Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г.о. Серпухов, Московской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 4
Протокол № ___________ ____________Т.В. Литвинова
от «___»__________20__г. Приказ № ________________
«___»_____________20___г.
Рабочая программа
Предмет математика
Уровень базовый
Класс 4 «В»
Всего учебных часов 136 часов (4 часа в неделю)
Учитель Ормоцадзе Ольга Николаевна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы М.И. Моро, С. И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. С целью оптимизации учебного процесса выполнения практической части программы в соответствии с учебным планом предмет информатики и ИКТ интегрируется с предметом математика, так как они находятся в одной образовательной области.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 часов( 34 учебных недели)
описание Ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи:цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа от 1 до 1000 (10ч).
Повторение. Нумерация чисел. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения.Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления. К.р по т «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Анализ к.р. Диаграммы.Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных.
Числа которые больше 1000. (126 часов)
Нумерация
Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Закрепление изученного. Класс миллионов. Класс миллиардов. Что узнали. Чему научились.Странички для любознательных.Наши проекты. Что узнали. Чему научились.
Величины Единицы длины. Километр. Единицы длины. Закрепление изученного. Единицы площади. Кв километр, кВ миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Тонна, центнер. Единицы времени. Определение времени по часам
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. Век. Таблица единиц времени.Что узнали. Чему научились
К.Р. по т»Нумерация. Величины». Анализ к.р. Закрепление изученного
Сложение и вычитание
Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Решение задач и уравнений. Сложение и вычитание величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных. Задачи-рассчёты
Что узнали. Чему научились. Закрепление умения решать задачи изученных видов. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Умножение и деление
Анализ к.р. Умножение и его свойства. Письменные приёмы умножения многозначных чисел. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами0 и 1. Письменные приемы деления. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Закрепление изученного. Решение задач. Письменные приемы деления. Решение задач . Решение задач. Закрепление изученного материала. Контрольная работа за I полугодие т «Умножение и деление на однозначное число». Анализ к.р. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление на однозначное число. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение. Странички для любознательных. Проверочная работа. Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач. Перестановка и группировка множителей. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000
Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились.
К.р по т «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями». Анализ к.р. Наши проекты. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число
Итоговое повторение
Нумерация. Выражения и Уравнение. сложение, вычитание. Арифметические действия: умножение и деление. Порядок выполнения действий.
Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Закрепление. Обобщающий урок.
Перечень обязательных контрольных работ
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Контрольные работы | Проверочные работы | Математический диктант | Проекты |
1. | Повторение Числа от 1 до 1000 | 14 | 0 | 1 | 0 | 0 |
2. | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. | Величины | 16 | 1 | 1 | 1 | 0 |
4. | Сложение и вычитание | 14 | 2 | 1 | 0 | 0 |
5. | Умножение и деление | 77 | 7 | 3 | 5 | 1 |
6. | Итоговое повторение | 10 | 1 | 0 | 2 | 0 |
ИТОГО | | 136 | 12 | 7 | 9 | 2 |
1 триместр | 3 | 4 | 2 | - |
2 триместр | 5 | 2 | 3 | - |
3 триместр | 4 | 1 | 4 | - |
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения математики ученик должен знать:
• последовательность чисел в пределах 100 000;
• таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
• таблицу умножения и деления однозначных чисел;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
виды углов: прямой, острый, тупой;
• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
В результате изучения математики ученик должен уметь:
• уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• пользоваться изученной математической терминологией;
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
• выполнять деление с остатком в пределах ста;
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное, число);
• выполнять вычисления с нулем;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
• выполнять правильность выполненных вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 3 действий);
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
• вычислить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
• сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др);
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
•определения времени по часам (в часах и минутах).
| Компоненты учебно-методического комплекса | Перечень компонентов учебно-методического комплекса |
| Базовый учебник | Учебник «Математика» 4 класс в 2-х частях М.И. Моро , С.И. Волкова , С.В. Степанова –М. : Просвещение 2019 г. |
| Дополнительная литература для учителя и обучающихся | Ситникова Т. Н.,Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике к учебнику М.И. Моро «Математика» 4 класс- М.:ВАКО,2019 Рабочие тетради «Математика» 4 класс в 2-х частях М.И. Моро , С.И. Волкова ,–М. : Просвещение 20149г Контрольно-измерительные материалы по математике 4 класс - М.:ВАКО,2019 |
| Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников | Электронное приложение к учебнику М.И.Моро «Математика 4 класс» |
| Перечень справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ | |
Список литературы
№ п/п | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. 2. 3. 4. | М.И. Моро , С.И. Волкова, С.В. Степанова Ситникова Т.Н.,Яценко И.Ф. М.И. Моро , С.И. Волкова, С.В. Степанова | Учебник «Математика» 4 класс в 2-х частях Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро «Математика» 4 класс Рабочие тетради «Математика» 4 класс в 2-х частях Контрольно-измерительные материалы по математике 4 класс | М.: Просвещение М.:ВАКО М.: Просвещение М.:ВАКО | 2019 2019 2019 2019 |
Календарно - тематическое планирование по дисциплине Математика
4 класс. Всего учебных часов 136 (4 часа в неделю), учебник автора М. И. Моро
№ урока | Тема урока | Количество часов, отведенное на изучение раздела (модуля, темы) | Дата | Форма контроля по завершению изучения данной темы | Учебные пособия и оборудование | Домашнее задание |
по плану | по факту |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (14 часов) |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Нумерация. Счёт предметов. Разряды. Нахождение числа в натуральном ряду. Пифагор древнегреческий математик и философ | 1 | 1 неделя | | Фронтальный опрос | Учебник, тетрадь | с. 5 |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | 1 | 1 неделя | | Фронтальный опрос | Учебник, тетрадь | с. 6- 7 |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. Вычисление суммы трёх слагаемых. | 1 | 1 неделя | | Фронтальный опрос | Учебник, тетрадь, проектор. | с.8 |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. Сравнение выражений. Проверочная работа. | 1 | 1 неделя | | Проверочная работа | Учебник, тетрадь. | с. 9 |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. Решение задач. | 1 | 2 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь | с. 10 |
6 | Свойства умножения. Письменное умножение однозначных чисел на многозначные. | 1 | 2 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь | с.11 |
7 | Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначные. Проверка деления. | 1 | 2 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь | с.12 |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные. Свойства деления числа на 1, и нуля на число. Символика числа 0 (ноль) | 1 | 2 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь | с.13 |
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 3 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь, проектор | с.14 |
10 | Деление трехзначного числа наоднозначное, когда в записи частного есть нуль. Геометрические задачи. Проверочная работа. | 1 | 3 неделя | | Фронтальный опрос. Проверочная работа. | Учебник, тетрадь | с. 15 |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Сбор и представление данных. | 1 | 3 неделя | | Фронтальный опрос | Учебник, тетрадь, проектор. | с.16 - 17 |
12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Подготовка к олимпиаде. | 1 | 3 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь. | с. 18 - 19 |
13 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Странички для любознательных. | 1 | 4 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, тетрадь | с. 18-19 |
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение» | 1 | 4 неделя | | Контрольная работа №1 | Индивидуальные листы | с.19 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 часов) |
15 | Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Выделение количества сотен, десятков, единиц в числе. | 1 | 4 неделя | | Индивидуальный контроль | Проектор, учебник, тетрадь. | с. 23 |
16 | Чтение многозначных чисел. Арифметический диктант.Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 4 неделя | | Арифметический диктант | Проектор, учебник, тетрадь | с. 24 |
17 | Запись многозначных чисел. Выделение количества сотен, десятков, единиц в числе. | 1 | 5 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, рабочая тетрадь. | с. 25 |
18 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Неравенства. Краткие исторические сведения о неравенствах | 1 | 5 неделя | | Фронтальный опрос | Учебник, рабочая тетрадь | с. 26 |
19 | Сравнение многозначных чисел. Группировать числа по заданному признаку. Проверочная работа. | 1 | 5 неделя | | Проверочная работа | Учебник, тетрадь, проектор | с. 27 |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Решение геометрических задач. | 1 | 5 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, раб.тетрадь | с. 28 |
21 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Выражения с двумя переменными. | 1 | 6 неделя | | Фронтальный опрос | Учебник, раб. тетрадь | с. 29 |
22 | Класс миллионов и класс миллиардов. Образование и запись чисел. Проверочная работа № 1 по теме «Нумерация» | 1 | 6 неделя | | Фронтальный отрос. Тест | Учебник, рабочая тетрадь | с. 30 |
23 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город» | 1 | 6 неделя | | Индивидуальный контроль | Творческие работы детей | с. 32 -33 |
