МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКОУ "Даркушказмалярская СОШ"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Исламова И.К Протокол №1 от 30.08.2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ________________________ Халилова Г.А. Протокол №1 от 30.08.2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Шерифов Х.Д. Протокол №1 от 30.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
2 «Б» класс
Учитель: Исламова И.К.
2020 - 2021 учебный год
с. Даркушказмаляр
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Постановление главного государственного врача РФ от 29.12.10 №189 об утверждении Сан Пин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Математика: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. перераб. — М. : Просвещение, 2019.
8) Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Устава МКОУ СОШ №1;
Учебного плана на 2020-2021 учебный год;
ООП ФГОС НОО МКОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год
Календарного графика МКОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год
Общие цели учебного предмета
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на 2020-2021 уч. год рабочая программа рассчитана на 140 ч в год при 4 часах в неделю (по плану - 140 ч., по факту - 134 ч., т.к. 6 уроков выпадает на праздничные дни (04.11, 22.02, 23.02, 08.03, 03.05, 10.05). Выполнение программы будет произведено за счёт резерва уроков).
Учебно-методическое обеспечение
Книгопечатная продукция
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
Математика: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. перераб. — М. : Просвещение, 2017.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. М.: Просвещение, 2011.- 80 с.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019 г.
Моро М.И., Волкова С.И.. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019 г.
С. И. Волкова. Математика 2 класс. Проверочные работы.М.: Просвещение, 2019 г.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.-464 с.
Буденая И.О., Илюшин Л. С. Математика. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2018 г.
Бантова М. А., Бельтюкова М. А., Степанова С. В. Математика. Методические рекомендации 2 класс. М.: Просвещение, 2016 г.
Волкова С. И. Контрольные работы по математике 1-4 классы.М.: Просвещение, 2014 г.
Технические средства обучения
Интерактивная доска.
Компьютер педагога
Проектор.
Электронные пособия
Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 2 класс
Интернет ресурсы:
1. .http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2. http://www.n-shkola.ru/ - Журнал «Начальная школа»
3. www.k-yroku.ru - Учительский портал
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение / уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её
или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения • длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм;
читать и записывать значение величины • время, используя изученные единицы измерения этой величины(час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин;
определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
использовать термины уравнение, буквенное выражение.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий умножения и деления;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок; составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи, используя общий план работы над задачей, проверять решение задач указанным способом.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
читать и записывать значения • длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 2—5 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
проводить логические рассуждения и делать выводы.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах,
определяя правило составления таблиц;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)
4 ч резерв
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими
Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты.
Всемирный день математики.
Неделя математики
Модуль «Школьный урок» для НОО
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Предмет | Реализация программы воспитания |
Математика и информатика | Уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях; содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность. |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов. Письменная проверка знаний, умений и навыков. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок; При оценке работ, состоящих только из задач: Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок; Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки; Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок; При оценке комбинированных работ: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий: считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение уравнений: считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом: считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Оценка устных ответов. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов. Оценка "5" ставится ученику, если он: при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; производит вычисления правильно и достаточно быстро; умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); правильно выполняет практические задания. Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но: ученик допускает отдельные неточности в формулировках; не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя. Итоговая оценка знаний, умений и навыков Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно. Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе. |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п / п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Контрольные работы |
