Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Согласовано Школьным МО Руководитель ШМО __________/________________/ Протокол №___от _____2016 г | Принята Педагогическим советом школы Протокол №___ от _________2016г | Утверждаю Директор школы _____________О.А.Умрихина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МАТЕМАТИКА»
на 2016-2019 уч. год
Уровень образования 7-9 классы
Количество часов по программе:
в 7 классе 170 ч (5 ч в неделю) в 8 классе 170 ч (5 ч в неделю) в 9 классе 170 ч (5 ч в неделю) |
Составлена на основе авторской программы Дорофеева Г.В., издательство «Просвещение», Москва, 2016г (алгебра) и авторской программы Бутузова В.Ф., издательство «Просвещение», Москва, 2011г (геометрия)
Составитель:
Умрихина О.А.
учитель математики
с. Леньки
2016г.
Содержание:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Лист внесения изменений
Планируемые результаты освоения учебного предмета
АЛГЕБРА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
м
1
2
3
4
5
6
7
етапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ В 7-9 КЛАССАХ
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Выпускник научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
УРАВНЕНИЯ
Выпускник научится:
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Выпускник научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
КОМБИНАТОРИКА
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
ГЕОМЕТРИЯ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; 7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, ко- ординаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета
АЛГЕБРА
АРИФМЕТИКА
Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение
, где т — целое число, n — натуральное. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.
Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя — степени десяти в записи числа. Приближённое значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений.
АЛГЕБРА
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.
Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства.
Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.
ФУНКЦИИ
Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, её график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций y = yfy , y = Vx , у = | x |.
Числовые последовательности. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА
Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании.
Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события.
Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновоз- можность событий. Классическое определение вероятности.
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
ЛОГИКА И МНОЖЕСТВА
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера — Венна.
Элементы логики. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. X. Абель, Э. Галуа.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А. Н. Колмогоров.
ГЕОМЕТРИЯ
Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку. Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника. Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на n равных частей. Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника. Длина окружности, число π; длина дуги окружности. Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности. Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение век- тора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или.
Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Тематическое планирование
АЛГЕБРА
№ раздела | Наименование раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1 | Дроби и проценты | 11 | 1 |
2 | Прямая и обратная пропорциональность | 8 | 1 |
3 | Введение в алгебру | 9 | 1 |
4 | Уравнения | 10 | 1 |
5 | Координаты и графики | 10 | 1 |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 10 | 1 |
7 | Многочлены | 16 | 1 |
8 | Разложение многочленов на множители | 16 | 1 |
9 | Частота и вероятность | 7 | 1 |
| Повторение | 5 | 1 |
| Итого | 102 | 10 |
ГЕОМЕТРИЯ |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач | 10 | |
| Итого | 68 | 5 |
Поурочный тематический план
АЛГЕБРА-7
(3 часа в неделю, всего 102 часа)
Сроки (недели) | № урока | Тема урока | Количество часов |
Глава 1. Дроби и проценты (11ч) |
1 | 1 | Сравнение дробей | 1 |
2 | 2 | Сравнение дробей | 1 |
| 3 | Вычисления с рациональными числами | 1 |
| 4 | Вычисления с рациональными числами | 1 |
3 | 5 | Степень с натуральным показателем | 1 |
| 6 | Степень с натуральным показателем | 1 |
| 7 | Задачи на проценты | 1 |
4 | 8 | Статистические характеристики | 1 |
| 9 | Статистические характеристики | 1 |
| 10 | Подготовка к контрольной работе «Дроби и проценты» | 1 |
5 | 11 | Контрольная работа «Дроби и проценты» | 1 |
Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность (8ч) |
| 12 | Зависимости и формулы | 1 |
| 13 | Прямая пропорциональность | 1 |
6 | 14 | Обратная пропорциональность | 1 |
| 15 | Пропорции. Решение задач с помощью пропорций | 1 |
| 16 | Пропорции. Решение задач с помощью пропорций | 1 |
7 | 17 | Пропорциональное деление | 1 |
| 18 | Подготовка к контрольной работе «Прямая и обратная пропорциональность» | 1 |
| 19 | Контрольная работа «Прямая и обратная пропорциональность» | 1 |
Глава 3. Введение в алгебру (9ч) |
8 | 20 | Буквенная запись свойств действий над числами | 1 |
| 21 | Преобразование буквенных выражений | 1 |
| 22 | Преобразование буквенных выражений | 1 |
9 | 23 | Раскрытие скобок | 1 |
| 24 | Приведение подобных слагаемых | 1 |
| 25 | Приведение подобных слагаемых | 1 |
10 | 26 | Приведение подобных слагаемых | 1 |
| 27 | Подготовка к контрольной работе «Введение в алгебру» | 1 |
| 28 | Контрольная работа «Введение в алгебру» | 1 |
Глава 4. Уравнения (10ч) |
11 | 29 | Алгебраический способ решения задач | 1 |
| 30 | Алгебраический способ решения задач | 1 |
| 31 | Корни уравнения | 1 |
12 | 32 | Решение уравнений | 1 |
| 33 | Решение уравнений | 1 |
| 34 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
13 | 35 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
| 36 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
| 37 | Подготовка к контрольной работе «Уравнения» | 1 |
14 | 38 | Контрольная работа «Уравнения» | 1 |
Глава 5. Координаты и графики (10ч) |
| 39 | Множества точек на координатной прямой | 1 |
| 40 | Расстояния между точками координатной прямой | 1 |
15 | 41 | Множества точек на координатной плоскости | 1 |
| 42 | Графики | 1 |
| 43 | Графики | 1 |
16 | 44 | Графики | 1 |
| 45 | Ещё несколько важных графиков | 1 |
| 46 | Графики вокруг нас | 1 |
17 | 47 | Подготовка к контрольной работе «Координаты и графики» | 1 |
| 48 | Контрольная работа «Координаты и графики» | 1 |
Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем (10ч) |
18 | 49 | Произведение и частное степеней | 1 |
| 50 | Произведение и частное степеней | 1 |
19 | 51 | Степень степени, произведения и дроби | 1 |
| 52 | Степень степени, произведения и дроби | 1 |
| 53 | