Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Параньгинского района Республики Марий Эл
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы
протокол № 1 от «29» августа 2019 года __________ /Садыкова Л.Г./
Приказ №______от «___»_________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному (марийскому) чтению
(учебный предмет, курс)
Уровень образования
(класс) 4 _
(основное общее образование с указанием класса)
Количество часов: 68 часов в год, 2 часа в неделю _
(общее количество за год)
Учитель Воронцова Алевтина Николаевна _
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе программы по марийскому языку и литературному чтению: 1-4 класс/ С. Д. Дмитриев, А.М. Ефремов «Марий йылме да литератур лудмаш дене примерный программе, 1-4 класс».
Пояснительная записка
I. Рабочая программа по литературному (марийскому) чтению для 4 класса общеобразовательной школы составлена:
- на основе с требований ФГОС в соответствии примерной программы по марийскому языку «Марий йылме программе». Министерство образования Республики Марий Эл, Йошкар - Ола 2011г и авторской программы для начальных классов под редакцией П.Е.Емельянова и Е.Я.Рыбакова, которые является автором учебника «Марий йылме. 2класс» вошедшего в федеральный перечень учебников на 2015-16 учебный год с положением о рабочей программе.
- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273- Ф3);
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004года №1089)
( с действующими изменениями);
- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993
II. Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
- Закону об образовании РФ «Федеральный закон об образовании в РФ»,
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,
- Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. №1/15),
- учебному плану МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №14-О от 29.08.2019 г.
- Положению о рабочей программе, разработанной в ОУ (Приказ №12-О от 29.08.2013 г.)
- Основной образовательной программе НОО МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №от 14-О от 29.08.2019 г.
Цели обучения литературному (марийскому) чтению:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения).
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка».
-воспитание стремления совершенствовать свою речь.
Цели программы: познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса марийского языка и литературного чтения :
-формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
-формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
-развитие патриотического чувства к родному языку и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части марийской национальной культуры;
-расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей, овладение грамматическим строем речи;
-овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
-овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
-создание условий для творческого развития личности;
Задачи программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Тематический план:
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов |
1 | Народное творчество | 4 |
2 | Природа, народ, труд | 6 |
3 | Именитые люди марийского народа | 3 |
4 | Соседи марийского народа | 3 |
5 | Доброжелательство | 4 |
6 | Известные марийские писатели и поэты | 4 |
7 | Писатели разных народов | 6 |
8 | Посмеёмся? | 4 |
| Итого: | 34 ч |
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательных учреждений и школ с изучением марийского языка и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Всего на изучение литературного (марийского) чтения в начальной школе отводится 134 учебных часа (1 ч. в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
- формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
- усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
- сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
- говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
Б. В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями народа и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
Г. В эстетической сфере:
- знакомство с образцами родной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов родной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
Основное содержание учебного предмета (35 ч.)
IV класс.Лудмаш да йылмым лывыртымаш. (34 шагат)
Калык ойпого. Шкенан автор-влакын калык йÿлалан пöлеклыме(4 шагат). Марий, руш да вес элласе калык-влакын йомакышт, туштышт да калыкмутышт.
Илаш мо вийым пуа? Пÿртÿс, калык, паша.(6 шагат) Марий сылнымутчо-влакын «Ужар илем» темылан возымо произведенийышт. Шкенан автор-влакын калык йÿлалан пöлеклыме ойпогышт. Пашам чапландарыше марий сылнымут.
Марий калыкын лÿмлö енже-влак((3 шагат).Шкенан калык гыч лекше шымлызе, сарын да пашан геройжо, сылнымут да сымыктыш (искусство) пашаен-влак нерген ойлымаш, почеламут ден статья-влак.
Марий калыкын родо – тукымжо. (3 шагат) Удмурт, мордва, эстон, финн, венгр да финн-угор йылме ешыш пурышо моло калыкын ойпогышт, писатель ден поэтыштын сылнымутышт.
Кумыл шергын шога (4 шагат). Марий енын поро улмыжым, тудын лывырге кумылзак койышыжым, турло калык кокласе келшымашым суретлыше ойлымаш, почеламут-влак.
Лÿмлö марий писатель ден поэт-влак.(4 шагат) Н.С.Лекайнын, В.С.Юксернын, Йыван Кырлян, В.Х.Колумбын, М.С.Майнын ойпого аршашышт.
Руш да вес элласе сылнымут мастар-влакын возымышт (6 шагат). А.С.Пушкинын, И.А.Крыловын, Л.Н.Толстойын, А.П.Чеховын, К.И.Чуковскийын, С. Я.Маршакын, А.П.Гайдарын, Н.Н.Носовын да молынат йочалык сылнымутышт. Д.Дефон, Д.Свифтын, М.Твенын, В.Гюгон, Д.Родарин серымышт гыч ужаш-влак.
Шыргыжалына мо вара? (4 шагат). Марий, руш да моло калык-влакын койдарчык сынан ойпогышт, мыскара шулышан мут аршашышт. Б.Даниловын, Гр. Ивановын шомакым модыктышо рифман почеламутышт. Буримела модмаш.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения марийского языка и литературного чтения в четвёртом классе дети научатся:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
разбирать простое предложение с однородными членами;
ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);
писать обучающее изложение доступного текста;
списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
производить разбор слова по составу;
подбирать однокоренные слова;
распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
производить морфологический разбор доступных слов;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного выборочного, творческого ( с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей0 пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному ( полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворных классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать.
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.
1) С.Д. Дмитриев «Лудшаш книга»: 4 - ше класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2006.
2) П.Е. Емельянов, В.В. Крылов «Лудшаш книга»: 4 - ше класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2003
Технические средства обучения:
- классная магнитная доска;
- персональный ноутбук с принтером и ксероксом;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике предмета.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ (МАРИЙСКОМУ) ЧТЕНИЮ 4 класс
Планирование составлено на основе Программы по марийскому языку (1-4), Й-Ола, 2001г.
Учебник: Лудшаш книга. Дмитриев С.Д. 4 класс.Й-Ола: Марий книга савыктыш, 2006г.
По программе 68 часов. По учебному плану 34 часа. Тематический план составлен с расчетом на 34 часа, некоторое количество часов перераспределено. Все темы включены.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | Домашнее задание |
Метапредметные | Личностные | по плану | по факту |
Народное творчество (4 ч) |
1. | Марийские народные песни, загадки, пословицы. | 1 | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений | | | с. 4-8, прочитать |
2. | Марийские народные сказки «Ныл йолташ», «Сонарзе ден пÿчö». | 1 | | | с. 13-14, пересказ |
3. | Сказки «Кече ден йÿр», «Мардеж». | 1 | | | с. 14-21, читать |
4. | Сказки «Мераҥ», «Рывыж ден каза». | 1 | | | с.22-23, пересказ |
Природа, народ, труд (6 ч) |
5. | А.Мичурин-Азмекей «Пÿртÿс – мемнан поянлыкна». Б.Данилов «Кеҥеж». | 1 | Познавательные УУД: Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. | | | с. 32, выразит. чтение |
6. | А.Васильев «Шыже». А.Мокеев «Телым» | 1 | | | с. 36, наизусть |
7. | Ф.Майоров «Шошо». А.Куприн «Шырчык». | 1 | | | с. 41, наизусть |
8. | Калык йÿла. И.Андреев «Шыҥашовыч». | 1 | | | с. 51-53, прочитать |
9. | А.Мокеев «Шокталте, шÿвыр!», С.Чавайн «Паша». | 1 | | | с.53-54, выразит. чтение |
10. | В.Иванов «У кинде там». М.Казаков «Политехника занятий». | 1 | | | с. 58-59, выразит. чтение |
Именитые люди марийского народа (3 ч) |
11. | С.Чавайн «Куэ». О.Герасимов «Шÿшпык сем». | 1 | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. | | | с.62-67, прочитать |
12. | В.Кудрявцев «Художник да мер пашаен». В.Крылов «Чолга кумыл». | 1 | | | с.68-72, прочитать |
13. | М.Большаков «Сергей Суворов». Е.Макаров «Туныктышо гыч академик марте». | 1 | | | с.73-77, пересказ |
Соседи марийского народа (3 ч) |
14. | К.Васин «Родо муро». Король ден шÿшпык. Эстон калык йомак. | 1 | Регулятивные УУД: Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Анализировать свои переживания и поступки. | | | с. 86-90, пересказ |
15. | В.Радаев «Сурай». Е.Айпин «Мый мландым колыштам». | 1 | | | с.96-98, прочитать |
16. | Ю.Шесталов «Легенде, ит ондале!». А.Ванеев «Йÿдвел – шочмо кундемем». | 1 | | | с. 99-101, выразит. чтение |
Доброжелательство (4 ч) |
17. | И.Михайлов «Кумыл эн шерге». А.Букетов «Ава кумыл». | 1 | Познавательные УУД: Вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. | | | с. 105, наизусть |
18. | С.Николаев «Аваем, Россий». В.Дмитриев «Сай илет, кутырет, Марий калык?» | 1 | | | с. 108-109, выразит. чтение |
19. | Марий патыр-влак. | 1 | | | с.109-111, читать |
20. | Мустай Карим «Куэ лышташ нерген». Йöратыме Якутий. | 1 | | | с.11-113, выразит. чтение |
Известные марийские писатели и поэты (4 ч) |
21. | Н.Лекайн «Рита-садовод». | 1 | Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Анализировать свои переживания и поступки. | | | с. 115-119, читать |
22. | Й.Кырля «Тидыже вет Мустафа!». | 1 | | | с.126-127, читать |
23. | В.Колумб «Йошкар - Ола», «Муро». | 1 | | | с. 129, наизусть |
24. | Макс Майн «Первый книга», «Кинде сукыр». | 1 | | | с. 131-133, выразит. чтение |
Писатели разных народов (6 ч) |
25. | А.С.Пушкин, И.А.Крылов. | 1 | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.ыштымаш. | Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. | | | с.136-140, читать |
26. | Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. | 1 | | | с. 142-149, читать |
27. | К.И.Чуковский, С.Я.Маршак. | 1 | | | с. 150, выразит. чтение |
28. | А.П.Гайдар, Н.Н.Носов. | 1 | | | с.152-163, читать |
29. | Д.Дефо, Марк Твен. | 1 | | | с. 167-170, читать |
30. | В.Гюго, Д.Родари. | 1 | | | с. 173-174, выразит. чтение |
Посмеемся? (4 ч) |
31. | В.Упымарий. Шутки . Паяш шыргыжеш. | 1 | Коммуникативные УУД: Владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Анализировать свои переживания и поступки. | | | с. 179-186, читать |
32. | А.Мичурин-Азмекей «Йулем аркаште». В.Исенеков. Шутки. | 1 | | | с. 186-188, пересказ |
33. | Б.Данилов, В.Крылов. Шуточные стихи. | 1 | | | с.189-194, читать |
34. | Обобщающий урок. | 1 | | | |
Итого – 34 часа |