СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы  разработана  на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии  с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа в год. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"»

Литературное чтение


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа в год. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.


Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения


Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

• осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

• читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

• ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

• просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

• осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

• распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

• соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

• употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

• понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

• пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

• осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

• находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

• читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

• составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

• пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

• различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

• находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

• находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Содержание учебного предмета


Тема

Форма организации уч.занятий

Характеристика видов учебной деятельности


Вводный урок – 1час


Знакомство с учебником по литературному чтению. (Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформления учебника.)

комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Летописи, былины, жития - 7 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

События летописи – основные события Древней Руси.

Сравнение текста летописи и исторических источников.

урок исследование

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

урок изучения новых знаний

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки».

урок изучения новых знаний

Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

Житие Сергия Радонежского.

урок изучения новых знаний

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

комбинированный урок

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий».

урок обобщения знаний и умений

Чудесный мир классики - 16 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

П.П. Ершов «Конек-горбунок».

урок изучения новых знаний


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

П.П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.

комбинированный урок

П.П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства.

комбинированный урок

А.С. Пушкин «Няне».


комбинированный урок

А.С. Пушкин «Туча».


комбинированный урок

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование…».

комбинированный урок

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной.

урок изучения новых знаний

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним.

комбинированный урок

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

урок изучения новых знаний

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

комбинированный урок

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

комбинированный урок

Л.Н. Толстой «Детство». Знакомство с содержанием произведения.

урок изучения новых знаний

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

комбинированный урок

А.П. Чехов «Мальчики». Знакомство с содержанием произведения.

урок изучения новых знаний

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.

комбинированный урок

Обобщающий урок-КВН по разделу «Чудесный мир классики».

урок обобщения знаний

Поэтическая тетрадь - 9 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

комбинированный урок

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

комбинированный урок

Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении.

комбинированный урок

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.


И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении.

комбинированный урок

Н.А. Некрасов Стихи.

комбинированный урок

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

комбинированный урок

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь».

урок обобщения знаний

Литературные сказки - 12 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Планировать работу на уроке.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

комбинированный урок

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки.

комбинированный урок

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

урок изучения новых знаний

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.

комбинированный урок

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

комбинированный урок

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

урок изучения новых знаний

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие.


комбинированный урок

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

урок изучения новых знаний

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои художественного текста.

комбинированный урок

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.

комбинированный урок

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».

урок обобщения знаний

Делу время – потехе час - 7 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.


Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

комбинированный урок

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста.

урок изучения новых знаний

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

комбинированный урок

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

урок изучения новых знаний

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Герои произведения. Инсценирование произведения.

комбинированный урок

Обобщающий урок по разделу.

урок обобщения знаний

Страна детства - 8 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

комбинированный урок

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

урок изучения новых знаний

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

комбинированный урок

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

комбинированный урок

М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

урок изучения новых знаний

М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

комбинированный урок

Обобщение по разделу.

урок обобщения знаний

Поэтическая тетрадь - 4 часа


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

комбинированный урок

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства».

комбинированный урок

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

устный журнал

Природа и мы - 9 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определить отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.


комбинированный урок

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

комбинированный урок

М.М. Пришвин «Выскочка».

урок изучения новых знаний

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

комбинированный урок

Е.И. Чарушин «Кабан».

комбинированный урок

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.


урок изучения новых знаний

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана.

комбинированный урок

Конкурс знатоков.

урок КВН

Поэтическая тетрадь - 6 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

С.А. Клычков «Весна в лесу».

комбинированный урок

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

комбинированный урок

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

комбинированный урок

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

комбинированный урок

Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»

урок КВН

Родина - 5 часов


Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

комбинированный урок


С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

комбинированный урок


А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

комбинированный урок

Проект: «Они защищали Родину».

урок конференция


Обобщающий урок.

урок обобщения знаний

Страна Фантазия - 7 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

урок изучения новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

комбинированный урок

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

комбинированный урок

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

урок изучения новых знаний

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

комбинированный урок

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

комбинированный урок

Путешествие по стране «Фантазия».

урок обобщения знаний

Зарубежная литература - 11 часов


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

урок изучения новых знаний



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

комбинированный урок

Г.-Х. Андерсон «Русалочка».

урок изучения новых знаний

Г.-Х. Андерсон «Русалочка». Авторская сказка.

комбинированный урок

Г.-Х. Андерсон «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

комбинированный урок


Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

урок изучения новых знаний

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

комбинированный урок

С. Лагерлеф «Святая ночь».

урок изучения новых знаний

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.

комбинированный урок

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.

