СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению системы УМК Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для 3 класса. Цель данной программы - формирование системы научных понятий, А так же самостоятельности и инициативности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению системы УМК Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. 3 класс»


Пояснительная записка.

Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Программа составлена по учебнику «Литературное чтение» (1-4), автора Е.И. Матвеевой. издательства «М. ВИТА-ПРЕСС»,который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  2. Конвенции о правах ребенка,

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015. №1576 и от 31.12.2015 №1577

  4. Учебника «Литературное чтение» (1-4) автора Е.И. Матвеевой. разработанного в соответствии с ФГОС НОО и являющегося составной частью завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение» системы учебников Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г. Борзи

Литературное чтение 3класс

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №43 г. Борзи на изучение литературного чтения в 3 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. В год - 136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • осознание себя членом многонационального российского общества и государства;

  • осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, литературе, природе, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

  • становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других существ на Земле;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;

  • формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

Обучающиеся научатся:

– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, интернет-ресурсах);

– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

– классифицировать объекты на основе заданного параметра;

– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.

Регулятивные результаты

Обучающиеся научатся:

– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

– уточнять формулировки задач;

– выдвигать и проверять гипотезы;

– оценивать результат деятельности на основе критериев;

– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

– определять причины своих и чужих недочётов и подбирать специальные задания для их устранения;

– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;

– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и выполнения творческих работ;

– редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;

– определять границы собственного знания/ незнания.

Коммуникативные результаты

Обучающиеся научатся:

– понимать позиции разных участников коммуникации;

– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для её решения;

– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет);

– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);

– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

– проявлять интерес к различным точкам зрения;

– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.


Предметные результаты:

В речевой и читательской деятельности овладение способами:

– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) вслух; чтения про себя;

– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;

– сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

– различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического, лирического рода литературы;

– определения темы и главной мысли произведений, отнесённых к детскому кругу чтения;

– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;

– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;

– самостоятельной работы с книгой, с обращением к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения интернет-ресурсами для дополнительного чтения;

– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

– создания нового текста по модели, теме, предложенной проблеме, по выбору;

– создания монологического высказывания;

– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.

В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:

– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

– способами характеристики персонажей, их поступков;

– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

В творческой деятельности обучающиеся научатся:

– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

– редактировать собственный текст;

– интерпретировать произведения: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, прогнозировать, создавать «виртуальный» мультфильм и др.;

– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

– создавать презентации по результатам исследования произведений;

– проектировать свою деятельность.

.

Содержание учебного предмета

3класс

Часть первая. Мир, созданный автором

Раздел I. Рождение замысла. 18 часов

Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.

Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик». В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи».

Творческая работа: сочинение-этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на…», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям творческой работы (формулирование критериев).

Раздел II. В царстве пейзажа. 14 часов.

Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.

И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля».

Творческая работа: сочинение-описание природы «Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям сочинения.

Раздел III. «И сразу стало все не так…» 25 часов

Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.

Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар».

Творческая работа: сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учениками критериям этой творческой работы.



Часть вторая. Секреты рождения образа

Раздел I. «Доброе слово и кошке приятно». 16 часов

Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.

Творческая работа: описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно».

Творческая работа: сочинение-описание кота на темы «Весенний Кот». «Зимний Кот», «Осенний Кот» (аналогичная тема сочинения задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот»); выбор жанра сочинения; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

Раздел II. «О всякой живности». 22 часа

Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи.

Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни.

В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»).

Творческая работа: анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравнений); композиционных приемов текста.

Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения.

Раздел III. «Каждый сам о себе». 14 часов

Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.

Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.

Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.

Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва»

Раздел IV. «Необычные уроки письма». 27 часов.

Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.

Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо».

Творческая работа: сочинение различных посланий, редактирование.




Литературное чтение 4класс

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №43 г. Борзи на изучение литературного чтения в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. В год - 136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются

 осознание себя членом многонационального российского общества и государства;

 осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций;

 сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её литературе, природе, культуре,

истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

 становление гуманистических и демократических ценностей, осознание и принятие базовых человеческих

ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного

отношения к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценности человеческой жизни и жизни

других живых существ на Земле;

 формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

 развитие эстетических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания,

сопереживания чувствам других людей;

 формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в

сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и др.)

 установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение кматериальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1. Познавательные результаты

- находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях,

энциклопедиях, журналах, интернет-ресурсах);

- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретациилитературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

- классифицировать объекты на основе заданного параметра;

- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения,

определять их значения разными способами.

2. Регулятивные результаты

- планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствиис поставленной целью;

- уточнять формулировки задач;

- выдвигать и проверять гипотезы;

- оценивать результат деятельности на основе критериев;

- находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

- высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

- определять причины своих и чужих недочётов и подбирать специальные задания для их устранения;

- сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов;

- выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

- сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и творческихработ;

- редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;

- определять границы собственного знания / незнания.

3. Коммуникативные результаты

- понимать позиции разных участников коммуникации;

- задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для её решения;

- осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования;

- осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;

- владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

- сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

- проявлять интерес к разным точкам зрения;

- аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

- создавать текст-рассуждение с тезисом и аргументами тезиса;

- создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки,иллюстрации, схемы, видеозаписи.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:

- синтагматического (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) чтения вслух и про себя;

- анализа и интерпретации произведений разной жанрово-видовой специфики;

- сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и

проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к

объекту описания;

- самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

- различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического и

лирического родов литературы;

- определения темы и главной мысли произведений, отнесённых к кругу детского чтения;

- разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана

произведения;

- пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включением описания

персонажа, его поступков, диалога;

- использование различных видов чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное;

- создания в ходе групповой работы сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента

произведения;

- самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения,аннотациям, предисловию, послесловию;

- выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии, в устной и письменной

форме;

- создания монологического высказывания;

- формулирования вопросов и ответов на вопросы по содержанию прочитанного в диалоге и на письме.

2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:

- опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени образования;

- умениями определять жанр и вид литературного произведения путём вычленения существенных модельных

признаков;

- способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

- способами нахождения изобразительных средств языка (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись) сцелью определения авторского отношения к окружающей действительности;

- способами характеристики персонажей, их поступков;

- способами выделения из литературного произведения слов автора, персонажа, описаний природы(пейзажа),

обстановки, портрета героев;

- способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

- способами различения и сравнения художественного произведения и не- художественного текста (публицистического,

учебного, познавательного).

3. В творческой деятельности учащиеся научатся:

- создавать тесты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзыв, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и

др.);

- редактировать собственный текст;

- интерпретировать произведение: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, создавать

«виртуальный» мультфильм и др.;

- создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

- проектировать свою деятельность.

Содержание учебного предмета

Книга первая «Детства чудная страна

Раздел I. Когда сбываются мечты… (19ч.)

Раздел II. Детские пристрастия. (19ч.)

Раздел III. Штрихи к портрету. (15ч.)

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.(14ч)


Книга вторая «Все мы – родом из детства»


Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики (20ч.)

Раздел II. Уроки детства. (15ч.)

Раздел III. «Микрогеография» детства. (15ч.)

Раздел IV. Куда уходит детство?(19ч.)

В 4 классе изучаются произведения, посвященные теме детских впечатлений, переживаний, воспоминаний.

Следовательно, кроме рассказов, повестей, стихотворений, басен, ученики знакомятся с биографическим, автобиографическим и мемуарным жанрами. Они рассматривают общую для предлагаемых текстов тему на примере произведений повествовательного характера: рассказа, повести, истории. Среди нехудожественных произведений моделируются жанры отзыва и эссе.

В курсе литературного чтения иногда используются отрывки из произведений, обладающих смысловой законченностью. В рубрике для дополнительного чтения ученикам предлагается прочитать такие произведения целиком.

Критерий духовности. Среди предлагаемых текстов присутствуют, в основном, классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Именно на начальном этапе литературного образования приоритет должен оставаться за такими текстами, так как в младшем школьном возрасте и закладывается духовный фундамент развивающейся личности.

Программа представлена текстами для чтения, в основном, русских писателей и поэтов.

Среди зарубежных авторов предпочтение отдается произведениям Джанни Родари и Ганса Христиана Андерсена, так как их тексты, судя по опыту работы с детьми, интересны и любопытны для данного возраста, они вызывают сильные эмоции, стимулируют чтение других текстов, более понятны ученикам начальной школы.

Программа включает произведения современных авторов, популярные в детском чтении. А также рассматривает тексты, совсем не знакомые детям, но имеющие большой духовный потенциал. Среди них особо выделяются тексты философского содержания в жанре эссе и рассказа.

Курс литературного чтения, наполненный духовным содержанием, безусловно, ориентирует ребенка в мире нравственных ценностей. Для того чтобы эти ценности не навязывались ученику, не имели назидательного характера, наша программа имеет ведущую сквозную идею о талантах человека.

В отличие от других школьных предметов, литературное чтение представляет собой курс, имеющий дело, прежде всего, с образами. Для представления образов, их восприятия или создания новых образов необходимо развивать у ребенка способность воображать, мыслить образами, представлять тот «объект», который создается в произведении. В связи с этим необходимо рассматривать ведущие литературоведческие понятия.

Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса.


Учебно-методический комплект, дополнительная литература.

  1. Примерная программа по литературному чтению (для 1-4 классов общеобразовательных школ): автор Е. И. Матвеева.

  2. Восторгова Е. В. Основная образовательная программа начальной школы. Пособие для учителя. М. ВИТА-ПРЕСС. 2012.

  3. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачёва И. Н., Шилкунова З. И. «Урок в начальной школе» М. ВИТА-ПРЕСС. 2012

  4. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. «Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения». М. ВИТА-ПРЕСС. 2013

  5. Матвеева Е. И. Методические пособия для учителя. 1-4 класс. – М. ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  6. Матвеева Е. И. Как научить младшего школьника писать сочинение. Пособие для учителя. М. ВИТА-ПРЕСС. 2013.

  7. Матвеева Е. И. Литературное чтение. 1-4 класс. Учебники. – М. ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  8. Матвеева Е. И. Рабочие тетради. 1-4 класс. М. ВИТА-ПРЕСС.

  9. Матвеева Е. И. Тетрадь для тренировки и самопроверки. 4 класс. М. ВИТА-ПРЕСС.


Электронно-программное обеспечение

Ресурсы Интернета:

     - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

-     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/