МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом Зам. директора по УВР Директор_____ТелятниковаС.С
(протокол № _ от)____ Гребенкина В.А. Приказ№____от«___»____2018.
«___»___________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 3класса
основное общее образование, базовый уровень
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов Сотволдыева Е.В
с. Муравей,
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика». - М: - «Просвещение» - 2016 и ориентирована на работу по учебно-методическомукомплекту «Школа России».
Цели и задачи изучения предмета:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
УМК (учебно-методический комплекс)
Рабочая программа по математике 1-4 класс . М. «Просвещение», 2014.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник3 класс: В 2 ч. М. «Просвещение», 2014.
Яценко, Ситникова: Поурочные разработки по математике.3 класс. К УМК М.И. Моро, М.: «Вако», 2017
Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2014,
С.И.Волкова. Математика. Тесты 3 класс. М. «Просвещение», 2017
Методические рекомендации по математике 3 класс. М. «Просвещение», 2017
.Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений на изучение предметного курса «Математика» во 2 классе образовательных учреждений РФ отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты учебной деятельности
Учащиеся должны уметь:
К концу обучения в третьем классе ученик научится: называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диа¬метр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
- приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
- моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел Е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства;
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами
– Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
– Целостное восприятие окружающего мира.
– Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
– Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
– Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Предметные результаты
– Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимость (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношение между единицами измерения однородных величин . Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение, деление. Название компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания. Умножения, деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения. Работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность, количество товара, его цена и стоимость и др.Задачи на нахождение доли целого, и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерения. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).
Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади многоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, фиксирование результатов.Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу.
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 8 |
2 | Табличное умножение и деление | 28 |
3 | Табличное умножение и деление | 28 |
4 | Внетабличное умножение и деление | 28 |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 12 |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11 |
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 15 |
8 | Повторение | 5 |
9 | Проверка знаний | 1 |
| Итого | 136 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов) |
1 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | | | | |
2 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении | | | | |
3 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании | | | | |
4 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании | | | | |
5-6 | Обозначение геометрических фигур буквами | | | | |
7 | Повторение. «Что узнали? Чему научились?» | 2 | | | |
8 | Повторение. «Что узнали? Чему научились?» | | | | . |
Табличное умножение и деление 28 |
9 | Конкретный смысл умножения и деления | | | | |
10 | Связь умножения и деления. | | | | |
11 | Таблица умножения и деления с числом 2. Чётные и нечётные числа. | | | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. | | | | |
13 | Связь между величинами: цена, кол-во, стоимость | | | | |
14-15 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 2 | | | |
16 | Связь между величинами: расход ткани на 1 предмет, кол-во предметов, расход ткани на все предметы | | | | |
17 | Закрепление. Решение задач | | | | |
18-19 | Повторение. «Что узнали? Чему научились?» | 2 | | | |
20 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | | |
21 | Повторение. «Что узнали? Чему научились?» | | | | |
22 | Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления. | | | | |
23 | Таблица Пифагора | | | | |
24-25 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 2 | | | |
26 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | | | | |
27 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | | | | |
28-29 | Задачи на кратное сравнение чисел | 2 | | | |
30 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления | | | | |
31-32 | Решение задач | 2 | | | |
33 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления | | | | |
34 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | | |
35 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | | | | |
36 | Единицы площади. Квадратный сантиметр | | | | |
Табличное умножение и деление 28 |
37 | Площадь прямоугольника | | | | |
38 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаиделения | | | | |
39 | Закрепление Умножение на 6, 7, 8 | | | | |
40 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления | | | | |
41 | Единицы площади- квадратный дециметр | | | | |
42 | Сводная таблица умножения | | | | |
43 | Закрепление. Решение задач | | | | |
44 | Квадратный метр | | | | |
45 | Решение задач | | | | |
46 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | | |
47 | Умножение на 1 | | | | |
48 | Умножение и деление с 0 | | | | |
49 | Случаи деления вида а:а, а:1 | | | | |
50 | Деление нуля на число | | | | |
51 | Решение задач. | | | | |
52-53 | Повторение «Что узнали. Чему научились» | 2 | | | |
54 | Доли. Образование и сравнение долей | | | | |
55 | Круг. Окружность | | | | |
56 | Диаметр круга, окружности | | | | |
57 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | | | | |
58-59 | Единицы времени. Соотношения между ними | 2 | | | |
60-61 | Повторение «Что узнали. Чему научились». | 2 | | | |
62 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление » | | | | Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы |
63-64 | Повторение «Что узнали. Чему научились». | 2 | | | |
Внетабличное умножение и деление 28 |
65 | Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3 | | | | |
66 | Прием деления вида 80:20 | | | | |
67 | Умножение суммы на число | | | | |
68 | Решение задач | | | | |
69 | Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23 | | | | |
70 | Приемы умножения и деления. Закрепление | | | | |
71 | Деление суммы на число | | | | |
72-73 | Решение задач | 2 | | | |
74 | Приёмы деления для случаев вида 69:3, 78:2 | | | | . |
75 | Связь между числами при делении | | | | |
76 | Проверка деления | | | | |
77 | Прием деления для случаев вида 87:29, 66:22 | | | | |
78 | Проверка умножения делением | | | | |
79-80 | Решение уравнений | 2 | | | |
81 | Решение уравнений. Закрепление | | | | |
82 | Ознакомление с конкретным смыслом деления с остатком | | | | |
83-84 | Прием деления с остатком | 2 | | | |
85 | Деление с остатком способом подбора частного | | | | |
86 | Решение задач на деление с остатком. | | | | |
87 | Деление меньшего числа на большее | | | | |
88 | Проверка деления с остатком | | | | |
89-90 | Повторение «Что узнали. Чему научились?» | 2 | | | |
91 | Проект «Задачи – расчеты» | | | | |
92 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | | | | Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы |
Числа от 1 до 1000. Нумерация 12ч |
| | | | |
93 | Понятие о сотне как новой счетной единице | | | | |
94 | Трёхзначные числа | | | | |
95 | Разряды счетных единиц. | | | | |
96 | Порядок следования чисел при счете (в пределах 1000). | | | | |
97 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | | | | |
98 | Десятичный состав трехзначных чисел. | | | | |
99 | Приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел | | | | |
100 | Сравнение трехзначных чисел | | | | |
101 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | | | | |
102 | Единица измерения массы: килограмм, грамм | | | | |
103 | Повторение «Что узнали. Чему научились?» | | | | |
104 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация» | | | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 11ч |
| | | | . |
105 | Приемы устных вычислений | | | | |
106 | Приемы устных вычислений (450 + 30,620-200, 380+20) | | | | |
107 | Приемы устных вычислений (470 + 80, 560-90) | | | | |
108 | Приемы устных вычислений (260+310, 670-140) | | | | |
109 | Приемы письменных вычислений | | | | |
110 | Сложение трехзначных чисел | | | | |
111 | Вычитание трехзначных чисел | | | | |
112 | Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание» | | | | |
113 | Виды треугольников: Равнобедренные,равносторонние | | | | |
114 | Повторение «Что узнали? Чему научились | | | | |
115 | Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 1000» | | | | Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 15 ч |
| | | | |
116-117 | Приемы устного умножения и деления | 2 | | | |
118 | Приемы устного умножения и деления | | | | |
119 | Виды треугольников. | | | | |
120-121-122 | Прием письменного умножения на однозначное число | 3 | | | |
123-124-125 | Письменные приемы деления на однозначное число | 3 | | | |
126 | Знакомство с калькулятором. | | | | |
127-128-129 | Повторение «Что узнали? Чему научились» | 3 | | | |
130 | Контрольная работа «Умножение и деление» | | | | Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы |
Повторение 5ч |
131 | Нумерация | | | | |
132 | Сложение и вычитание | | | | |
133 | Умножение и деление | | | | |
134 | Итоговая контрольная работа | | | | Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы |
135 | Приемы письменного умножения и деления | | | | |
Проверка знаний 1ч |
136 | Решение | | | | |
| 136 часов | | | | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
ОШИБКИ:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, неверно записанная краткая запись задачи, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
НЕДОЧЁТЫ:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа;
- если работа выполнена небрежно с множествами помарок и исправлений.
Неаккуратное исправление - недочёт (2 недочёта = 1 ошибка).
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТ, ВКЛЮЧАЮЩИХ В СЕБЯ ПРОВЕРКУ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, СТАВЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОТМЕТКИ:
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочёта;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета.
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок.
ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТ, СОСТОЯЩИХ ТОЛЬКО ИЗ ЗАДАЧ:
Отметка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Отметка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки, но не в решении;
Отметка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета, но не в решении;
Отметка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок.
ПРИ ОЦЕНКЕ: КОМБИНИРОВАННЫХ РАБОТ
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки и 3-4 недочета;
Отметка "2" ставится, если в работе допущены 4-5 ошибок.
ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТ, ВКЛЮЧАЮЩИХ В СЕБЯ РЕШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ НА ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТ, ВКЛЮЧАЮЩИХ В СЕБЯ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
ПРИ ОЦЕНКЕ ЗАДАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертёжный инструмент для измерения или построения геометрических фигур
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, отметка по математике не снижается.
Лист внесения изменений
Дата по журналу, когда была сделана корректировка | Номера уроков, которые были интегрированы | Тема урока, которая стала после интеграции | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |