, В. А. Фаворский, И. И. Голиков и др.) и музыкальном искусстве (опера А. П. Бородина «Князь Игорь»).

Внеклассное чтение. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина» (фрагменты).

РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ

(Практикум)

Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Этапы художественной культуры Возрождения. Происхождение термина «Возрождение». Новая гуманистическая идеология. Интерес к человеку, его физической и духовной природе. Античность как одна из основ художественной культуры Возрождения. Возрождение в Италии, Франции, Испании, Англии. Северное Возрождение.

У. ШЕКСПИР

Слово о поэте.

Трагедия «Гамлет» (фрагменты).

Трагический характер конфликта. Проблемы смысла жизни, долга и чести, нравственного выбора. Гамлет как рефлектирующий герой. Проблема бездеятельности Гамлета. Осознание героем необходимости возмездия и бесчеловечности мести. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра. Художе ственная функция приёма «пьеса в пьесе» («Мышеловка»). Образ Офелии. Смысл финала.

Теория литературы. Трагическое. Проблематика. «Вечные» проблемы. «Вечные» образы.

Развитие речи. Выразительное чтение монолога Гамлета. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии.

Связь с другими видами искусства. Фильм режиссёра Г. М. Козинцева «Гамлет».

Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Отелло».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII—XVIII ВЕКОВ

Эпоха Просвещения в западноевропейской истории и культуре. Термин «Просвещение». Убеждённость в особой роли просвещения, знаний в общественном развитии. Идея «естественного человека». Франция как центр культуры Просвещения. Деятельность энциклопедистов. Литературные направления эпохи (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Просвещение в Германии (И.-В. Гёте, Ф. Шиллер).

И.-В. ГЁТЕ

Слово о поэте.

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Композиция произведения. Роль прологов. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Смысл договора Фауста и Мефистофеля. Жажда познания и деятельности как свойство человеческого духа. Образ Маргариты. Тема любви и красоты. Символический смысл слепоты главного героя. Жанровое своеобразие «Фауста».

Теория литературы. «Бродячий» сюжет. «Вечный» образ.

Трагедия. Пролог.

Развитие речи. Сочинение-эссе о «вечных» темах в литературе.

Внеклассное чтение. О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

ЖАНР ОДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(Обзор)

Пиндар.

«Первая истмийская ода» (фрагменты). Ф. Малерб.

«Ода королеве».

М. В. Ломоносов.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагменты). А. П. Сумароков.

«Ода на суету мира». А. Н. Радищев. «Вольность».

А. С. Пушкин. «Вольность».

В. В. Маяковский.

«Ода революции».

История оды. Жанровые особенности. Ода в нормативной поэтике классицизма. Развитие и переосмысление жанра оды в литературе.

Теория литературы. Ода. Классицизм. «Высокий» стиль.

Архаизмы.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента оды наизусть. Устный ответ на вопрос о соответствии оды классицистическому канону.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, Ф. Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова). Реформа русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке (драматические произведения А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина). Творчество Н. М. Карамзина. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова).

Классицизм в других видах искусства. Мозаики М. В. Ломоносова. Портретная живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого.

Архитектурные ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, Архангельское (Москва); дворцовые и парковые ансамбли Царского Села, Павловска.

Г. Р. ДЕРЖАВИН

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Объявление любви», «Фелица» (фрагменты), «Властителям и судиям», «Памятник».

Своеобразие художественного мира поэзии Державина. Восприятие всего сущего как оправданного свыше. Жизнеутверждающий характер поэзии. Изображение жизни во всём её многообразии. Представления поэта о подлинных жизненных ценностях. Гражданский и нравственный максимализм. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии. Философская проблематика. Особенности державинской сатиры. Традиционное и новаторское в поэзии.

Теория литературы. Классицизм. Ода. Художественный мир. Предметный мир. Философская лирика. Сатира.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений.

Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. «Лебедь», «На птичку», «Евгению. Жизнь Званская».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Исторические события и научные открытия первой половины XIX века и их отражение в литературе. Появление понятия «всемирная литература». Становление национальных литератур, оформление сводов сказаний разных народов. Интерес к универсализации и взаимообогащению, освоению национальной самобытности других народов. Внутренний мир личности и изображение драматических последствий столкновения личности с реальным миром в произведениях романтиков. Романтическая концепция двоемирия. Начало эпохи классического реализма. Исследование реальности в разных аспектах как основной принцип реалистического искусства.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНТИЗМА

(Обзор)

Э. Т. А. Гофман.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (фрагменты).

Дж. Г. Байрон.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты). В. Гюго.

«Девяносто третий год» (фрагменты). Э. А. По.

«Ворон».

Концепция мира и человека в романтическом искусстве. Противопоставление действительности («страшного мира») романтическому идеалу, миру мечты (романтическое двоемирие). Романтический герой. Осознание героем недостижимости идеала (романтическая ирония). Система жанров в литературе романтизма. Особенности романтического стиля. Романтический пейзаж. Психологизм в романтической литературе. Использование формы дневника, исповеди. Фольклорные традиции в искусстве романтизма. Национальное своеобразие немецкого, английского, французского, американского романтизма. Романтизм в живописи (Э. Делакруа, Ф. Рунге и др.), музыке (Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Шопен и др.).

Теория литературы. Романтизм. Романтическое двоемирие. Романтический герой. Романтический пейзаж. Романтическая новелла. Романтическая поэма.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об авторской позиции и способах её выражения. Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира романтического произведения. Рецензия на одно из самостоятельно прочитанных произведений зарубежного романтика. Реферат по творчеству одного из зарубежных романтиков.

Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман. «Кавалер Глюк». А. Шамиссо. «Удивительная история Петера Шлемиля».

Дж. Г. Байрон. «Корсар». В. Скотт. «Айвенго». А. Дюма. «Королева Марго». Ф. Купер. «Последний из могикан».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Русская литература и её связь с национальной историей. Осмысление русской литературой ценностей западноевропейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Зарождение реализма в русской литературе. Национальное самоопределение русской литературы. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века (свобода, нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека, образ «маленького человека»). Литературная жизнь в первой половине XIX века. Литературные общества, кружки, журналы. Роль литературы в формировании русского литературного языка.

В. А. ЖУКОВСКИЙ

Обзор жизни и творчества.

Стихотворение «Невыразимое», элегия «Море».

Основные темы, мотивы и образы поэзии В. А. Жуковского. Своеобразие художественного мира. Традиции сентиментальной литературы в лирике поэта. Лирический герой, его восприятие мира. Темы любви и поэтического вдохновения. Нравственнофилософская проблематика. Своеобразие романтизма Жуковского. Жуковский-переводчик.

Теория литературы. Лирический герой. Романтизм.

Развитие речи. Подбор цитат к сообщению о лирическом герое поэзии Жуковского.

Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Видение».

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум)

Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений В. А. Жуковского и др.).

А. С. ГРИБОЕДОВ

Обзор жизни и творчества.

Комедия «Горе от ума».

История создания и публикации комедии. Прототипы. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Смысл названия и проблема ума в комедии. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Чацкий как необычный «резонёр» и предшественник «странного человека» в русской литературе. Свое образие любовной интриги. Образ Софии и женские образы в комедии. Образ социальной среды. Фамусовское общество, его основные представители. Художественная функция второстепенных и внесценических персонажей. Своеобразие композиции. Особая роль монологов в комедии. Герои-антиподы и герои-двойники. Отсутствие классической развязки. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик героев. Традиции басен И. А. Крылова, вольный стих. Конкретно-историческое и внев ременное в комедии. «Вечные» темы и «вечные» образы. «Горе от ума» на русской сцене.

Комедия «Горе от ума» в критике: И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Теория литературы. Комедия. Конфликт. Главные, второстепенные и внесценические персонажи. Проблематика. Традиции и новаторство. Речевая характеристика персонажа. Вольный стих.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть и анализ одного из монологов Чацкого или Фамусова. Составление речевой характеристики одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос о жанровом своеобразии комедии. Работа над конспектом статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Молчалины».

А. С. ПУШКИН

Биография и творчество.

Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Мадонна», «Бесы», «Осень», «Поэту», «Эхо», «Поэт и толпа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике (ода, сатира, элегия, послание). Основные темы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Поэтические манифесты Пушкина. Лирика Пушкина и романтизм. Философская глубина, религиознонравственные мотивы в поздней лирике. Тема памяти. Проблема нравственного идеала. Реалистическое осмысление действительности. Своеобразие трагизма пушкинского творчества. Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Традиции античной поэзии, классицизма, романтизма и реалистические тенденции в поздней лирике Пушкина. Мотивы и образы пушкинской лирики в русской поэзии.

Теория литературы. Художественный мир. Лирические жанры. Новаторство. Тематика. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Письменный анализ жанрового своеобразия стихотворения. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение по одной из «вечных» тем в лирике А. С. Пушкина.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан», «Каменный гость».

Трагедия «Моцарт и Сальери».

«Вечные» темы в трагедии. Образы Моцарта и Сальери. Своео бразное решение темы творчества. Нравственная проблематика произведения. Образ «чёрного человека». «Моцарт и Сальери» в контексте цикла «маленьких трагедий».

Теория литературы. Трагедия. Новаторство.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос о своеобразии решения «вечных» тем в одной из «маленьких трагедий».

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Скупой», «Каменный гость».

Роман в стихах «Евгений Онегин».

История создания романа, первоначальный замысел и его эволюция. Своеобразие жанра и композиции «свободного романа». Единство эпического и лирического начал. Основные темы лирических отступлений. Сюжетные линии романа. Художественная функция «Отрывков из путешествия Онегина».

Роль эпиграфов, предисловия, писем героев, сна Татьяны. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» автора. Автор и герои романа. Образ читателя. Нравственно-философская проблематика произведения. Темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала. Реализм и энциклопедизм романа. Картины жизни русского общества. «Онегинская строфа». Особенности языка романа, сочетание высокой и низкой лексики.

Роман «Евгений Онегин» в критике: В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина», статьи восьмая, девятая (фрагменты). Ф. М. Достоевский. «Речь о Пушкине».

Теория литературы. Роман в стихах. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. «Онегинская строфа». Эпиграф. Реализм.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из романа. Составление плана устного ответа об особенностях композиции романа в связи с его жанром. Подбор цитат к сочинению по одной из тем пушкинской лирики, получивших развитие в романе. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».

ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

(Практикум)

Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

(Обзор)

К. Н. Батюшков.

«Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е. А. Баратынский.

«Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).

А. А. Дельвиг.

«Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...». Д. В. Давыдов.

«Песня старого гусара», «Гусарский пир». П. А. Вяземский.

«Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».

Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры».

«Вечные» темы в поэзии пушкинской поры.

Теория литературы. Золотой век русской поэзии.

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры.

ЖАНР ЭЛЕГИИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(Обзор)

Т. Грей.

«Сельское кладбище». Н. А. Некрасов.

«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).

История жанра элегии. Античная элегия. Возрождение элегии в поэзии сентиментализма. Характерные черты предромантической и романтической элегии. Традиции элегической поэзии в русской литературе.

Теория литературы. Элегия. Сентиментализм. Романтизм.

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира романтических элегий А. С. Пушкина.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Биография и творчество.

Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть Поэта», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума»,

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Прощай, немытая Россия...», «Родина», «Пророк».

Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тоска по духовной свободе и идеалу. Жажда любви и гармонии. Поэтические манифесты Лермонтова. Лирика Лермонтова и романтизм. Философская глубина и исповедальный характер лермонтовской лирики. Природа и человек. Тема Родины. Пушкинские темы и образы в лирике Лермонтова. Реалистические тенденции в творчестве. Своеобразие лирического героя лермонтовской поэзии. Тема молодости и старости. Образ поэта. Романтическая символика. Мотивы и образы лермонтовской лирики в русской поэзии.

Теория литературы. Художественный мир. Мотив. Исповедь. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение о своеобразии романтической символики в лирике М. Ю. Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени».

Смысл заглавия. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Жанровое своеобразие романа. Особенности повествования. Композиция произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Художественная функция предисловий. Печорин в ряду других героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Приём двойничества. Тема любви и женские образы в романе. Мастерство пейзажных описаний, портретных характеристик. Приёмы психологического изображения. Смысл финала. Черты романтизма и реализма в романе.

Роман «Герой нашего времени» в критике: В. Г. Белинский. «„Герой нашего времени“, сочинение М. Лермонтова» (фрагменты).

Теория литературы. Романтизм. Реализм. Социально-психологический роман. Психологизм. Форма исповеди. Форма дневника. Вершинная композиция. Кольцевая композиция. Психологический портрет. Пейзаж.

Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к сочинению о художественной функции пейзажа в романе. Подготовка вопросов к дискуссии по повести «Фаталист». Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад».

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Практикум)

Обобщение знаний о композиции литературного произведения. Основные части (структура) произведения, их последовательность и принципы соединения. Композиция повествования. Композиция сюжета. Построение системы образов. Ведущий композиционный принцип. Примерный план анализа композиции эпического произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Н. В. ГОГОЛЬ

Биография и творчество.

Повесть «Шинель».

Повесть «Шинель» в контексте цикла «петербургских повестей». Образ Петербурга. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и тема «маленького человека». Конфликт мечты и действительности, человеческого (гуманного) и бюрократического (бездушного). Обобщённый образ «значительного лица». Шинель как образ-символ. Смысл фантастического финала. Гуманистический пафос повести. Авторская позиция и способы её выражения. Роль художественной детали.

Теория литературы. Повесть. Цикл. Тема «маленького человека».

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике повести и об авторской позиции.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Портрет».

Поэма «Мёртвые души» (первый том).

История создания поэмы. Ориентация на традицию западноевропейской прозы и трёхчастную композицию «Божественной комедии» Данте Алигьери. Своеобразие жанра и композиции. Тематика лирических отступлений. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Чичиков в системе образов персонажей. Образы помещиков и чиновников, средства их создания. Художественная функция «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика. Образ Руси. Символическое значение образа дороги. Гоголевская программа духовного возрождения России, авторская интерпретация поэмы в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Художественное своеобразие прозы Гоголя (художественная деталь, приём контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Гоголь и русская литература.

Теория литературы. Замысел и воплощение. Жанровое своео бразие. Поэма. Художественный мир произведения. Сюжет.

Композиция. Лирические отступления. Вставные тексты. Символ. Оксюморон.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента лирического отступления. Подбор цитат по указанной теме. Письменный ответ на вопрос, связанный с проблематикой поэмы. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» (фрагменты), «Авторская исповедь».

АНАЛИЗ ВСТАВНОГО ТЕКСТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

(Практикум)

Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

ЖИЗНЬ ДУШИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

(Обзор)

И. С. Тургенев. «Певцы».

Н. С. Лесков.

«Тупейный художник». Ф. М. Достоевский.

«Бедные люди» (фрагменты).

Пушкинские и гоголевские традиции в изображении русской жизни и русского человека. Тема «маленького человека». Образы правдоискателей, мечтателей, талантливых русских людей.

Поиск незыблемых нравственных ценностей. Приёмы изображения внутреннего мира.

Теория литературы. Традиция. Авторская позиция.

Развитие речи. Письменная работа об особенностях решения «вечной» темы в литературном произведении.

ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Практикум)

Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения. Художественный мир литературного произведения и художественный мир литературного направления. Доминанты художественного мира писателя. Примерный план характеристики художественного мира литературного произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

(Обзор)

Л. Н. Андреев. «Город».

Ф. К. Сологуб.

«Маленький человек». В. В. Набоков.

«Рождество».

Обобщение сведений о традиционных темах, образах и мотивах в русской литературе. Гуманистический пафос произведений русской классики. Проблемы взаимоотношений человека и социальной среды, судьбы человека и его частной жизни. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе XX века.

Теория литературы. Традиция. Проблематика. Тематика.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос об особенностях проблематики (или тематики) литературного произведения.

ТРАДИЦИИ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

(Обзор)

Д. Хармс.

«Елизавета Бам».

Тэффи.

«Взамен политики». А. Т. Аверченко. «Корибу».









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем, разделов


Кол-во часов

1

Художественный мир литературного произведения, направление.

1

2

Античная литература.

1

3

Древнегреческая литература

2

4

Римская литература

1

5

Литература Средних веков.

2

6

Древнерусская литература.

5

7

Литература эпохи Возрождения

2

8

Зарубежная литература XVII-XVIII веков

2

9

Жанр оды в мировой литературе

2

10

Русская литература XVIII века

2

11

Зарубежная литература первой половины XIX века

3

12

Русская литература первой половины XIX века.

59

12.1

В.А.Жуковский

4

12.2

А.С.Грибоедов

9

12.3

А.С.Пушкин

17

12.4

Поэты пушкинской поры

2

12.5

Жанр элегии в мировой литературе

1

12.6

М.Ю.Лермонтов.

12

12.7

Н.В.Гоголь.

12

12.8

Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины XIX века

2

13

Русская литература XX века.

2

14

Традиции смеховой культуры в русской литературе

1

Всего

85





























п/п

Наименование тем

Часы

Развитие речи

1

Художественный мир литературного произведения, направление.

1


2

Античная литература.

1


3

Древнегреческая литература

2

1

4

Римская литература

1


5

Литература Средних веков.

2


6

Древнерусская литература.

5


7

Литература эпохи Возрождения

2


8

Зарубежная литература XVII-XVIII веков

2


9

Жанр оды в мировой литературе

2


10

Русская литература XVIII века

2


11

Зарубежная литература первой половины XIX века

3


12

Русская литература первой половины XIX века.

59

4

12.1

В.А.Жуковский

4


12.2

А.С.Грибоедов

9

1

12.3

А.С.Пушкин

17

1

12.4

Поэты пушкинской поры

2


12.5

Жанр элегии в мировой литературе

1


12.6

М.Ю.Лермонтов.

12

1

12.7

Н.В.Гоголь.

12

1

12.8

Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины XIX века

2


13

Русская литература XX века.

2


14

Традиции смеховой культуры в русской литературе

1


Всего


85

5



ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Перечень работ по развитию речи


№ п/п

Тема

Кол-во

часов

9 класс

1

Р/р Сочинение по «Слову о полку Игореве»

1

2

Р/р Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Язык комедии.

1

3

Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

4

Р/р Творческая работа по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

5

Р/р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1


Всего

5






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов и

тем урока

Дата урока

(план)

Дата урока

(факт)

1

1

Художественный мир литературной эпохи, направления.

02.09-06.09


Античная литература (1 час)

2

1

Античная литература. Общая характеристика.

02.09-06.09


Древнегреческая литература (2 часа)

3

1

Древнегреческая литература. Анакреонт (Анакреон). «Сединой виски покрылись, голова вся побелела…».

02.09-06.09


4

2

Эсхил. «Прометей прикованный» (фрагмент).

09.09-13.09


Римская литература (1 час)

5

1

Римская литература. Квинт Гораций Флакк

«К мельпомене». Публий Овидий Назон «Метаморфозы. Книга восьмая» (фрагмент)

09.09-13.09


Литература средних веков (2 часа)

6

1

Литература средних веков и Данте Алигьери

09.09-13.09


7

2

Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты).Смысл комедии.

16.09-20.09


Древнерусская литература (5 часов)

8

1

Своеобразии литература Древней Руси.

16.09-20.09


9

2

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Историческая основа, сюжет и композиция «Слова…».

16.09-20.09


10

3

Поэтическое искусство автора в «Слове…». Образы русских князей в «Слове о полку Игореве».

23.09-27.09


11

4

Р/р Сочинение по «Слову о полку Игореве»

23.09-27.09


12

5

ПРАКТИКУМ. Работа над рефератом на литературную тему

23.09-27.09


Литература эпохи Возрождения (2 часа)

13

1

Гуманисты эпохи Возрождения.

30.09-4.10


14

2

Трагедия У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» (фрагменты).Образ Гамлета.

30.09-4.10


Зарубежная литература XVII-XVIII веков (2 часа)

15

1

Направления в зарубежной литературе XVII-XVIII веков

07.10-11.10


16

2

И. В. Гете. Фауст (фрагменты).Образ Фауста.

07.10-11.10


Жанр оды в мировой литературе (2 часа)

17

1

Пиндар «Первая истмийская ода» и Ф.Малерб «Ода королеве».

14.10-18.10


18

2

Ода в русской поэзии.

14.10-18.10


Русская литература XVIII века (2 часа)

19

1

Своеобразие русской литературы ХVIII века.

Классицизм как литературное направление.

21.10-25.10


20

2

Поэзия Г.Р.Державина. «Объявление любви», «Фелица». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник».

21.10-25.10


Зарубежная литература первой половины XIX века (3 часа)

21

1

Художественный мир романтизма. Погружение в эпоху. Романтизм как литературное направление. Э.Т.А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (фрагменты).

05.11-08.11


22

2

Дж. Г.Н. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагмент).

05.11-08.11


23

3

Э.А. По. «Ворон».

11.11-15.11


Русская литература первой половины XIX века (59 часов)

В.А. Жуковский (4 часа)

24

1

Золотой век русской литературы (обзор). Своеобразие русской литературы первой половины XIX века. Русский романтизм.

11.11-15.11


25

2

В.А. Жуковский. Художественный мир поэзии В.Жуковского. Стихотворение «Невыразимое».

18.11-22.11


26

3

Психологизм поэзии Жуковского. Элегия «Море». Жуковский-переводчик.

18.11-22.11


27

4

ПРАКТИКУМ. Комплексный анализ лирического стихотворения.

18.11-22.11


А.С. Грибоедов (9 часов)

28

1

А.С. Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия

«Горе от ума». Художественный мир комедии.

26.11-29.11


29

2

Основной конфликт и развитие действия в комедии «Горе от ума».

26.11-29.11


30

3

Этапы развития действия и кульминация, их своеобразие.

02.12-06.12


31

4

«Век нынешний и век минувший». Нравственные идеалы фамусовского общества. Образ А. Фамусова

02.12-06.12


32

5

Своеобразие жанра «Горя от ума». Образ Чацкого.

02.12-06.12


33

6

Образы Софьи, Молчалина. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии.

09.12-13.12


34

7

Особая роль монологов в комедии. Проблема человека и среды.

09.12-13.12


35

8

Особенности финала и смысл названия комедии. Проблема ума, глупости и безумия.

16.12-20.12


36

9

Р/р Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Язык комедии.

16.12-20.12


А.С. Пушкин (17 часов)

37

1

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина. «К Чаадаеву»

16.12-20.12


38

2

Основные мотивы лирики поэта. Эволюция темы свободы в лирике А.С.Пушкина. «Деревня», «К морю».

23.12-27.12


39

3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Поэт» и другие.

23.12-27.12


40

4

Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…», «На холмах грузи…» и другие.

13.01-17.01


41

5

Тема памяти в лирике А.С.Пушкина. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», «…Вновь я посетил..»

13.01-17.01


42

6

Р/р Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащихся).

13.01-17.01


43

7

А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

20.01-24.01


44

8

«Онегинская строфа». Сюжет и композиция романа в стихах «Евгений Онегин».

20.01-24.01


45

9

Реализм пушкинского романа в стихах.

27.01-31.01


46

10

Русское общество в романе «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское общество.

27.01-31.01


47

11

Анализ пятой главы романа «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.

27.01-31.01


48

12

Идейно - композиционная роль дуэли. Онегин и Ленский.

03.02-07.02


49

13

Анализ седьмой главы романа. Тема любви в романе «Евгений Онегин».

03.02-07.02


50

14

Смысл финала и нравственная проблематика романа. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин». Образ автора.

10.02-14.02


51

15

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Роман А.С. Пушкина в русской критике.

10.02-14.02


52

16

Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

10.02-14.02


53

17

ПРАКТИКУМ. Лирические отступления в эпическом произведении.

17.02-21.02


Поэты пушкинской поры (2 часа)

54

1

Стихотворения К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского.

17.02-21.02


55

2

Стихотворения П.А.Вяземского и Д.В.Давыдова.

24.02-28.02


Жанр элегии в мировой литературе (1 час)

56

1

Т. Грей. «Сельское кладбище». Н.А. Некрасов. «Элегия».

24.02-28.02


М.Ю. Лермонтов (12 часов)

57

1

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.

24.02-28.02


58

2

Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. «Смерть Поэта»

02.03-06.03


59

3

Тема молодости и старости. «Дума»

Философская лирика.

02.03-06.03


60

4

Тема Родины в лирике Лермонтова. «Родина» и другие.

09.03-13.03


61

5

Тема поэта и поэзии. Тема одиночества и гордого протеста в лирике. «Поэт», «Пророк».

09.03-13.03


62

6

«Герой нашего времени». История создания, сюжет, композиция и жанр романа. Повесть «Бэла».

09.03-13.03


63

7

Повесть «Максим Максимыч» и «Тамань» . Авторская позиция в романе.

16.03-20.03


64

8

Повесть «Княжна Мери». Тема любви в романе.

16.03-20.03


65

9

Повесть «Фаталист».Нравственная проблематика романа.

30.03-03.04


66

10

Печорин как представитель «портрета поколения».

30.03-03.04


67

11

Р/р Творческая работа по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

30.03-03.04


68

12

ПРАКТИКУМ. Композиция литературного произведения.

06.04-10.04


Н.В. Гоголь (12 часов)

69

1

Н.В. Гоголь. Биография и творчества.

06.04-10.04


70

2

Повесть «Шинель». Тема «маленького человека» в прозе Н.В.Гоголя.

13.04-17.04


71

3

Поэма «Мёртвые души». Сюжет и композиция. История замысла и жанровое своеобразие.

13.04-17.04


72

4

Художественный мир поэмы. Изображение жизни губернского города.

13.04-17.04


73

5

Образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.

20.04-24.04


74

6

Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы поэмы.

20.04-24.04


75

7

Идейно-композиционная роль «Повести о капитане Копейкине».

27.04-01.05


76

8

Образ Чичикова.

27.04-01.05


77

9

Тема народа и Родины в поэме «Мёртвые души».

27.04-01.05


78

10

Образ автора и образ Руси в поэме «Мёртвые души».

04.05-08.05


79

11

Р/р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

04.05-08.05


80

12

ПРАКТИКУМ. Анализ вставного текста в эпическом произведении.

11.05-15.05


Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века (2 часа)

81

1

И.С. Тургенев. «Певцы».

11.05-15.05


82

2

Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (фрагменты). Поиск незыблемых нравственных ценностей в романе

11.05-15.05


Русская литература XX века (2 часа)

Гуманистическая традиция в русской литературе XX века

83

1

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. Л.Н. Андреев «Город».

18.05-25.05


84

2

В.В. Набоков «Рождество».

18.05-25.05


Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века (1 час)

85

1

А.Т. Аверченко «Корибу». Н.А. Тэффи «Взамен политики».

18.05-25.05





РАССМОТРЕНО

На заседания ШМО

учителей гуманитарных наук

и художественно-эстетического цикла

Протокол № 1 от «30 » августа 2019 г.