1. | «Числа от 1 до 100». «Нумерация» | 18 часов | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | Контрольная работа №1, №2 |
2. | «Числа от 1 до 100». «Сложение и вычитание» (устные вычисления). | 48 часов | Всемирный день математики. Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | Контрольная работа №3, №4, №5. |
3. | «Числа от 1 до 100». «Сложение и вычитание» (письменные вычисления) | 27 часов | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | Контрольная работа №6 |
4. | «Числа от 1 до 100» «Умножение и деление» | 25 часов | Неделя математики Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | Контрольная работа №7, №8. |
5. | Табличное умножение и деление. Повторение изученного во 2 классе | 18 часов | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | Контрольная работа №9 |
| Итого | 136 ч | | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Календарные сроки |
План | Факт |
1 четверть (33 часа) |
Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч) |
1-2 | Числа от 1 до 20. | 2 | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 2.09 3.09 | |
3. | Десятки. Счёт десятками до 100 | 1 | 6.09 | |
4. | Числа от 11 до 100. Образование чисел | 1 | 7.09 | |
5. | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр | 1 | 9.09 | |
6. | Однозначные и двузначные числа. | 1 | 10.09 | |
7. | Единица измерения длины – миллиметр. | 1 | 13.09 | |
8. | Единица измерения длины – миллиметр. Закрепление. | 1 | 14.09 | |
9 | Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе» | 1 | 16.09 | |
10 | Анализ контрольной работы. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | 20.09 | |
11 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 21.09 | |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5 ,35 – 30 ,35 – 5 | 1 | 23.09 | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | 24.09 | |
14 | Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними. | 1 | 27.09 | |
15 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Закрепление | 1 | 28.09 | |
16 | Повторение пройденного Что узнали. Чему научились. | 1 | 30.09 | |
17 | Контрольная работа №2 по теме « Нумерация чисел от 1 до 100.» | 1 | 1.10 | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | 4.10 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (47ч) |
19 | Задачи, обратные данной | 1 | | 5.10 | |
20 | Сумма и разность отрезков | 1 | 7.10 | |
21 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | 8.10 | |
22 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | 11.10 | |
23 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 12.10 | |
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 | | 14.10 | |
25 | Длина ломаной. | 1 | Всемирный день математики | 15.10 | |
26 | Закрепление изученного. | 1 | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) | 18.10 | |
27 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | 19.10 | |
28 | Числовые выражения. | 1 | 21.10 | |
29 | Сравнение числовых выражений. | 1 | 22.10 | |
30 | Периметр многоугольника | 1 | 25.10 | |
31 | Свойства сложения | 1 | 26.10 | |
32 | Свойства сложения. Закрепление | 1 | 28.10 | |
33 | Закрепление изученного | 1 | 29.10 | |
2 четверть (33 часа) |
34-35 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | 2 | | 9.11 11.11 | |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | 12.11 | |
37 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде | 1 | Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. | 15.11 | |
38 | Подготовка к изучению устных приёмов вычислений | 1 | Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 16.11 | |
39 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2 , 36 + 20 | 1 | 18.11 | |
40 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2 , 36 – 20 | 1 | 19.11 | |
41 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 4 | 1 | 22.11 | |
42 | Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 | 1 | 23.11 | |
43 | Приём вычисления для случаев вида 60 – 24 | 1 | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 25.11 | |
44-46 | Закрепление изученного. Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 3 | 26.11 29.11 30.11 | |
47 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 | 1 | 2.12 | |
48 | Приём вычисления для случаев вида 35 – 7 | 1 | 3.12 | |
49-50 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» | 2 | 6.12 7.12 | |
51-52 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 2 | 9.12 10.12 | |
53 | Контрольная работа №4 по теме « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | 13.12 | |
54 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения | 1 | 14.12 | |
55 | Буквенные выражения. Закрепление | 1 | 16.12 | |
56 | Буквенные выражения. Закрепление | 1 | 17.12 | |
57 | Знакомство с уравнениями. Решение уравнений методом подбора | 1 | 20.12 | |
58-59 | Уравнение. Закрепление | 2 | 21.12 23.12 | |
60 | Проверка сложения. | 1 | 24.12 | |
61 | Проверка вычитания. | 1 | 27.12 | |
62 | Проверка сложения и вычитания. Закрепление | 1 | 28.12 | |
63 | Закрепление изученного | 1 | 30.12 | |
64 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | 31.12 | |
65 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
66 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | | |
3 четверть (37 часов) |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления) (29ч) |
67 | Письменный прием сложения вида 45 + 23 | 1 | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 11.01 | |
68 | Письменный прием вычитания вида 57 – 26 | 1 | 13.01 | |
69 | Проверка сложения и вычитания | 1 | 14.01 | |
70 | Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания | 1 | 17.01 | |
71 | Угол. Виды углов. | 1 | 18.01 | |
72 | Закрепление изученного | 1 | 20.01 | |
73 | Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48 | 1 | 21.01 | |
74 | Письменный прием сложения вида 37 + 53 | 1 | 24.01 | |
75 | Многоугольники | 1 | 25.01 | |
76 | Прямоугольник. Закрепление изученного | 1 | 27.01 | |
77 | Письменный прием сложения вида 87 + 13 | 1 | 28.01 | |
78 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | 31.01 | |
79 | Письменный прием вычитания в случаях вида 32+8, 40 – 8 | 1 | 1.02 | |
| | | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) | | |
80 | Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24 | 1 | 3.02 | |
81-82 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 4.02 7.02 | |
83 | Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». | 1 | День российской науки | 8.02 | |
84 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 10.02 | |
85 | Письменный прием вычитания вида 52–24. | 1 | 11.02 | |
86-87 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 2 | 14.02 15.02 | |
88 | Свойства противоположных сторон прямоугольника | 1 | 17.02 | |
89 | Закрепление изученного | 1 | 18.02 | |
90 | Квадрат | 1 | 21.02 | |
91 | Квадрат. Закрепление | 1 | 22.02 | |
92 | Наши проекты. Оригами | 1 | Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. | 24.02 | |
93 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | 25.02 | |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (25ч) |
94 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | | 28.02 | |
95 | Конкретный смысл действия умножения. Закрепление | 1 | 1.03 | |
96 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 | 3.03 | |
97 | Решение задач, раскрывающих | 1 | 4.03 | |
| конкретный смысл действия умножения. | | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) | | |
98 | Периметр многоугольника | 1 | 10.03 | |
99 | Приёмы умножения единицы и нуля | 1 | 11.03 | |
100 | Название компонентов и результата умножения | 1 | Неделя математики | 14.03 | |
101 | Закрепление изученного по теме «Умножение». Решение задач | 1 | 15.03 | |
102 | Переместительное свойство умножения | 1 | 17.03 | |
103 | Переместительное свойство умножения. Закрепление. Развивать логическое мышление и навыки счета | 1 | 18.03 | |
4 четверть (33 часа) |
104 | Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) | 1 | Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 1.04 | |
105 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление | 1 | 4.04 | |
106 | Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части) | 1 | 5.04 | |
107 | Закрепление изученного | 1 | 7.04 | |
108 | Название компонентов и результата деления | 1 | 8.04 | |
109 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | 11.04 | |
110 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление» | 1 | 12.04 | |
111 | Умножение и деление. Закрепление | 1 | 14.04 | |
112 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | 15.04 | |
113 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | 18.04 | |
114 | Приёмы умножения и деления | 1 | 19.04 | |
| на 10 | | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) | | |
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | 21.04 | |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | 22.04 | |
117 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | 25.04 | |
118 | Контрольная работа№8 по теме «Умножение и деление» | 1 | 26.04 | |
Табличное умножение и деление (18ч) |
119-120 | Умножение числа 2 и на 2. | 2 | Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в течение года) | 28.04 29.04 | |
121 | Приемы умножения числа 2 | 1 | 3.05 | |
122 | Деление на 2. | 1 | 5.05 | |
123 | Деление на 2. Закрепление | 1 | 6.05 | |
124 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | 10.05 | |
125-126 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились | 2 | 12.05 13.05 | |
127-128 | Умножение числа 3 и на 3. | 2 | 16.05 17.05 | |
129-130 | Деление на 3 | 2 | 19.05 20.05 | |
131 | Закрепление изученного. | 1 | 23.05 | |
132- 133 | Что узнали. Чему научились | 2 | 24.05 26.05 | |
134 | Итоговая контрольная работа №9. | 1 | 27.05 | |
135-136 | Что узнали. Чему научились во 2 классе | 2 | 30.05 31.05 | |