Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15
с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ /Ахметова З.В../ Протокол № _____ от « » августа 2020 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ /Бахарева Е.А../ Протокол № ____ МС от« » августа 2020 года | «Утверждаю» Директор _________ / Иванова Е.И. / Приказ № _____ от « » августа 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ»,
базовый уровень
3в класс, базовый уровень
Аюшевой Д.Х., учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
« » августа 2020 года
2020 – 20201 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373); 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15); 3. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Ф. Климановой, Л.А.Виноградской, В. Г. Горецкого. – М.: Просвещение. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329, приказ Минпросвещения России №354 от 28.12.2018): Литературное чтение 3 класс. Учебник в 2 частях под редакцией Л. Ф. Климановой, Л.А. Виноградской В. Г. Горецкого,. М.: Просвещение, 2012 Учебный предмет «Литературное чтение» относится к гуманитарной области учебного плана. Литературное чтение в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. Программой отводится на изучение литературного чтения 381 час, которые распределены по классам следующим образом: Класс | Кол-во часов по учебному плану | Итого в год | Уровень изучения | 1 | 2 | 66 | базовый | 2 | 3 | 105 | базовый | 3 | 3 | 105 | базовый | 4 | 3 | 105 | базовый | Итого | 381 | | Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования(базовый уровень) Личностные: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. Осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
|
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать • вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде); • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию; • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного); • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт. | • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • ·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • выделять не только главную, но и избыточную информацию; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования. |
Круг детского чтения |
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; • писать отзыв о прочитанной книге; • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой. |
Литературоведческая пропедевтика |
• сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). | • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). |
Творческая деятельность |
• читать по ролям литературное произведение; • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи. | • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя). |
Содержание изучения
учебного предмета «Литературное чтение»
на уровне начального общего образования (базовый уровень)
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, уда рений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста повествования, текста описания, текста рассуждения; создание собственных мини сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно выразительные средства языка художественного произведения, научно популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно следственные связи в художественном, учебном и научно популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником раз личного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художествен ной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Тематическое планирование, 3 класс
Основное содержание по темам |
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению. |
Чтение Чтение вслух. Плавное осмысленное правильное чтение целыми словами слух(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего, темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя(доступных по объёму и жанру произведений).Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное).Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. |
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно популярном—и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов. |
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы к книги:содержаниеилиоглавление,титульныйлист,иллюстрации.Видыинформациивкниге:научная,художественная(сопоройнавнешниепоказателикниги,еёсправочно-иллюстративныйматериал). Типы книг (изданий):книга произведение, книга сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. |
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов(на примере народов России).Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики(по вопросам учителя),рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет и характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выбор очный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, виде вопросов, ввиде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). |
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста(передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд ,библейских рассказов (по отрывкам или не большим текстам). 3накомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). |
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, неперебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту).Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях вне учебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. |
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка(синонимы, антонимы, сравнения), рассказ на заданную тему, отзыв. |
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик),сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения(ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения(различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки)—узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная(авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. |
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация ;устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные формы контроля и оценки:
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90-100 слов в минуту (на конец года);
-умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
-безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если выполнено не менее 50% объёма работы;
«4» - если выполнено не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Контрольная проверка навыка чтения проводится один раз в триместр (не считая стартовой) у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: -правильность, осознанность, выразительность.
Время выполнения: 40 минут
Критерии оценивания:
Оценка "5" ставится, если выполнены все 3 требования.
Оценка "4" ставится, если не выполнено одно из требований.
Оценка "3" ставится, не выполнено два требования.
Оценка "2" ставится, если не выполнены три требования
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Приложение 1
Учебно – тематический план учебного предмета «Литературное чтение»,
3 класс, 3 часа в неделю, базовый уровень
№ | Разделы программы | Распределение часов |
1 | Книги мои друзья. | 3 |
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 9 |
3 | Волшебная сказка. | 13 |
4 | Люби всё живое. | 10 |
5 | Картины русской природы. | 7 |
6 | Великие русские писатели. | 15 |
7 | Литературная сказка. | 15 |
8 | Картины родной природы. | 33 |
| Итого: | 105 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
на уровне основного общего образования(базовый уровень),
3 класс, 3 часа в неделю
п/п кол-во часов | Тема урока | Дата проведения/ Примечание |
Книги – мои друзья | план – 3 ч факт - |
1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | |
2 | Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | |
3 | Пословицы разных народов о человеке и его делах | |
Жизнь дана на добрые дела | план - 9 ч факт - |
4 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. Характеристика героя | |
5 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. Характеристика героя | |
6 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | |
7 | Л. Каминский. Сочинение. Отзыв на книгу. | |
8 | М.Зощенко «Через тридцать лет» | |
9 | Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. Н.Носов «Трудная задача» | |
10 - 11 | «Наш театр». В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» | |
12 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | |
Волшебная сказка. | план - 13ч факт - |
13 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый волк. Особенности волшебной сказки | |
14 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый волк. Характеристика героя. | |
15 | В. Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. Рассказ по картине | |
16 | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки | |
17 - 18 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки. | |
19 | Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог | |
20 - 21 | Русская сказка. Морозко. | |
22 - 23 | Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | |
24 – 25 | Наш театр. Русская сказка « По щучьему велению | |
Люби все живое | план – 10 ч факт - |
26 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы | |
27 | К.Паустовский «Барсучий нос» | |
28 | Весёлые стихи для детей. Характер героя в поэтическом тексте. | |
29 | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки | |
30 | О. Полонский «Муравьиное царство» | |
31 | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе | |
32 | Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». Особенности героя художественного текста. | |
33 | Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев. | |
34 | Наш театр. М. Горький «Воробьишко» | |
35 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | |
Картины русской природы | план – 7 ч факт - |
36 | И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине | |
37 | Славная осень. Н.Некрасов. Сравнение, олицетворение, контраст | |
38 | Настроение стихотворения. Сравнение произведений литературы и живописи. | |
39 | И. Бунин «Первый снег». Рассказ по картине «Ранний снег». | |
40 | Средства художественной выразительности для создания образа снежинки | |
41 | «Картины русской природы» - сравнение природы разных времен года. | |
42 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | |
Великие русские писатели | план – 15 ч факт - |
43 | Сравнение произведений литературы и живописи «Зимнее утро» (А. С. Пушкин, И. Грабарь) | |
44 | Сравнение произведений литературы и живописи «Зимний вечер» (А. С. Пушкин, Ю. Клевер) | |
45 | В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение. | |
46 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нравственный смысл литературной сказки. | |
47 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности сюжета. | |
48 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности языка литературной сказки | |
49 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, их сходство и различия. | |
50 | Сказки А. С. Пушкина. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. пушкина | |
51 | Басни И. А. Крылова. | |
52 | Л. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. | |
53 | Л. Толстой «Лебеди», «Акула». Смысл названия. Составление плана. | |
54 | Мы идем в библиотеку. Книги великих русских писателей. | |
55 | Л. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра | |
56 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | |
57 | Мое мнение на тему «Великие русские писатели». | |
Литературная сказка | план 15 ч факт - |
58 | В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки | |
59 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой Морозко» | |
60 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение героев | |
61 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». | |
62 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения | |
63 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Поступки героев. | |
64 | Переводная литература для детей. Б. Заходер «Вини-Пух» | |
65 | Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы | |
66 | Р. Киплинг. «Маугли». Герои произведения | |
67 | Р. Киплинг. «Маугли». Законы джунглей. | |
68 | Дж. Родари. «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы | |
69 | Дж. Родари. «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки | |
70 | Мы идем в библиотеку. Литературные сказки | |
71 | Наш театр. С. Михалков. «Упрямый козленок» | |
72 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | |
Картины родной природы | план - 30 ч факт - |
73 | Б. Заходер «Что такое стихи? | |
74 | И. Соколов-Микитов. «Март в лесу» Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» | |
75 | И. Соколов-Микитов. «Март в лесу» Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» | |
76 | А.Майков «Весна» Прием контраста в изображении зимы и весны | |
77 | С. Есенин «С добрым утром!». | |
78 | Ф. Тютчев. «Весенняя гроза» | |
79 | А.Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Рассказ по картине. Авторское отношение к изображаемому | |
80 | Стихотворения об одуванчике. Сравнение поэтического и прозаического текстов | |
81 | М.Пришвин «Золотой луг» | |
82 | Отношение поэта к цветам, как к живым существам. А. Толстой «Колокольчики». | |
83 | А.Рылов. Зеленый шум. Рассказ по картине. Авторское отношение к изображаемому | |
84 | С.Черный «Летом» | |
85 | Ф.Тютчев «В небе тают облака». | |
86 | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. | |
87 | Г.Юдин «Поэты». | |
88 | Г.Юдин «Поэты». | |
89 | Я.Аким «Как я написал первое стихотворение» | |
90 | Я.Аким «Как я написал первое стихотворение» | |
90 | Повторение по теме «Книги – мои друзья» | |
91 | Повторение по теме «Жизнь дана на добрые дела». Мои добрые дела. | |
92 | Повторение по теме «Волшебная сказка». | |
93 | Повторение по теме «Люби все живое» | |
94 | Повторение по теме «Картины русской природы». Моя любимая картина. | |
95 | «Праздник читательских удовольствий». Любимый рассказ. | |
96 | Повторение по теме «Великие русские писатели». | |
97 | Повторение по теме «Литературные сказки». | |
98 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | |
99 | Работа над ошибками. Повторение. | |
100 | Повторение по теме «Картины родной природы». | |
101 - 104 | Повторение: Я сочиняю стихи, рассказы, сказки. | |
105 | Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса). | |