урок изучения новых знаний

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

урок обобщения знаний

















Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

учащиеся должны:

- владеть навыком самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

  - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного  и выражать её своими словами;

   - передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

    - составлять план к прочитанному;

   - вводить  в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

   - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

   - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным  действующим лицам произведения;

   - знать названия, темы и сюжеты 2 – 3  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей  - классиков;

   - знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

   - знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

   - знать более 10 пословиц, 2 – 3  крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

   - уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

   - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

 Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). 

Календарно-тематическое планирование


Тема

К-во часов

Дата

Вводный урок – 1час


1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1ч.


Летописи, былины, жития - 7 часов


2.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1ч.


3.

События летописи – основные события Древней Руси.

Сравнение текста летописи и исторических источников.

1ч.


4.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

1ч.


5.

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки».

1ч.


6.

Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

Житие Сергия Радонежского.

1ч.


7.

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

1ч.


8.

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания».

Проект «Создание календаря исторических событий».

1ч.


Чудесный мир классики - 16 часов


9.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

П.П. Ершов «Конек-горбунок».

1ч.


10.

П.П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.


1ч.


11.

П.П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства.

1ч.


12.

А.С. Пушкин «Няне».


1ч.


13.

А.С. Пушкин «Туча».


1ч.


14.

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование…».

1ч.


15.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной.

1ч.


16.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним.

1ч.


17.

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

1ч.


18.

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

1ч.


19.

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1ч.


20.

Л.Н. Толстой «Детство». Знакомство с содержанием произведения.

1ч.


21.

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

1ч.


22.

А.П. Чехов «Мальчики». Знакомство с содержанием произведения.

1ч.


23.

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.

1ч.


24.

Обобщающий урок-КВН по разделу «Чудесный мир классики».

1ч.


Поэтическая тетрадь - 9 часов


25.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1ч.


26.

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

1ч.


27.

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

1ч.


28.

Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении.

1ч.


29.

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

1ч.


30.

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении.

1ч.


31.

Н.А. Некрасов Стихи.


1ч.


32.

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

1ч.


33.

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь».

1ч.


Литературные сказки - 12 часов


34.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1ч.


35.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

1ч.


36.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки.

1ч.


37.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

1ч.


38.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.

1ч.


39.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1ч.


40.

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

1ч.


41.

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие.


1ч.


42.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

1ч.


43.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои художественного текста.

1ч.


44.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.

1ч.


45.

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».


1ч.


Делу время – потехе час - 7 часов


46.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1ч.


47.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1ч.


48.

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста.

1ч.


49.

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».


1ч.


50.

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».


1ч.


51.

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Герои произведения. Инсценирование произведения.

1ч.


52.

Обобщающий урок по разделу.


1ч.


Страна детства - 8 часов


53.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1ч.


54.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1ч.


55.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

1ч.


56.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1ч.


57.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

1ч.


58.

М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.


1ч.


59.

М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.



1ч.


60.

Обобщение по разделу.


1ч.


Поэтическая тетрадь - 4 часа


61.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

1ч.


62.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».


1ч.


63.

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства».

1ч.


64.

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

1ч.


Природа и мы - 9 часов


65.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1ч.


66.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.


1ч.


67.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».


1ч.


68.

М.М. Пришвин «Выскочка».


1ч.


69.

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1ч.


70.

Е.И. Чарушин «Кабан».


1ч.


71.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.


1ч.


72.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана.

1ч.


73.

Конкурс знатоков.


1ч.


Поэтическая тетрадь - 6 часов


74.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1ч.


75.

С.А. Клычков «Весна в лесу».


1ч.


76.

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».


1ч.


77.

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

1ч.


78.

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.


1ч.


79.

Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»


1ч.


Родина - 5 часов


80.

Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1ч.


81.

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1ч.


82.

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1ч.


83.

Проект: «Они защищали Родину».


1ч.


84.

Обобщающий урок.


1ч.


Страна Фантазия - 7 часов


85.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1ч.


86.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

1ч.


87.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1ч.


88.

Кир Булычев «Путешествие Алисы».


1ч.


89.

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1ч.


90.

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1ч.


91.

Путешествие по стране «Фантазия».


1ч.


Зарубежная литература - 11 часов


92.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1ч.


93.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1ч.


94.

Г.-Х. Андерсон «Русалочка».


1ч.


95.

Г.-Х. Андерсон «Русалочка». Авторская сказка.

1ч.


96.

Г.-Х. Андерсон «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

1ч.


97.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

1ч.


98.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1ч.


99.

С. Лагерлеф «Святая ночь».


1ч.


100.

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.

1ч.


101.

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.


1ч.


102.

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1ч.