СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7-го класса. 2021-2022 г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7-го класса. 2021-2022 г.»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса МБОУ УМСОШ разработана на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;


Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Рабочая программа реализуется на основе учебника «Литература. 7 класс» в 2 частях, авторы В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под редакцией В.Я. Коровиной.

Цель курса:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В программу добавлен национально-региональный компонент в количестве 7 часов. Введение национально-регионального компонента в программу по литературе предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ УМСОШ на изучение учебного предмета «Литература» в 7-м классе отводится 2 часа в неделю/68 часов в год.


Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы по литературе в 7-х классах нацелена на достижение трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения программы по литературе являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения программы по литературе являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Выпускник научится:

  • характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему, определять тематику произведений классицизма;

  • иметь представление о фантастическом, об автобиографическом произведении, о психологизме повествования, о реализме как художественном методе;

  • характеризовать особенности эпоса, лирики и драмы как родов литературы;

  • иметь представление о мистическом и иррациональном;

  • сопоставлять историческое (или биографическое) протособытие и его художественное воплощение в литературном произведении;

  • различать понятия «автор», «повествователь», «рассказчик»;

  • выявлять авторское отношение и авторскую позицию в произведении;

  • иметь представление о стилизации, о пародии;

  • различать жанры эпопеи как повествовательной поэмы; былины, песни, обрядовой поэзии, жития, наставления, поучения, путешествия, поэмы, оды, стихотворения в прозе, драмы, сонета, хокку как жанра лирики;

  • иметь представление об особенностях драмы как рода литературы, о способах выражения авторского отношения в драме, о конфликте в драме;

  • анализировать конфликт драматического произведения по плану;

  • сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи;

  • характеризовать повесть, рассказ, новеллу, роман, рыцарский роман как эпические жанры;

  • различать социальные, нравственные, психологические, философские проблемы произведения, определять проблематику произведения;

  • самостоятельно определять тему, проблему, идею;

  • иметь представление об авторской позиции и способах ее выражения;

  • определять авторскую позицию в художественном произведении;

  • определять способы выражения авторской позиции в драме;

  • находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении;

  • характеризовать портрет (развернутый и краткий), интерьер (объективный и субъективный), пейзаж;

  • самостоятельно анализировать эпизод и объяснять его место и роль в художественном произведении;

  • сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выработанным критериям;

  • иметь представление о литературном характере;

  • характеризовать главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев;

  • характеризовать персонажа в эпическом произведении, используя основные способы характеристики;

  • иметь представление о романтическом герое, о лирическом герое стихотворения, о сатирическом герое и способах создания сатирического типа;

  • характеризовать образ персонажа в драме;

  • иметь представление о внутреннем монологе как средстве характеристики героя;

  • сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по самостоятельно выработанным критериям;

  • иметь представление о романтическом пейзаже;

  • иметь представление о символе как разновидности тропа;

  • сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции самостоятельно;

  • сопоставлять переводы одного произведения самостоятельно;

  • самостоятельно объяснять роль использованного автором приема антитезы в художественном произведении;

  • различать виды комического: юмор, иронию, сатиру и способы создания комического;

  • находить и использовать в урочной и внеурочной деятельности историко-краеведческий материал.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять авторскую позицию в художественном произведении и способы ее выражения;

  • различать понятия «автор», «повествователь», «рассказчик», объяснять особенности повествовательной организации художественного произведения;

  • характеризовать элементы композиции: отклонение от фабулы, внесюжетные элементы, ретроспективу как композиционный прием;

  • понимать особенности сатиры, гротеска, сарказма, находить разные виды комического в произведении, объяснять их роль в тексте;

  • составлять продуктивные вопросы, в том числе проблемные, для анализа текста (текстов), организации дискуссии, дебатов.


Содержание учебного предмета

Модуль 1. Устное народное творчество

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Модуль 2. Древнерусская литература

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Летопись (развитие представлений).

Модуль 3. Русская литература XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Модуль 4. Русская литература XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Баллада (развитие понятия). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения). Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Гротеск.

Лев Николаевич Толстой. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова (для чтения и обсуждения). Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский, «Приход весны»; И. Бунин, «Родина»; А.К. Толстой, «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Модуль 5. Русская литература XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»). Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и других. Ритмы и образы военной лирики. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский, «Доченьки»; И. Гофф, «Русское поле»; Окуджава, «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Модуль 6. Зарубежная литература

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон, «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра.

Тематическое планирование

Тематическое планирование по литературе для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО через изучение литературы:

  • развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека;

  • развитие ценностных отношений к природе, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • развитие ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение и музыка, искусство и театр, творческое самовыражение;

  • развитие ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения;

  • развитие ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.



п/п

Модуль

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

6

3

Древнерусская литература

1

4

Русская литература XVIII века

2

5

Русская литература XIX века

24

6

Русская литература XX века

23

7

Зарубежная литература

11


Всего за учебный год

68


Календарно-тематическое планирование.

№ урока в году

№ урока по теме, разделу


Тема урока

Дата

план

факт

Введение (1ч)

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.



Устное народное творчество (6ч)

2

1

Предания.



3

2

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».



4

3

Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Садко».



5

4

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.



6

5

«Песнь о Роланде» (фрагменты).



7

6

Пословицы и поговорки.



Древнерусская литература (1ч)

8

1

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».



Из русской литературы XVIII века (2ч)

М.В. Ломоносов (1ч)

9

1

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).



Г.Р. Державин (1ч)

10

1

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».



Из русской литературы XIX века (24ч)

А.С. Пушкин (6ч)

11

1

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).



12

2

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).



13

3

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».



14

4

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.



15

5

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».



16

6

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои.



М.Ю. Лермонтов (2ч)

17

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.



18

2

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».



Н.В. Гоголь (3ч)

19

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.



20

2

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.



21

3

Р.Р. Проверочная работа №1 Сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».



И.С. Тургенев (2ч)

22

1

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Поэтика рассказа.



23

2

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».



Н.А. Некрасов (2ч)

24

1

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».



25

2

Н..А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда и другие стихотворения».



А.К. Толстой (1ч)

26

1

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады.



М.Е. Салтыков-Щедрин (1ч)

27

1

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».



Л.Н. Толстой (2ч)

28

1

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.



29

2

К.Р. Контрольная работа №1 Тестирование за 1 полугодие.



А.П. Чехов (3ч)

30

1

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.



31

2

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.



32

3

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»



Стихотворения о родной природе. (2ч)

33

1

Стихотворения о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».



34

2

Проверочная работа №2. Художественный анализ стихотворений.



Произведения писателей XX века (23ч)

И.А. Бунин (1ч)

35

1

И.А. Бунин. «Цифры».



М. Горький (2ч)

36

1

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные и светлые стороны жизни.



37

2

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).



Л.Н. Андреев (1ч)

38

1

Л.Н. Андреев «Кусака».



В.В. Маяковский (2ч)

39

1

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».



40

2

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».



А.П. Платонов (3ч)

41

1

А.П. Платонов. «Юшка».



42

2

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».



43

3

Р.Р. Проверочная работа №3 Сочинение №2 по произведениям писателей XX века.



Б.Л. Пастернак (1ч)

44

1

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».



А.Т. Твардовский (1ч)

45

1

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».



46

1

Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, Е.М. Винокурова.



Ф.А. Абрамов (1ч)

47

1

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».



Е.И. Носов (2ч)

48

1

Е.И. Носов. «Кукла».



49

2

Е.И. Носов. «Живое пламя».



Ю.П. Казаков (1ч)

50

1

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».



Д.С. Лихачёв (1ч)

51

1

Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы).



М.М. Зощенко (1ч)

52

1

М.М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы.



Стихи и песни поэтов ХХ века. (5ч)

53

1

Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.



54

2

Проверочная работа №4. Художественный анализ стихотворений.



55

1

Песни на слова русских поэтов XX века.



56

1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».



57

1

К.Р. Контрольная работа №1 Тестирование за год.



Зарубежная литература (11ч)

58

1

Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения.



59

2

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…».



60

3

Японские хокку (трёхстишия)



61

4

О. Генри. «Дары волхвов».



62

5

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы».



63

1

Детективная литература.



64

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.



65

2

Итоговая беседа о прочитанных за год произведениях.



66-68

1-3

Резервные уроки




Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет/курс ___литература____

Класс __7____________

Учитель__Рябовол Е.Г._______


2021-2022 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано