Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по математике
Уровень образования: начальное общее образование, 1-4 классы
Разработано: ШМО учителей начальных классов
с. Мелекес, 2022г
Содержание учебного предмета
Основноесодержаниеобученияврабочейпрограммепредставленоразделами:«Числаивеличины»,«Арифметическиедействия»,«Текстовыезадачи»,«Пространственныеотношенияигеометрическиефигуры»,
«Математическаяинформация».
класс
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток.Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении,вычислении.
Числавпределах20:чтение,запись,сравнение.Однозначныеидвузначныечисла.Увеличение(уменьшение)числана несколько единиц.
Длинаиеёизмерение.Единицыдлины:сантиметр,дециметр;установлениесоотношениямеждуними.
Арифметическиедействия
Сложениеивычитаниечиселвпределах20.Названиякомпонентовдействий,результатовдействийсложения,вычитания.Вычитаниекакдействие,обратноесложению.
Текстовыезадачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачипо образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовойзадаче.Решениезадачводнодействие.
Пространственныеотношенияигеометрическиефигуры
Расположениепредметовиобъектовнаплоскости,впространстве:слева/справа,сверху/снизу,между;установлениепространственныхотношений.
Геометрическиефигуры:распознаваниекруга,треугольника,прямоугольника,отрезка.Построениеотрезка,квадрата,треугольникаспомощьюлинейкиналистевклетку;измерениедлиныотрезкав сантиметрах.
Математическаяинформация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группыобъектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданномупризнаку.
Закономерностьврядузаданныхобъектов:еёобнаружение,продолжениеряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленныеотносительнозаданногонабораматематическихобъектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данногоиз строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка,схемысодним-двумячисловымиданными(значениямиданныхвеличин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерениемдлины,изображениемгеометрическойфигуры.
класс
Числаивеличины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение.Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколькоединиц/десятков;разностное сравнениечисел.
Величины:сравнениепомассе(единицамассы—килограмм);измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр),времени (единицы времени — час, минута). Соотношение между единицамивеличины(впределах100),егоприменение длярешенияпрактическихзадач.
Арифметическиедействия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и спереходомчерезразряд.Письменноесложениеивычитаниечиселвпределах
100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение длявычислений.Взаимосвязькомпонентовирезультатадействиясложения,действиявычитания.Проверкарезультатавычисления(реальностьответа,обратноедействие).
Действияумноженияиделениячиселвпрактическихиучебныхситуациях.Названиякомпонентовдействийумножения,деления.
Табличноеумножение в пределах 50. Табличные случаи умножения,
умножения.Взаимосвязькомпонентовирезультатадействияумножения,действияделения.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; егонахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения.Порядоквыполнениядействийвчисловомвыражении,содержащемдействиясложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трехдействий);нахождениеегозначения.Рациональныеприемывычислений:использованиепереместительногоисочетательногосвойства.
Текстовыезадачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другоймодели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плануарифметическихдействий.Записьрешенияиответазадачи.Решениетекстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение,вычитание,умножение,деление).Расчётныезадачинаувеличение/уменьшениевеличинынанесколькоединиц/внесколькораз.Фиксацияответакзадачеиегопроверка(формулирование,проверканадостоверность, следованиеплану,соответствиепоставленномувопросу).
Пространственныеотношенияигеометрическиефигуры
Распознаваниеиизображениегеометрическихфигур:точка,прямая,прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины спомощьюлинейки.Изображениенаклетчатойбумагепрямоугольникасзаданнымидлинамисторон,квадратасзаданнойдлинойстороны.Длиналоманой.Измерениепериметраданного/изображенногопрямоугольника(квадрата),записьрезультатаизмеренияв сантиметрах.
Математическаяинформация
Нахождение,формулированиеодного-двухобщихпризнаковнабораматематическихобъектов:чисел,величин,геометрическихфигур.Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленномупризнаку.Закономерностьврядучисел,геометрическихфигур,объектовповседневнойжизни.
Верные(истинные)иневерные(ложные)утверждения,содержащиеколичественные,пространственныеотношения,зависимостимеждучислами/величинами.Конструированиеутвержденийсиспользованиемслов
«каждый»,«все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопросинформации,представленнойвтаблице(таблицысложения,умножения;графикдежурств,наблюденияв природеипр.).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений)готовымичисловымиданными.
Алгоритмы(приёмы,правила)устныхиписьменныхвычислений,измеренийи построениягеометрическихфигур.
Правилаработысэлектроннымисредствамиобучения(электроннойформойучебника,компьютернымитренажёрами).
класс
Числаивеличины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в видесуммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление.Увеличение/уменьшениечисла внесколькораз.Кратноесравнениечисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом играммом;отношение«тяжелее/легчена/в».
Стоимость(единицы—рубль,копейка);установлениеотношения
«дороже/дешевлена/в».Соотношение«цена,количество,стоимость»впрактическойситуации.
Время(единица времени — секунда); установление отношения
«быстрее/медленнеена/в».Соотношение«начало,окончание,продолжительность события»впрактическойситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение междувеличинами впределахтысячи.
Площадь(единицыплощади—квадратныйметр,квадратныйсантиметр,квадратныйдециметр,квадратныйметр).
Арифметическиедействия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100(табличноеивнетабличноеумножение,деление,действияскруглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия счислами 0и1.
Письменноеумножениевстолбик,письменноеделениеуголком.Письменноеумножение,делениенаоднозначноечисловпределах100.Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратноедействие,применениеалгоритма, использованиекалькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения привычислениях.
Нахождениенеизвестногокомпонентаарифметическогодействия.
Порядокдействийвчисловомвыражении,значениечисловоговыражения,содержащегонесколькодействий(соскобками/безскобок),свычислениямивпределах1000.
Однородныевеличины:сложениеивычитание.
Текстовыезадачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представлениенамодели,планированиеходарешениязадачи,решениеарифметическимспособом.Задачинапониманиесмыслаарифметическихдействий(втомчисле деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей(купля-продажа,расчётвремени,количества),насравнение(разностное,кратное).Записьрешениязадачиподействиямиспомощьючисловоговыражения.Проверкарешенияиоценкаполученногорезультата.
Долявеличины:половина,треть,четверть,пятая,десятаячастьвпрактическойситуации;сравнениедолейоднойвеличины.Задачинанахождениедоли величины.
Пространственныеотношенияигеометрическиефигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части,составлениефигурыиз частей).
Периметрмногоугольника:измерение,вычисление,записьравенства.
Измерениеплощади,записьрезультатаизмерениявквадратныхсантиметрах.Вычислениеплощадипрямоугольника(квадрата)сзаданными
сторонами,записьравенства.Изображениенаклетчатойбумагепрямоугольникасзаданнымзначениемплощади.Сравнениеплощадейфигурспомощьюналожения.
Математическаяинформация
Классификацияобъектовподвумпризнакам.
Верные(истинные)иневерные(ложные)утверждения:конструирование,проверка.Логическиерассуждениясосвязками«если…,то
…»,«поэтому»,«значит».
Извлечениеииспользованиедлявыполнениязаданийинформации,представленнойвтаблицахсданнымиореальныхпроцессахиявленияхокружающегомира(например,расписаниеуроков,движенияавтобусов,поездов);внесениеданныхв таблицу;дополнениечертежаданными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция,план,схема,алгоритм).
Столбчатаядиаграмма:чтение,использованиеданныхдлярешенияучебныхипрактическихзадач.
Алгоритмыизученияматериала, выполненияобучающихи тестовыхзаданийнадоступныхэлектронныхсредствахобучения(интерактивнойдоске,компьютере,другихустройствах).
класс
Числаивеличины
Числавпределахмиллиона:чтение,запись,поразрядноесравнениеупорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное числоразрядныхединиц,взаданноечислораз.
Величины:сравнениеобъектовпомассе,длине,площади,вместимости.
Единицымассы—центнер,тонна;соотношениямеждуединицамимассы.
Единицывремени(сутки,неделя,месяц,год,век),соотношениемежду
ними.
Единицыдлины(миллиметр,сантиметр,дециметр,метр,километр),
площади(квадратныйметр,квадратныйсантиметр),вместимости(литр),скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношениемеждуединицамивпределах100000.
Долявеличинывремени,массы,длины.
Арифметическиедействия
Письменноесложение,вычитаниемногозначныхчиселвпределахмиллиона.Письменноеумножение,делениемногозначныхчиселнаоднозначное/двузначноечисловпределах100000;делениесостатком.Умножение/делениена10,100,1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений.Поиск значениячисловоговыражения,содержащегонесколькодействийвпределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощьюкалькулятора.
Равенство,содержащеенеизвестныйкомпонентарифметическогодействия:запись,нахождениенеизвестногокомпонента.
Умножениеиделениевеличинынаоднозначноечисло.
Текстовыезадачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия:анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверкарешенияиответа.Анализзависимостей,характеризующихпроцессы:движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность,время,объёмработы),купли-продажи(цена,количество,стоимость)ирешение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало,продолжительностьиокончаниесобытия),расчётаколичества,расхода,изменения.Задачинанахождениедоливеличины,величиныпоеёдоле.Разныеспособырешениянекоторыхвидовизученныхзадач.Оформлениерешенияподействиямспояснением,повопросам,спомощьючисловоговыражения.
Пространственныеотношенияигеометрическиефигуры
Наглядныепредставленияосимметрии.Окружность,круг:распознаваниеиизображение;построениеокружностизаданногорадиуса.Построениеизученныхгеометрическихфигурспомощьюлинейки,угольника,циркуля.
Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр,конус,пирамида;различение,называние.
Конструирование:разбиениефигурынапрямоугольники(квадраты),составлениефигуризпрямоугольников/квадратов.
Периметр,площадьфигуры,составленнойиздвух-трёхпрямоугольников(квадратов).
Математическаяинформация
Работасутверждениями:конструирование,проверкаистинности;составлениеипроверкалогическихрассужденийприрешениизадач.
Данныеореальныхпроцессахиявленияхокружающегомира,представленныенадиаграммах,схемах,втаблицах,текстах.Сборматематических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрическойфигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Записьинформациивпредложеннойтаблице,настолбчатойдиаграмме.
Доступныеэлектронныесредстваобучения,пособия,тренажёры,ихиспользованиеподруководствомпедагогаисамостоятельно.Правилабезопасной работы с электронными источниками информации (электроннаяформаучебника,электронныесловари,образовательныесайты,ориентированныенадетей младшегошкольноговозраста).
Алгоритмырешенияучебныхипрактическихзадач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе уобучающегосябудутсформированыследующиеличностныерезультаты:
—осознаватьнеобходимостьизученияматематикидляадаптациикжизненнымситуациям,дляразвитияобщейкультурычеловека;развитияспособности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказыватьилиопровергатьих;
—применятьправиласовместнойдеятельностисосверстниками,проявлятьспособностьдоговариваться,лидировать,следоватьуказаниям,осознаватьличнуюответственностьиобъективнооцениватьсвойвкладвобщийрезультат;
—осваиватьнавыкиорганизациибезопасногоповедениявинформационнойсреде;
—применятьматематикудлярешенияпрактическихзадачвповседневнойжизни,втомчислеприоказаниипомощиодноклассникам,детям младшеговозраста,взрослымипожилымлюдям;
—работатьвситуациях,расширяющихопытпримененияматематическихотношенийвреальнойжизни,повышающихинтерескинтеллектуальномутрудуиуверенностьсвоихсилахприрешениипоставленныхзадач, умениепреодолевать трудности;
—оцениватьпрактическиеиучебныеситуациисточкизрениявозможностипримененияматематикидлярациональногоиэффективногорешенияучебныхижизненныхпроблем;
—оцениватьсвоиуспехивизученииматематики,намечатьпутиустранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания иумения;
—пользоватьсяразнообразнымиинформационнымисредствамидлярешенияпредложенныхисамостоятельновыбранныхучебныхпроблем,задач.
Метапредметныерезультаты
Кконцуобучениявначальнойшколеуобучающегосяформируютсяследующиеуниверсальныеучебныедействия.
Универсальныепознавательныеучебныедействия:
Базовыелогическиедействия:
—устанавливатьсвязиизависимостимеждуматематическимиобъектами(часть-целое;причина-следствие;протяжённость);
—применять базовые логические универсальные действия: сравнение,анализ,классификация(группировка),обобщение;
—приобретать практические графические и измерительные навыки дляуспешногорешенияучебныхижитейскихзадач;
—представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,арифметическойзаписи,текставсоответствииспредложеннойучебнойпроблемой.
Базовыеисследовательскиедействия:
—проявлять способность ориентироваться в учебном материале разныхразделовкурсаматематики;
—понимать и адекватно использовать математическую терминологию:различать,характеризовать,использоватьдлярешенияучебныхипрактическихзадач;
—применять изученные методы познания (измерение, моделирование,переборвариантов)
Работасинформацией:
—находитьииспользоватьдлярешенияучебныхзадачтекстовую,графическуюинформациювразныхисточникахинформационнойсреды;
—читать, интерпретировать графически представленную информацию(схему, таблицу,диаграмму,другуюмодель);
—представлятьинформациювзаданнойформе(дополнятьтаблицу,текст),формулироватьутверждениепообразцу,всоответствиистребованиямиучебнойзадачи;
—принимать правила, безопасно использовать предлагаемыеэлектронныесредстваиисточникиинформации.
Универсальныекоммуникативныеучебныедействия:
—конструировать утверждения,проверятьихистинность;строитьлогическоерассуждение;
—использоватьтекстзаданиядляобъясненияспособаиходарешенияматематическойзадачи;формулировать ответ;
—комментироватьпроцессвычисления,построения,решения;
—объяснятьполученныйответсиспользованиемизученнойтерминологии;
—впроцесседиалоговпообсуждениюизученногоматериала —задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,приводить доказательствасвоейправоты,проявлятьэтикуобщения;
—создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, прирешениизадачи),инструкция(например,измерениедлиныотрезка);
—ориентироватьсявалгоритмах:воспроизводить,дополнять,исправлятьдеформированные;составлять поаналогии;
—самостоятельносоставлятьтекстызаданий,аналогичныетиповымизученным.
Универсальныерегулятивныеучебныедействия:
Самоорганизация:
—планироватьэтапыпредстоящейработы,определятьпоследовательностьучебныхдействий;
—выполнять правила безопасного использования электронных средств,предлагаемыхвпроцессеобучения.
Самоконтроль:
—осуществлятьконтрольпроцессаирезультатасвоейдеятельности;объективнооцениватьих;
—выбиратьипринеобходимостикорректироватьспособыдействий;
—находитьошибкивсвоейработе,устанавливатьихпричины,вестипоискпутейпреодоленияошибок;
Самооценка:
—предвидетьвозможностьвозникновениятрудностейиошибок,предусматриватьспособыихпредупреждения(формулированиевопросов,обращениекучебнику,дополнительнымсредствамобучения,втомчислеэлектронным);
—оценивать рациональность своих действий, давать им качественнуюхарактеристику.
Совместнаядеятельность:
—участвовать в совместной деятельности: распределять работу междучленамигруппы(например, в случаерешениязадач,требующих переборабольшогоколичествавариантов,приведенияпримеровиконтрпримеров);согласовыватьмненияв ходепоискадоказательств,выборарациональногоспособа,анализаинформации;
—осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,предвидетьвозможностьвозникновенияошибокитрудностей,предусматриватьпутиихпредупреждения.
—находитьнеизвестныйкомпонентсложения,вычитания;
—использоватьпривыполнениипрактическихзаданийединицывеличиндлины(сантиметр,дециметр,метр),массы(килограмм),времени(минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицыданныхвеличин вдругие;
—определятьспомощьюизмерительныхинструментовдлину;определятьвремяспомощьючасов;выполнятьприкидкуиоценкурезультата
Предметныерезультаты
Кконцуобучениявпервомклассеобучающийсянаучится:
—читать,записывать,сравнивать,упорядочиватьчислаот0до20;
—пересчитыватьразличныеобъекты,устанавливатьпорядковыйномеробъекта;
—находитьчисла,большие/меньшиеданногочисланазаданноечисло;
—выполнять арифметические действия сложения и вычитания впределах20(устноиписьменно)без переходачерездесяток;
—называтьиразличатькомпонентыдействийсложения(слагаемые,сумма)ивычитания(уменьшаемое,вычитаемое,разность);
—решатьтекстовыезадачиводнодействиенасложениеивычитание:выделятьусловиеи требование(вопрос);
—сравнивать объекты по длине, устанавливая между нимисоотношениедлиннее/короче(выше/ниже,шире/уже);
—знатьииспользоватьединицудлины—сантиметр;измерятьдлинуотрезка,чертить отрезокзаданнойдлины(всм);
—различатьчислоицифру;
—распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,прямоугольник(квадрат),отрезок;
—устанавливать между объектами соотношения: слева/справа,дальше/ближе,между,перед/за,над/под;
—распознаватьверные(истинные)иневерные(ложные)утвержденияотносительнозаданногонабораобъектов/предметов;
—группироватьобъектыпозаданномупризнаку;находитьиназыватьзакономерностиврядуобъектовповседневной жизни;
—различатьстрокиистолбцытаблицы,вноситьданноевтаблицу,извлекатьданное/данныеизтаблицы;
—сравниватьдваобъекта(числа,геометрическиефигуры);
—распределятьобъектынадвегруппыпозаданномуоснованию.Кконцуобучениявовтором классе обучающийсянаучится:
—читать,записывать,сравнивать,упорядочиватьчиславпределах100;
—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (впределах100);большееданногочиславзаданноечисло раз(впределах20);
—устанавливатьисоблюдатьпорядокпривычислениизначениячисловоговыражения(соскобками/безскобок),содержащегодействиясложенияи вычитанияв пределах100;
—выполнятьарифметическиедействия:сложениеивычитание,впределах 100 — устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 сиспользованиемтаблицыумножения;
—называть и различать компоненты действий умножения (множители,произведение);деления (делимое,делитель,частное);
измерений;сравниватьвеличиныдлины,массы,времени,стоимости,устанавливаямеждунимисоотношение«больше/меньшена»;
—решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу(краткаязапись,рисунок,таблицаилидругаямодель);планироватьходрешениятекстовойзадачивдвадействия,оформлятьеговвидеарифметического действия/действий,записыватьответ;
—различатьиназыватьгеометрическиефигуры:прямойугол;ломаную,многоугольник;выделятьсредичетырехугольниковпрямоугольники,квадраты;
—набумагевклеткуизображатьломаную,многоугольник;чертитьпрямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать длявыполненияпостроений линейку,угольник;
—выполнятьизмерениедлинреальныхобъектовспомощьюлинейки;
—находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметрпрямоугольника(квадрата);
—распознавать верные (истинные) иневерные (ложные)утверждениясословами«все»,«каждый»;проводитьодно-двухшаговыелогическиерассужденияи делатьвыводы;
—находить общий признак группы математических объектов (чисел,величин,геометрическихфигур);
—находитьзакономерностьврядуобъектов(чисел,геометрическихфигур);
—представлятьинформациювзаданнойформе:дополнятьтекстзадачичислами,заполнятьстроку/столбецтаблицы,указыватьчисловыеданныенарисунке (изображениигеометрическихфигур);
—сравниватьгруппы объектов(находитьобщее,различное);
—обнаруживатьмоделигеометрическихфигурвокружающеммире;
—подбиратьпримеры,подтверждающиесуждение,ответ;
—составлять(дополнять)текстовуюзадачу;
—проверятьправильностьвычислений.
Кконцуобучениявтретьемклассеобучающийсянаучится:
—читать,записывать,сравнивать,упорядочиватьчиславпре делах
1000;
—находитьчислобольшее/меньшееданногочисланазаданноечисло,в
заданноечислораз(впределах1000);
—выполнятьарифметическиедействия:сложениеивычитание(впределах 100— устно, в пределах 1000— письменно); умножение и делениенаоднозначноечисло(впределах100—устноиписьменно);
—выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление состатком;
—устанавливатьисоблюдатьпорядокдействийпривычислениизначениячисловоговыражения(соскобками/безскобок),содержащегоарифметическиедействиясложения,вычитания,умноженияиделения;
—использоватьпривычисленияхпереместительноеисочетательноесвойствасложения;
—находитьнеизвестныйкомпонентарифметическогодействия;
—использоватьпривыполнениипрактическихзаданийирешениизадачединицы:длины(миллиметр,сантиметр,дециметр,метр,километр),
массы(грамм,килограмм),времени(минута,час,секунда),стоимости(копейка,рубль);преобразовыватьодниединицыданнойвеличинывдругие;
—определятьспомощьюцифровыхианалоговыхприборов,измерительныхинструментовдлину,массу,время;выполнятьприкидкуиоценкурезультатаизмерений;определятьпродолжительность события;
—сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости,устанавливаямеждунимисоотношение«больше/ меньшена/в»;
—называть,находитьдолювеличины(половина,четверть);
—сравниватьвеличины,выраженныедолями;
—знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях(покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношениемежду величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин,умножениеиделениевеличинынаоднозначноечисло;
—решатьзадачиводно-двадействия:представлятьтекстзадачи,планироватьходрешения,записыватьрешениеиответ,анализироватьрешение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать егореалистичность,проверятьвычисления);
—конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делитьпрямоугольник,многоугольникназаданныечасти;
—сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовыхзначений);
—находитьпериметрпрямоугольника(квадрата),площадьпрямоугольника(квадрата),используяправило/алгоритм;
—распознавать верные (истинные) иневерные (ложные)утверждениясословами:«все»,«некоторые»,«и»,«каждый»,«если…,то…»;формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые),втомчислесиспользованиемизученныхсвязок;
—классифицироватьобъектыпоодному-двумпризнакам;
—извлекать и использовать информацию, представленную втаблицахс данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например,расписание,режимработы),впредметахповседневнойжизни(например,ярлык,этикетка);
—структурироватьинформацию:заполнятьпростейшиетаблицыпообразцу;
—составлятьпланвыполненияучебногозаданияиследоватьему;выполнятьдействия поалгоритму;
—сравнивать математические объекты (находить общее, различное,уникальное);
—выбиратьверноерешениематематическойзадачи.
Кконцуобучениявчетвертомклассеобучающийсянаучится:
—читать,записывать,сравнивать,упорядочиватьмногозначныечисла;
—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, взаданноечислораз;
—выполнятьарифметическиедействия:сложениеивычитаниесмногозначными числами письменно (в пределах 100 — устно); умножение иделение многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (впределах100—устно);делениесостатком
—письменно(впределах1000);
—вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок),содержащегодействиясложения,вычитания,умножения,делениясмногозначнымичислами;
—использовать при вычислениях изученные свойства арифметическихдействий;
—выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверкуполученногорезультатапокритериям:достоверность(реальность),соответствиеправилу/алгоритму,атакжеспомощьюкалькулятора;
—находитьдолювеличины,величинупоеедоле;
—находитьнеизвестныйкомпонентарифметическогодействия;
—использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса,время,вместимость,стоимость,площадь,скорость);
—использоватьприрешениизадачединицыдлины(миллиметр,сантиметр,дециметр,метр,километр),массы(грамм,килограмм,центнер,тонна),времени(секунда,минута,час;сутки,неделя,месяц,год,век),вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр,квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метрвсекунду);
—использоватьприрешениитекстовыхзадачивпрактическихситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем,междупроизводительностью,временемиобъёмомработы;
—определятьспомощьюцифровыхианалоговыхприборовмассупредмета,температуру(например,воды,воздухавпомещении),скоростьдвижениятранспортногосредства;определятьспомощьюизмерительныхсосудоввместимость;выполнятьприкидкуиоценкурезультатаизмерений;
—решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразованиезаданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления,сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости,вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям:достоверность/реальность,соответствиеусловию;
—решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (напокупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находитьнедостающуюинформацию(например,изтаблиц,схем),находитьиоценивать различные способы решения, использовать подходящие способыпроверки;
—различать,называтьгеометрическиефигуры:окружность,круг;
—изображатьспомощьюциркуляилинейкиокружностьзаданногорадиуса;
—различать изображения простейших пространственных фигур: шара,куба,цилиндра,конуса,пирамиды;распознаватьвпростейшихслучаяхпроекциипредметов окружающего миранаплоскость(пол,стену);
—выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшейсоставнойфигурынапрямоугольники(квадраты),находитьпериметриплощадьфигур,составленныхиздвухтрех прямоугольников(квадратов);
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения;приводитьпример,контрпример;
—формулироватьутверждение(вывод),строитьлогическиерассуждения(одно-/двухшаговые)сиспользованиемизученных связок;
—классифицироватьобъектыпозаданным/самостоятельноустановленным одному-двумпризнакам;
—извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задачинформацию,представленнуювпростейшихстолбчатыхдиаграммах,таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира(например,календарь,расписание),впредметахповседневнойжизни(например,счет,меню, прайс-лист,объявление);
—заполнятьданнымипредложеннуютаблицу,столбчатуюдиаграмму;
—использоватьформализованныеописанияпоследовательностидействий(алгоритм,план,схема)впрактическихиучебныхситуациях;дополнятьалгоритм,упорядочиватьшагиалгоритма;
—выбиратьрациональноерешение;
—составлятьмодельтекстовойзадачи,числовоевыражение;
—конструироватьходрешенияматематическойзадачи;
—находитьвсеверныерешениязадачиизпредложенных.
Тематическоепланирование–1класс
№п/п | Тема | Количествочасов | Перечень электронных (цифровых)образовательныхресурсов |
1. | Числа | 20 | 1.Сайт «Я иду на урокначальной школы»:http://nsc.1september.ru/urok 2.Электроннаяверсияжурнала «Начальная школа»:http://nsc.1september.ru/index.php\ 3.Социальнаясетьработниковобразования:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 4.Фестиваль педагогическихидей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru5.Методические пособия ирабочие программы учителямначальной школы:http://nachalka.com 6.Сетевое сообществопедагогов:http://rusedu.net 7.Учитель портал:http://www.uchportal.ru 8.Видеоуроки по основнымпредметам школьнойпрограммы:http://inerneturok.ru |
2. | Величины | 7 |
3. | Арифметическиедействия | 40 |
4 | Текстовыезадачи | 16 |
5 | Пространственныеотношения и геометрическиефигуры | 20 |
6 | Математическая | 15 |
| информация | | |
7 | Резерв | 14 |
Итого | 132 | |
Тематическоепланирование–2класс
№п/п | Тема | Количествочасов | Перечень электронных (цифровых)образовательныхресурсов |
1. | Числа | 10 | 1.Сайт «Я иду на урокначальной школы»:http://nsc.1september.ru/urok2.Электроннаяверсияжурнала «Начальная школа»:http://nsc.1september.ru/index.php3.Социальнаясетьработниковобразования:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 4.Фестиваль педагогическихидей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru5.Методические пособия ирабочие программы учителямначальной школы:http://nachalka.com 6.Сетевое сообществопедагогов:http://rusedu.net7.Учитель портал:http://www.uchportal.ru8.Видеоуроки по основнымпредметам школьнойпрограммы:http://inerneturok.ru |
2. | Величины | 11 |
3. | Арифметическиедействия | 58 |
4 | Текстовыезадачи | 12 |
5 | Пространственныеотношения и геометрическиефигуры | 20 |
6 | Математическаяинформация | 15 |
7 | Резерв | 10 |
Итого | 136 | |
Тематическоепланирование–3класс
№п/п | Тема | Количествочасов | Перечень электронных (цифровых)образовательныхресурсов |
1. | Числа | 10 | 1.Сайт «Я иду на урокначальной школы»: |
2. | Величины | 10 |
3. | Арифметическиедействия | 48 | http://nsc.1september.ru/urok2.Электроннаяверсияжурнала «Начальная школа»:http://nsc.1september.ru/index.php3.Социальнаясетьработниковобразования:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 4.Фестиваль педагогическихидей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru5.Методические пособия ирабочие программы учителямначальной школы:http://nachalka.com 6.Сетевое сообществопедагогов:http://rusedu.net7.Учитель портал:http://www.uchportal.ru8.Видеоуроки по основнымпредметам школьнойпрограммы:http://inerneturok.ru |
4 | Текстовыезадачи | 23 |
5 | Пространственныеотношения и геометрическиефигуры | 20 |
6 | Математическаяинформация | 15 |
7 | Резерв | 10 |
Итого | 136 | |
Тематическоепланирование–4класс
№п/п | Тема | Количествочасов | Перечень электронных (цифровых)образовательныхресурсов |
1. | Числа | 11 | 1.Сайт «Я иду на урокначальной школы»:http://nsc.1september.ru/urok2.Электроннаяверсияжурнала «Начальная школа»:http://nsc.1september.ru/index.php3.Социальнаясетьработниковобразования:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 4.Фестиваль педагогическихидей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru5.Методические пособия ирабочие программы учителямначальной школы:http://nachalka.com 6.Сетевое сообществопедагогов:http://rusedu.net7.Учитель портал:http://www.uchportal.ru8.Видеоуроки по основнымпредметам школьнойпрограммы:http://inerneturok.ru |
2. | Величины | 12 |
3. | Арифметическиедействия | 37 |
4 | Текстовыезадачи | 21 |
5 | Пространственныеотношения и геометрические фигуры | 20 |
6 | Математическаяинформация | 15 |
7 | Резерв | 20 |
Итого | 136 | |