СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по математике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по математике разработана для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования . М.: Просвещение, 2016г.

  • Авторской программы для 1 класса В.Н.Рудницкой (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) М.: Вентана-Граф. 2012.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования Учебного плана ЧОУ НОО НОШ «Юные таланты».

Изучение курса «Математика» на ступени начального образования на­правлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника- формирование способности к интеллектуальной деятельности(логического и знако-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации(фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний- понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешений сюжетных ситуаций; формирование умений решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:

Рудницкая В.Н, КочуроваЕ.Э., Рыдзе О.А Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана -Граф, 2012

КочуроваЕ.Э., Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1,№2 для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана -Граф, 2013

Рудницкая В.Н, Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №3 для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Вентана -Граф, 2013

Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе ив обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого их частей, изменение формы, размера и т.д.);

  • Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)

Обязательная часть регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ отводит на изучение предмета «Математика» в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели ).



2. Планируемые результаты освоения предмета «Математика»


К концу обучения в первом классе ученик научится: называть:

  • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного пред­мета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

  • натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следую­щее (предыдущее) при счете число;

  • число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

  • геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пяти­угольник, куб, шар);

различать:

  • число и цифру;

  • знаки арифметических действий;

  • круг и шар, квадрат и куб;

  • многоугольники по числу сторон (углов);

  • направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

  • числа в пределах 20, записанные цифрами;

  • записи вида 3 + 2 = 5, 6-4 = 2, 5-2=10, 9:3 = 3. сравнивать

  • предметы с целью выявления в них сходства и различий;

  • предметы по размерам (больше, меньше);

  • два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

  • данные значения длины;

  • отрезки по длине; воспроизводить:

  • результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

  • результаты табличного вычитания однозначных чисел;

  • способ решения задачи в вопросно-ответной форме. распознавать:

  • геометрические фигуры; моделировать:


  • отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

  • ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

  • ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

  • расположение предметов на плоскости и в пространстве;

  • расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

  • результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

  • предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

  • расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

  • текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифици ров ать:

  • распределять элементы множеств на группы по заданному признаку; упорядочивать:

  • предметы (по высоте, длине, ширине);

  • отрезки в соответствии с их длинами;

  • числа (в порядке увеличения или уменьшения); конструировать:

  • алгоритм решения задачи;

  • несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме); контролировать:

  • свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки); оценивать:

  • расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

  • предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно). решать учебные и практические задачи:

  • пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

  • записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

  • решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

  • измерять длину отрезка с помощью линейки;

  • изображать отрезок заданной длины;

  • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;


  • выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

  • ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.


К концу обучения в первом классе ученик может научиться: сравнивать:

— разные приёмы вычислений с целью выявления наиболее удобного
приема;

воспроизводить:

— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной
задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

— определять основание классификации;
обосновывать:

— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических
действий;

контролировать деятельность:

— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в
парах;

решать учебные и практические задачи:

  • преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычис­лениях;

  • выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, тре­угольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

  • составлять фигуры из частей;

  • разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

  • изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

  • находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

  • определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

  • представлять заданную информацию в виде таблицы;

  • выбирать из математического текста необходимую информацию для от­вета на поставленный вопрос.


Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;


  • способность к самоорганизованности;

  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).


Метапредметные результаты:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;

  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • умение работать в информационной среде.


Предметными результаты:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять анализировать и интерпретировать данные.



3. Содержание учебного предмета

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • коллективные,

  • фронтальные;

  • работа в парах

Основными формами текущего контроля  являются:

  •  устный опрос;

  •  диагностические работы;

  •  тестовые задания;

  •  самостоятельные работы.

 Виды контроля: итоговый - комплексная работа – 1; наблюдение - листы контроля.


Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами:

  • числа и величины;

  • арифметические действия;

  • текстовые задачи;

  • пространственные отношения. Геометрические фигуры;

  • геометрические величины;

  • работа с информацией.


Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (20ч)

Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).


Число и счёт (17ч)

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами. Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)


Арифметические действия с числами и их свойства (58ч)

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия

Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками

Величины (6ч)

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)

Геометрические величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками

Работа с текстовыми задачами (15ч)

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.

Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа.

Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.

Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями

Геометрические понятия (10ч)

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри

Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии

Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки

Логические понятия

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера

- анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией (6ч)

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.








4. Тематическое планирование



п/п

Наименование раздела

Количество часов


1

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

20

2

Число и счёт

17

3

Арифметические действия и их свойства

58

4

Величины

6

5

Работа с текстовыми задачами

15

6

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

10

8

Работа с информацией

6





Календарно- тематическое планирование по математике 1 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

1

2

Сравниваем предметы

Сравниваем предметы

2

02.09

03.09


3

Называем по порядку. Слева направо. Справа налево

1

07.09


4

Знакомимся с таблицей

1

08.09


5

Сравниваем.выделение элементов множества.

1

09.09


6

Числа и цифры

1

10.09


7

Числа и цифры

1

14.09


8

Конструируем

1

15.09


9

Учимся выполнять сложение

1

16.09


10

Находим фигуры

1

17.09


11

«Шагаем» по линейке. Вправо. Влево

1

21.09


12

Учимся выполнять вычитание

1

22.09


13

14

Сравниваем

2

23.09

24.09


15

16

Готовимся решать задачи

2

28.09

29.09


17

Складываем числа

1

30.09


18

Различаем числа и цифры

1

01.10


19

Вычитаем числа

1

05.10


20

Измерение длины в сантиметрах

1

06.10


21

22

Измерение длины в сантиметрах

2

07.10

08.10


23

Увеличение и уменьшение числа на 1

1

12.10


24

Увеличение и уменьшение числа на 2

1

13.10


25

Число 10 и его запись цифрами

1

14.10


26

Дециметр. Измерение длин в дециметрах

1

15.10


27

Многоугольники.

1

19.10


28

Понятие об арифметической задаче.

1

20.10


29


Решение задач. Решение задач по схемам и моделям.

1

21.10



30

Запись решения задачи с помощью знаков арифметических действий и знака равенства.

1

22.10


31


32

Числа от 11 до20. Образование чисел 11 –20.


Названия и запись чисел от 11 до 20.

2

26.10


27.10


33

Измерение длины в дециметрах и сантиметрах

1

28.10


34

Составление задач с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к данной схеме). Запись решения задачи

1

29.10


35

Числа от 1 до 20. Счёт от 1 до 20 в прямом порядке и от 20 до 1 в обратном порядке.

1

09.11


36

37

Подготовка к введению умножения

2

10.11

11.11


38

Составление задач по рисункам, схемам, моделям. Запись решения задач.

1

12.11


39

Моделирование десятичного состава чисел от 11 до 20.

1

16.11


40


41

Введение термина «умножение». Смысл действия умножения

Решение задач на умножение и их решение.

2

17.11


18.11


42

43

Решение арифметических задач разных видов.

2

19.11

23.11


44

Верно или неверно?

1

24.11


45

Подготовка к введению деления

1

25.11


46




47

Введение термина «Деление». Деление на равные части.


Записи вида 8 : 2 = 4 и их чтение. Выполнение деления с помощью фишек.

2

26.11



30.11


48

Сравнение результатов арифметических действий.

1

01.12


49

Выполнение заданий на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

02.12


50

Составление и решение арифметических задач разных видов.

1

03.12


51

52

Сложение и вычитание чисел

2

07.12

08.12


53

Практический способ умножения и деления (с помощью фишек)

1

09.12


54


Решение задач разными способами

1

10.12


55


Вспоминаем пройденное. Числа от 1 до 20.

1

14.12


56


Диагностическая работа за 1 полугодие

1

15.12


57

58

Перестановка чисел при сложении.

2

16.12

17.12


59


60


Пространственные фигуры: шар, куб.

Определение сходства и различия заданных числовых выражений

2

21.12

22.12


61


Сложение с числом 0

1

23.12


62

Сложение однозначных чисел. Решение арифметических задач на деление

1

24.12


63

Свойства вычитания

1

28 .12


64

Сложение чисел с нулем. Составление и решение арифметических задач.

1

11


65

Вычитание числа 0

1

12


66

Измерение длины отрезков. Закрепление понятия «больше на», «меньше на»

1

13


67

Деление на группы по несколько предметов

1

14


68

Запись цифрами двузначных чисел второго десятка.

1

18


69

Сложение с числом 10.

1

19


70

Выполнение сложение и вычитание чисел практическим способом на основании изученных свойств сложения и вычитания.

1

20


71

Прибавление и вычитание числа 1

1

21


72

Решение текстовых задач в одно действие, работа с таблицами.

1

25


73

Прибавление числа 2

1

26


74

Решение числовых выражений.

1

27


75

Вычитание числа 2

1

28


76

Закрепление. Вычитание числа 2

1

01.02


77

Решение арифметических задач, используя действия умножения и деления.

1

02.02


78

Прибавление числа 3 без перехода через десяток.

1

03.02


79

Прибавление числа 3 с переходом через десяток.

1

04.02


80

Закрепление: сложение и вычитание чисел 1 и 2

1

08.02


81

Вычитание числа 3 без перехода через десяток.

1

09.02


82

Вычитание числа 3 с переходом через десяток.

1

10.02


83

84

Закрепление: сложение и вычитание чисел 1,2,3

2

11.02

15.02


85

Прибавление числа 4 без перехода через десяток.

1

16.02


86


Прибавление числа 4 с переходом через десяток

1

17.02


87

Закрепление: сложение и вычитание чисел 1,2,3,4.

1

18.02


88

Вычитание числа 4

1

01.03


89

Закрепление терминов «сумма», «разность». Решение задач.

1

02.03


90


Закрепление: сложение и вычитание с числами 1,2,3,4.

1

03.03


91

Прибавление числа 5

1

04.03


92

93

Вычитание числа 5

2

09.03

10.03


94

Прибавление числа 6

1

11.03


95


Вычитание числа 6

1

15.03


96

Выбор необходимой информации, представленной на рисунках, для ответов на заданные вопросы.

1

16.03


97

98


Сравнение чисел

2

17.03

18.03


99

100

Сравнение. Результат сравнения.

2

22.03

01.04


101


Закрепление: табличные случаи сложения и вычитания чисел.

1

05


102

103


На сколько больше или меньше.

2

06

07


104

105

106


Увеличение числа на несколько единиц

3

08.04

12.04

13.04


107

108

109


Уменьшение числа на несколько единиц

3

14.04

15.04

19.04


110

111

112

Прибавление чисел 7,8,9

3

20.04

21.04

22.04


113

114

115

Вычитание чисел 7,8,9

3

26.04

27.04

28.04


116

117

118


Сложение и вычитание. Скобки.

3

29.04

03.05

04.05



119

120


Зеркальное отражение предметов


2

05.05

06.05



121

122

Симметрия.

2

10.05

11.05


123

124

Оси симметрии фигуры

2

12.05

13.05


125

Решение задач изученных видов.

1

17.05


126

Закрепление изученных табличных случаев сложения и вычитания

1

18.05


127

Итоговая комплексная работа

1

19.05


128

Вычисление значений выражений со скобками, в решении задач.

1

20.05


129

Закрепление изученных табличных случаев сложения и вычитания

1

24.05


130

Решение арифметических задач.

1

25.05


131-132

Работа над проектом

«Математика в копилке народной мудрости»


2

26.05

27.05