Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора по Образовательному процессу _________/______________ «___»______________2020 г. | Принято На педагогическом совете Протокол №______от «______»___________2020 г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевская оош:_________ Н. В. Беленкова «______»_____________2020 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
на родном русском языке
для 4 класса
начального общего образования
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Шуренкова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов.
2020 год
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; на основе методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» в общеобразовательных организациях Тверской области в 2018-2019 учебном году №29/16424-05 от 13.11.19г., на основе Рабочей программы по литературному чтению (Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — М.:Просвещение, 2014), Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская оош, утверждённой приказом №193 от 25 .08.2020 г. В соответствии с учебным планом учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается в 4 классе в объёме 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. за год.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного предмета
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному отношению к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
– осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Обучающийся получит возможность научиться:
– обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
– овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
– осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
– осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русские народные сказки! – 2 ч.
Русская народная сказка «Хаврошечка». Русская народная сказка «Зимовье».
Времена года – 3 ч.
Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь».«Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты)
В.В.Бианки. «Синичкин календарь» В.В.Бианки. «Лесная газета».
В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек».
М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки».Ю.И.Макаров. «Лётчик»
Писатели – детям – 6 ч.
Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Басни И.А.Крылова.
И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».
Л.Н.Толстой. Сказки, истории.
Произведения К.Г.Паустовского.К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь»
Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Рассказы К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания»
Стихи и рассказы о детях и для детей – 3 ч.
Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака
Б.В.Заходер. «Занимательная зоология»
Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном»
Наша Родина – Россия – 2 ч.
Стихотворения о Родине.
Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость!
Детская периодическая печать – 1 ч
По страницам детских журналов
По страницам журнала «Большая переменка»
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Русские народные сказки! | 2 |
2 | Времена года. | 3 |
3 | Писатели – детям. | 6 |
4 | Стихи и рассказы о детях и для детей. | 3 |
5 | Наша Родина – Россия. | 2 |
6 | Детская периодическая печать. | 1 |
| Итого: | 17 |
Предмет | ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |
литературное чтение на родном языке | Литературное чтение на родном языке 4 класс 2020-2021 | |
Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Русские народные сказки! | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 1 |
| Русская народная сказка «Зимовье». | 1 |
Времена года | Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь». «Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты) | 1 |
| В.В.Бианки. «Синичкин календарь». В.В.Бианки. «Лесная газета». В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек» | 1 |
| М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки». Ю.И.Макаров. «Лётчик» | 1 |
Писатели – детям | Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 |
| Басни И.А.Крылова. И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль». | 1 |
| Л.Н.Толстой. Сказки, истории. | 1 |
| Произведения К.Г.Паустовского. К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь». | 1 |
| Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 1 |
| Рассказы К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания» | 1 |
Стихи и рассказы о детях и для детей | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». | 1 |
| Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака | 1 |
| Б.В.Заходер. «Занимательная зоология». Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном» | 1 |
Наша Родина – Россия | Стихотворения о Родине. | 1 |
| Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость! | 1 |
Детская периодическая печать | По страницам детских журналов. По страницам журнала «Большая переменка» | 1 |
Информационно-методическое обеспечение.
1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе.- «АСТ», 2015 г. 5 2. 2. Хрестоматия по литературе. 4 класс. – М. : Вента-Граф, 2013 г.
Перечень интернет-ресурсов
1. Детская областная библиотека имени М.М. Пришвина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prishvinka.ru/
2. Русская виртуальная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rvb.ru/
3. Русские словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.ru/
4. Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/
5. Электронная литературная энциклопедия «Орловские писатели детям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://91.135.212.75/pisateli/autors.htm