
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- осознать значимость удмуртской литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок,
-соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).
Обучающийся получит возможность научиться
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма (повествование, описание рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и высказанное суждение примерами из текста;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования. Круг детского чтения
Обучающийся научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями удмуртских, русских, финно-угорских писателей.
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два, три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
-читать по ролям литературное произведение;
-создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение – развѐрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя)
Содержание учебного предмета
До изучения систематического курса «Литературное чтение на удмуртском языке» в 1 классе ведется обучение чтению в системе курса «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный, букварный – основной, послебукварный – завершающий.
Обучение грамоте
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Специфические звуки удмуртского языка.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударение в удмуртских словах.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Функция букв е, ё, ю,я. Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных д, з, л, н, с, т. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т].
Знакомство с удмуртским алфавитом как последовательностью букв.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Правильная постановка ударения в удмуртских словах (чаще на последний слог). Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс «Литературное чтение на удмуртском языке»
Виды речевой и читательской деятельности ( изучается на протяжении всего курса)
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Умение говорить (культура речевого общения).
Диалог. Осознание диалога как вида речи. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о малой Родине, о защитниках Отечества, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, взаимопомощи.
Названия разделов
Жили-были буквы (Кытчы гинэ учкисько – букваен пумиськисько)
Стихи, рассказы и сказки о нужности и важности каждой буквы алфавита. В удмуртском алфавите 38 букв.
Из уст в уста (Ымысь ыме, пельысь пеле)
Произведения малого фольклорного жанра: загадки, считалки, дразнилки, народные песни и сказки.
О братьях наших меньших (Милям покчи эшъёсмы)
Стихи, рассказы о животных.
Сделаешь доброе дело – сам станешь добрым. (Ӟеч уж лэсьтод – ӟеч сямо луод)
Произведения о добрых делах детей.
Богата и красива наша природа (Узыр, чебер инкуазьмы)
Стихи, рассказы о красоте и богатстве природы Удмуртии.
Работа с разными видами текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Работа с текстом художественного произведения
Осознание понятия «Родина», «малая Родина», представления о проявлении любви к Родине и к малой родине в литературе разных народов (на примере народов России и народов финно-угорского мира). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Подробный пересказ текста. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога.
Литературоведческая пропедевтика
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, считалки, дразнилки): узнавание, различение, определение основного смысла.
Изучение литературных терминов и понятий
Считалки (лыдъяськон), дразнилки (исаськон), загадки (мадиськон), народные сказки (калык выжыкыл), народные песни (калык кырӟан), рассказ (верос).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества (репродукции картин удмуртских художников П. Ёлкина, В. Михайлова, В. Белых,Р.Батыршина,А. Ложкина).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, тема урока | Количество часов | Дата | Приме чание |
по плану | факт. |
Обучение грамоте (47ч) Добукварный период (14 ч) | |
1 | Звуки речи. Восприятие на слух звучащей речи. | 1 | 04.09 | | |
2 | Звуки речи. Устная и письменная речь. Знакомство с удмуртским алфавитом как последовательностью букв. | 1 | 06.09 | | |
3 | Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | 11.09 | | |
4 | Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. | 1 | 13.09 | | |
5 | Различение слова и предложения. Восприятие предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | 18.09 | | |
6 | Осознание единства звукового состава слова и его значения. Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. | 1 | 20.09 | | |
7 | Наблюдение над значением слова. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. | 1 | 25.09 | | |
8 | Наблюдение над значением слова. Слова – названия признаков предметов. | 1 | 27.09 | | |
9 | Слог как минимальная произносительная единица. Слог-слияние. | 1 | 02.10 | | |
10 | Установление числа и последовательности звуков в слове. | 1 | 04.10 | | |
11 | Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки. Деление слов на слоги. | 1 | 09.10 | | |
12 | Ударение. Определение места ударения. Ударение в удмуртских словах. | 1 | 11.10 | | |
13 | Различение гласных и согласных звуков. Согласные звуки. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок . | 1 | 16.10 | | |
14 | Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. | 1 | 18.10 | | |
Букварный период(29 ч) |
15 | Различение звука и буквы: буква как знак звука. Гласные звуки [а] [у], буквы Аа , Уу. | 1 | 23.10 | | |
16 | Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий. Гласные звуки [о] [ы], буквы Оо, Ыы. | 1 | 25.10 | | |
17 | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). | 1 | 30.10 | | |
18 | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).Гласный звук [и], буква Ии. | 1 | 08.11 | | |
19 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Согласные звуки [н] [н´], буквы Нн, звуки [м] [м´], буквы Мм. | 1 | 13.11 | | |
20 | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Согласные звуки [н] [н´], буквы Нн, звуки [м] [м´], буквы Мм. | 1 | 15.11 | | |
21 | Гласный звук [ӥ], буква ӥ. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. | 1 | 20.11 | | |
22 | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук Согласные звуки [л] [л´], буквы Л, л. Согласные звуки [р] [р´], буквы Р, р | 1 | 22.11 | | |
23 | Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; Согласные звуки [л] [л´], буквы Л, л. Согласные звуки [р] [р´], буквы Р, р. | 1 | 27.11 | | |
24 25 | Осознание диалога как вида речи. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Согласные звуки [д] [д´], буквы Д, д. Согласные звуки [т] [т´], буквы Т, т. | 2 | 29.11 04.12 | | |
26 | Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Согласные звуки [з] [з´], буквы З, з. звуки [с] [с´], буквы С, с | 1 | 06.12 | | |
27 | Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Гласные звуки [э] [ӧ], буквы Э,э и Ӧ, ӧ. | 1 | 11.12 | | |
28 | Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Согласные звуки [к] [к´], буквы К, к. Согласные звуки [г] [г´], буквы Г, г | 1 | 13.12 | | |
29 | Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.Согласные звуки [б] [б´], буквы Б, б. Согласные звуки [п] [п´], буквы П, п. | 1 | 18.12 | | |
30 | Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Согласные звуки [в] [в´], буквы В, в. Согласные звуки [ф] [ф´], буквы Ф, ф | 1 | 20.12 | | |
31 | Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Устное составление небольшого текста по рисунку. | 1 | 25.12 | | |
32 | Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | 10.01 | | |
33 | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения .Звук [j´], буквы Й, й. | 1 | 15.01 | | |
34 | Функция букв е, ё, ю, я. Гласный звук [й´э], буквы Е,е. | 1 | 17.01 | | |
35 | Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных д, з, л, н, с, т. Гласный звук [й´о], буквы Ё, ё. | 1 | 22.01 | | |
36 | Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Гласный звук [й´у], буквы Ю, ю | 1 | 24.01 | | |
37 | Функция букв е, ё, ю, я..Гласный звук [й´а], буквы Я, я. | 1 | 29.01 | | |
38 | Мягкий знак как показатель мягкости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т]. | 1 | 31.01 | | |
39 | Специфические звуки удмуртского языка. Согласные звуки [ӟ], буквы Ӟ, ӟ. Мягкий согласный звук [ч´], буквы Ч, ч | 1 | 05.02 | | |
40 | Специфические звуки удмуртского языка Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Твердый согласный звук [ӝ], буквы Ӝ, ӝ. Согласный звук [ӵ´], буквы Ӵ, ӵ | 1 | 07.02 | | |
41 | Правильная постановка ударения в удмуртских словах (чаще на последний слог). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Разделительный ъ знак | 1 | 19.02 | | |
42 | Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Согласные звуки [х] [х´], буквы Х, х | 1 | 21.02 | | |
43 | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Мягкий глухой согласный звук [щ´], буквы Щ, щ Знакомство с удмуртским алфавитом как последовательностью букв. | 1 | 26.02 | | |
Послебукварный период(4 ч) |
44 | Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. «Дано Ижкармы» В. Широбоков | 1 | 28.02 | | |
45 | Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Трудолюбие. «Ужазы» Г. Данилов. «Кӧттырмостэм купец» (удм.нар.сказка) | 1 | 05.03 | | |
46 | Темп чтения, позволяющий осознать текст Дружба. «Кык эшъес» Г. Камашев, «Шунытэз яратись писэй» А. Кондратьев | 1 | 07.03 | | |
47. | Творческая деятельность учащихся. Праздник «Прощай, Букварь!» | 1 | 12.03 | | |
Литературное чтение на удмуртском языке Жили-были буквы (Кытчы гинэ учкисько – букваен пумиськисько) (5 ч) |
48 | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Слушание поэтических и прозаических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Ю.Байсарова. Шумпотон. | 1 | 14.03 | | |
49 | Стихи, рассказы и сказки о нужности и важности каждой буквы алфавита. В удмуртском алфавите 38 букв. Литературный термин «сказка»(выжыкыл). Г.Данилов. Куамын тямыс эшъёс. Кыӵе кыл пормиз? | 1 | 19.03 | | |
50 | Цель и назначение заголовка произведения. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. А.Леонтьев.Библиотекаын. | 1 | 21.03 | | |
51 | Выбор книги по рекомендованному списку. И.Иванов. Кытчы гинэ учкисько, книгаен пумиськисько.А.Клабуков. Мынам Азбукае. | 1 | 02.04 | | |
52 | Эскером но дунъялом быгатонлыкъёсмес. Устный опрос, групповая работа. | 1 | 04.04 | | |
Из уст в уста (Ымысь ыме, пельысь пеле)(5ч) |
53 | Произведения малого фольклорного жанра: считалки, дразнилки. Литературные термины «считалки (лыдъяськон), дразнилки (исаськон)». Лыдъяськонъёс, исаськонъёс. Ю.Байсарова Чиманы тыныд черод. | 1 | 09.04 | | |
54 | Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, считалки, дразнилки): узнавание, различение, определение основного смысла. Произведения малого фольклорного жанра: сказки. Ӟичы, кион но гондыр. (Удмурт калык выжыкыл). | 1 | 11.04 | | |
55 | Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. Ӟичы но кечтака.(Ӟуч калык выжыкыл). | 1 | 16.04 | | |
56 | Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Народные песни «Лымы тодьы», «Э, пе, зазеге». Литературные термины: народные песни (калык кырӟан), загадки (мадиськон). Г.Ходырев. Ма со. А.Клабуков. Тазьы вань, тазьы ӧвӧл | 1 | 18.04 | | |
57 | Творческая работа: проект «Мадиськонъёс ын бичет кылдытиськом». Внеклассное чте ние. Выбор книги по рекомендованному списку. | 1 | 23.04 | | |
О братьях наших меньших (Милям покчи эшъёсмы) (4ч) |
58 | Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Сравнение прозаической и стихотворой речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Стихи, рассказы о животных. В.Михайлов. Кучапи.Н.Никифоров. Ачим абдрай. | 1 | 25.04 | | |
59 | Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Подробный пересказ текст Г.Симаков. Кыз йылын луд кеч. | 1 | 30.04 | | |
60 | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: словесное рисование. Литературный термин рассказ (верос).Эрик Батуев.Тапи-тап но Диго. | 1 | 02.05 | | |
61 | Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества (репродукция картины удмуртского художника П. Ёлкина «Гужем»). Урок обобщения (Эскером но дунъялом быгатонлыкъесмес). | 1 | 07.05 | | |
Сделаешь доброе дело – сам станешь добрым. (Ӟеч уж лэсьтод – ӟеч сямо луод)(2 ч) |
62 | Произведения о добрых делах детей. Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Ф.Васильев. Тау кариз курег. Ю.Байсарова .Пась штание.В.Ар-Серги. Эшъёс. Ю.Байсарова. Нянь ке вань. | 1 | 09.05 | | |
63 | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Г.Симаков. Юан. Лия Малых. Ваменэс муне. | 1 | 14.05 | | |
Богата и красива наша природа (Узыр, чебер инкуазьмы) (2 ч+ 1ч) |
64 | Стихи, рассказы о красоте и богатстве природы Удмуртии. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. А.Ельцов. Липет йылын. А.Леонтьев. Шедимы выжыкылэ. В.Широбоков.Вуюись. | | 16.05 | | |
65 | Промежуточная аттестационная работа (работа над текстом). | 1 | 21.05 | | |
66 | Работа над ошибками. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Зорон азьын. И.Иванов. Вуюись.В.Широбоков. Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества (репродукции картин удмуртских художников П. Ёлкина, В. Михайлова, В. Белых, Р. Батыршина, А. Ложкина). | | 23.05 | | |