24 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 6 неделя | | Индивидуальный контроль, фронтальный опрос | Учебник, рабочая тетрадь | с. 34 |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» | 1 | 7 неделя | | Контрольная работа №2 | Индивидуальные листы по вариантам | с. 35 |
26 | Анализ контрольной работы. | 1 | 7 неделя | | Индивидуальный контроль | Рабочие тетради, учебник | с. 35 |
Величины (13 часов) |
27 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины. Сравнение величин по их числовым значениям. | 1 | 7 неделя | | Индивидуальный контроль, фронтальный опрос. | Учебник, рабочие тетради. Проектор. | с. 37 |
28 | Соотношение между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. | 1 | 7 неделя | | Проверочная работа. Фронтальный опрос | Учебник, рабочие тетради., проектор. | с. 38 |
29 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Совершенствование вычислительных навыков | 1 | 8 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, рабочие тетради. Проектор | с. 39 |
30 | Таблица единиц площади. Сравнение величин. Эволюция мер площади в истории России (X- XX) | 1 | 8 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, рабочие тетради | с. 40 - 41 |
31 | Измерение площади с помощью палетки. Совершенствовать умение решать задачи. | 1 | 8 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебник, рабочие тетради, проектор | с. 43 - 44 |
32 | Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы. Сравнение величин по их числовым значениям. | 1 | 8 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебник, рабочие, тетради | с. 45 -46 |
33 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки. Определение времени по часам. Проверочная работа. | 1 | 9 неделя | | Фронтальный опрос. Проверочная работа | Проектор, учебник, тетради | с. 47 -48 |
34 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. Виды углов в треугольнике. | 1 | 9 неделя | | Индивидуальный контроль, фронтальный опрос | Учебник, тетрадь | с. 49 |
35 | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» | 1 | 9 неделя | | Контроль знаний | Индивидуальные листы по вариантам | с. 49 - 50 |
36 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица времени – секунда. | 1 | 9 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 50 |
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) (3 часа) |
37 | Единица времени – век. Таблица единиц времени. Решение задач с терминами «цена», «количество», «стоимость». Возникновение и развитие способов измерения времени. | 1 | 10 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с .51- 52 |
38 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 10 неделя | | Индивидуальные листы с заданиями. | Учебные пособия | с. 52-55 |
39 | Контрольная работа №4 по теме «Величины» | 1 | 10 неделя | | Контрольная работа №4 | Индивидуальные листы по вариантам | с. 55 |
Сложение и вычитание (14 часов) |
40 | Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений. Рациональные приёмы вычислений. | 1 | 10 неделя | | Индивидуальный контроль., фронтальный опрос | Учебные пособия | с. 56 58 |
41 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032. Проверка деления с остатком. | 1 | 11 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 60 -61 |
42 | Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений. Арифметический диктант. | 1 | 11 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 62 |
43 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Решение уравнений. | 1 | 11 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 63 |
44 | Нахождение нескольких долей целого. Совершенствование устных и письменных вычислительных навыков. Софья Ковалевская Первая женщина в России, ставшая профессором математики. | 1 | 11 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 64 |
45 | Нахождение нескольких долей целого. Решение задач. Проверка деления с остатком. | 1 | 12 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 65 |
46 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. Составление и решение уравнений. | 1 | 12 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 66 |
47 | Сложение и вычитание значений величин. Периметр и площадь треугольника. | 1 | 12 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебные пособия | с.67 |
48 | Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 12 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 68 |
49 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа | 1 | 13 неделя | | Индивидуальный контроль | Листы с заданиями индивидуального подхода | с. 69 |
50 | Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. Задачи-расчёты. | 1 | 13 неделя | | Фронтальный опрос | Учебные пособия. | с. 70 - 73 |
51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Математическая викторина. | 1 | 13 неделя | | Тест | Учебные пособия | с.74 - 75 |
52 | Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | 13 неделя | | Контрольная работа №5 | Листы с заданиями по вариантам. | с. 73 |
53 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | 14 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 72-73 |
Умножение и деление (11 часов) |
54 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 . Нахождение значений буквенных выражений. | 1 | 14 неделя | | Фронтальный опрос | Учебные пособия, проектор | с. 76 |
55 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. Умножение именованного числа на однозначное. | 1 | 14 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 77 |
56 | Умножение на 0 и 1. Запись выражения и нахождение его значения. | 1 | 14 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Проектор. Учебные пособия | с. 77 - 78 |
57 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | 15 неделя | | Индивидуальный контроль. Математический диктант | Учебные пособия | с. 79 |
58 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение уравнений. Любопытные факты о математике. | 1 | 15 неделя | | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 80 |
59 | Деление многозначного числа на однозначное. Деление с числами 0 и 1. | 1 | 15 неделя | | Индивидуальный контроль. Промежуточная диагностика | Учебные пособия | с. 81 |
60 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. Алгоритм деления.Проверочнаяработа | 1 | 15 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 82 |
61 | Контрольная работа № 6 за 2 четверть. | 1 | 16 неделя | | Контрольная работа №6 | Листы с заданиями по вариантам | с. 82 -83 |
62 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | 16 неделя | | Фронтальный опрос | Учебные пособия | с. 83 |
63 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 16 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 82-83 |
64 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. Решение задач. | 1 | 16 неделя | | Фронтальный опрос | Учебное пособие | с. 84 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (41 часов) |
65 | Решение задач на пропорциональное деление. Деление многозначного числа на однозначное. Математика в жизни человека. Интересные факты. | 1 | 17 неделя | | Индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 85 |
66 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. Нахождение периметра квадрата. | 1 | 17 неделя | | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | Учебные пособия | с. 86 |
67 | Решение задач на пропорциональное деление. Проверка вычислений. | 1 | 17 неделя | | Индивидуальный опрос | Учебное пособие | с. 86 |
68 | Деление многозначного числа на однозначное. Геометрические задачи. | 1 | 17 неделя | | Индивидуальный опрос | Учебное пособие | с. 87 |
69 | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа № 2 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | 18 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 90 |
70 | Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | 18 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 91, 92 |
71 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | 18 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | |
72 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач. Задачи в картинках. Проектная работа. | 1 | 18 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | Индивидуальные задания на карточках |
73 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Нахождение значений буквенных и числовых выражений. | 1 | 19 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 4 |
74 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение. | 1 | 19 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 5 |
75 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Перевод одних единицы длины, массы, времени, площади в другие. | 1 | 19 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 6 |
76 | Решение задач на движение. Составление задачи по чертежу на одновременное встречное движение. | 1 | 19 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 7 |
77 | Странички для любознательных. Проверочная работа № 3 по теме «Скорость. Время. Расстояние» | 1 | 20 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 10 |
78 | Умножение числа на произведение. Сравнение результатов вычислений. | 1 | 20 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 12 |
79 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Решение уравнений. Решение нетрадиционных задач. | 1 | 20 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 13 |
80 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Сравнение именованных чисел. | 1 | 20 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 14 |
81 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач на движение. | 1 | 21 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 15 |
82 | Решение задач на одновременное встречное движение. Выполнение схематических чертежей. | 1 | 21 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 16 |
83 | Перестановка и группировка множителей. Совершенствовать вычислительные навыки. | 1 | 21 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 17 |
84 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» | 1 | 21 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 21 |
85 | Контрольная работа №8 за I полугодие. | 1 | 22 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | |
86 | Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение Галерея великих математиков | 1 | 22 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 25 |
87 | Деление числа на произведение разными способами. | 1 | 22 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 25 |
88 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000.Составление и решение уравнений. | 1 | 22 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 26 |
89 | Составление и решение задач, обратных данной. Нахождение четвёртого пропорционального | 1 | 23 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 27 |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Деление с остатком | 1 | 23 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с . 28 |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки. | 1 | 23 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 29 |
92 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач. | 1 | 23 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 30 |
93 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Деление с остатком. История калькулятора. | 1 | 24 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 31 |
94 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. Совершенствовать вычислительные навыки. | 1 | 24 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 31 |
95 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки. | 1 | 24 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 32 |
96 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки. | 1 | 24 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 33 |
97 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 25 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 34 |
98 | Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. | 1 | 25 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 35-36 |
99 | Контрольная работа № 9 за 3 четверть. | 1 | 25 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | |
100 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму. | 1 | 25 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 42 |
101 | Умножение числа на сумму разными способами. Свойства умножения. | 1 | 26 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 43 |
102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное число. Решение задач на движение | 1 | 26 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 44 |
103 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. Решение уравнений. | 1 | 26 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 45 |
104 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Преобразования единиц измерения | 1 | 26 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 46 |
105 | Решение текстовых задач. Совершенствование вычислительных навыков. История возникновения чисел. | 1 | 27 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 47 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (25 часов) |
106 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Решение задач на движение. | 1 | 27 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 48 |
107 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Геометрические задачи. | 1 | 27 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 49 |
108 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Составление и решение уравнений. | 1 | 27 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 50 |
109 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 28 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 51 |
110 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 28 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 55, 56 |
111 | Контрольная работа №10 по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число». | 1 | 28 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 53, 56 |
112 | Анализ контрольной работы. Письменное деление многозначного числа на двузначное. Кто изобрёл интернет. | 1 | 28 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 57 |
113 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком. Составление и решение уравнений. | 1 | 29 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 58 |
114 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 29 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 59 |
115 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Решение задач изученных видов. | 1 | 29 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 60 |
116 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. Решение уравнений. | 1 | 29 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 61 |
117 | Деление многозначного числа на двузначное. Преобразование именованных чисел. | 1 | 30 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 62 |
118 | Решение задач. Вычитание и сложение именованных величин. | 1 | 30 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 62 |
119 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Задачи на тему «Вредные привычки». | 1 | 30 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 64 |
120 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. Решение задач и уравнений. | 1 | 30 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 65 |
121 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). Решение задач с величинами «производительность», « время», « работа». | 1 | 31 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 66 |
122 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 31 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 67-71 |
123 | Контрольная работа № 11 по теме «Деление на двузначное число». | 1 | 31 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | |
124 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа натрёхзначное. | 1 | 31 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 72 |
125 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. Решение задач на движение. Жизнь и творческая биография Н.И.Лобачевского. | 1 | 32 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 73 |
126 | Деление на трёхзначное число. Сравнение числовых выражений. | 1 | 32 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 74 |
127 | Проверка умножения делением и деления умножением. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | 32 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 75 |
128 | Проверка деления с остатком. Решение уравнений. | 1 | 32 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 76 |
129 | Проверка деления. Виды углов. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». | 1 | 33 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 77 |
130 | Контрольная работа № 12 за год. | 1 | 33 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | |
Итоговое повторение (10 часов) |
131 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Нумерация. Выражения и уравнения. | 1 | 33 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | Индивидуальные задания на карточках |
132 | Арифметические действия. Порядок выполнения действий. | 1 | 33 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 88 |
133 | Арифметические действия. Порядок выполнения действий. | 1 | 34 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 90 |
134-136 | Величины. | 1 | 34 неделя | | Индивидуальный опрос. | Учебное пособие | с. 93 |
*** дополнения, выделенные курсивом, соответствуют Программе воспитания МБОУ СОШ №4