Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №54
с. Новый Егорлык имени Е.И. Игнатенко.
Рассмотрена на заседании МО начальных классов пр.№ 1 от 25.08.2022 г руководитель МО______________ (Шиянова Н.С.) Согласована Утверждена | Согласована зам. директора по УВР __________________ (Краснокутская Н.И.) | Утверждена приказом № 145 от 31.08.2022 г. директор МБОУООШ №54 с. Новый Егорлык имени Е. И. Игнатенко _____________ (Демченко Н.И.) |
| Рассмотрена на заседании педсовета протокол № 1 от 29.08.2022 г. | |
Рабочая программа
по литературному чтению на родном языке (русском)
для 3 класса
на 2022 – 2023 уч.г.
Учитель: Солодовникова Н. В.
1. Пояснительная записка
Изучение курса литературного чтения на русском родном языке направлено на достижение следующих
целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности,
отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение.
Настоящая рабочая программа разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ №54 с.Новый Егорлык имени Е.И.Игнатенко, на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций «Литературное чтение на родном русском языке», Москва «Просвещение 2021»
Описание места предмета в учебном плане.
На изучение литературного чтения на родном языке(русском) в начальной школе в 3 классе отводится 34 часа. (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом МБОУ ООШ №54 с.Новый Егорлык имени Е.И.Игнатенко на 2022-2023 учебный год, в соответствии с расписанием учебных занятий и государственными праздниками данная рабочая программа составлена на 34 часа.
I четверть-8 часов
II четверть-8 часов
III четверть-11 часов
IV четверть – 7 часов
Итого- 34 часа
Раздел 2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Учащиеся 3 класса научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно;
- читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- делить несложный текст на части;
- составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста;
- находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей;
- размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики;
- давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки;
- обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку;
- участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:
- выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение;
- читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т.д. (с помощью учителя);
- распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Раздел 3.Содержание учебного предмета
МИР ДЕТСТВА (19 часов)
Я и книги (5 часов )
Пишут не умом, а пером
В.И. Воробьев «Мой Дневник»
И. Краева «Письмописательное искусство»
В.П. Крапивин «День рождения»
Т. В. Толстая «Детство Лермонтова»
Я взрослею (6 часов)
Жизнь дана на добрые дела
Л.Л.Яхнин «Последняя рубашка»
Ю.А.Буковский «О доброте – злой и доброй
Живи по совести
П.В. Засодимский «Гришина милостыня»
Н.Г.Волкова «Дреби-Дон»
В.Н. Крупин «Сушеная малина»
Пословицы
В дружной семье и в холод и тепло (4 часа)
В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках»
А.Л. Решетов «Зернышки спелых яблок»
О. Ф. Кургузов «Душа на распашку»
Я фантазирую и мечтаю (4 часа)
В. П. Крапивин «Зеленая грива»
Л. К. Чуковская «Памяти детства. Мой отец- Корней Чуковский»
В. П. Крапивин «Что такое стихия»
Г.А. Скребицкий «Чему научила сказка»
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 14 часов)
Люди земли Русской (6 часов)
Н. М. Коняев «Правнуки богатырей»
Л. М. Демин «Рассказывает бывалый человек»
В. А. Бахревский «Семен Дежнев»
О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор»
М. В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве»
А. Н. Майков «Ломоносов»
От праздника к празднику (4 часа)
Всякая душа празднику рада
В. А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Е. В. Григорьева «Радость»
А. А. Коринфский «Христославы»
А. Н. Майков «Христос Воскрес!»
А. И. Куприн «Пасхальные колокола»
Саша Черный «Пасхальный визит»
К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных»
О родной природе (4 часа)
Неразгаданная тайна – в чащах леса
И.С.Никитин «Лес»
К.Г. Паустовский «Клад»
Течет, течет – не вытечет
Загадки
М.М Пришвин «Река»
В.П.Астафьев «Ночь темная-темная»
В.Г. Распутин «Горные речки»
Шел седой старик туман
И.П. Токмакова «Туман»
В. П. Аставьев «Зорькина песня»
Подведение итогов (1 час)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание).Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащего речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Уметь задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Плавное осмысленное чтение целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличения скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передачи их с помощью интонирования.
Чтение «про себя». Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, просмотровое, выборочное. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-познавательном – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос:«Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значения слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя, Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно- художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение. Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос:«Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзыв о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков детской литературы. Книги художественные, научно - популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения с детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, авторские сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи).
Основные темы детского чтения: русский фольклор, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте и практическое различение средств художественной выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, звукописи (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность учащихся. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование, выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове(с помощью учителя).
Раздел 4. Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Кол-во часов | Предметные результаты освоения раздела | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 | Я и книги | 5 часов | Научится: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. | Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. |
2. | Я взрослею | 6 часов | Научится: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план. |
3. | В дружной семье и в холод тепло | 4 часа | Научится: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения. |
4. | Я фантазирую и мечтаю | 4 часа | Научится: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему |
5. | Люди земли русской | 6 часов | Научится: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения. |
6. | От праздника к празднику | 4 часа | Научится: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. | |
7. | О родной природе | 4 часа | Научится: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. |
8. | Подведение итогов | 1 час | |
| Всего: | 34 часа | |
Раздел 5.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
МИР ДЕТСТВА (19 ч) Я и книги (5 ч) |
1 | 1 четв.05.09 | В. И. Воробьев «Мой дневник» | 1 |
2 3 | 12.09 19.09 | И. Краева «Письмописательское искусство» | 2 |
4 | 26.09 | В. П. Крапивин «День рождения» | 1 |
5 | 03.10 | Т. В. Толстая «Детство Лермонтова» | 1 |
Я взрослею (6 часов) |
6 | 10.10 | Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка» | 1 |
7 | 17.10 | Ю. А. Буковский «О Доброте- злой и доброй» | 1 |
8 | 24.10 | П. В. Засодимский «Гришина милостыня» | 1 |
9 10 | 2 четв. 07.11 14.11 | Н. Г. Волкова «Дреби – Дон» | 2 |
11 | 21.11 | В. Н. Крупин « Сушенная малина». Пословицы. | 1 |
В дружной семье и в холод тепло (4 часа) |
12 13 | 28.11 05.12 | В. М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» | 2 |
14 | 12.12 | А. Л. Решетов «Зернышки спелых яблок» | 1 |
15 | 19.12 | О. Ф. Кургузов «Душа на распашку» | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (4 часа) |
16 | 26.12 | В. П. Крапивин «Зеленая грива» | 1 |
17 | 3 четв.09.01 | Л. К. Чуковская «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский» | 1 |
18 | 16.01 | В. П. Крапивин «Что такое стихия» | 1 |
19 | 23.01 | Г. А. Скребицкий «Чему научила сказка» | 1 |
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (14 часов) Люди земли Русской (6 часов) |
20 | 30.01 | Н. М. Коняев «Правнуки богатырей» | 1 |
21 | 06.02 | М. Демин «Рассказывает бывалый человек» | 1 |
22 | 13.02 | В. А. Бахревский «Семен Дежнев» | 1 |
23 | 20.02 | О. М. Гурьян «Мальчик из Холмагор» | 1 |
24 | 27.02 | М. В. Ломаносов «Вечернее размышление о Божием величестве» | 1 |
25 | 06.03 | А. Н. Майков «Ломаносов» | 1 |
От праздника к празднику (4 часа) |
26 | 13.03 | В. А. Никифоров- Волгин «Серебряная метель» | 1 |
27 | 20.03 | Е. В. Григорьева «Радость» А. А. Коринфский «Христославы» | 1 |
28 | 4 четв.03.04 | А.Н. Майков «Христос Воскре!» А. И. Куприн «Пасхальные колокола» | 1 |
29 | 10.04 | Саша Черный «Пасхальный визит» К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных» | 1 |
О родной природе (4 часа) |
30 | 17.04 | И. С. Никитин «Лес» К. Г. Паустовский «Клад» | 1 |
31 | 24.04 | Загадки. М. М. Пришвин «Река» | 1 |
32 | 15.05 | В. П. Астафьев «Ночь темная-темная» В.Г. Распутин «Горные речки» | 1 |
33 | 22.05 | И. П. Токмакова «Туман» В. П. Астафьев «Зорькина песня» | 1 |
34 | 29.05 | Подведение итогов | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия |
Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Литературное чтение на родном русском языке» 3 класс Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. |
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных классов |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |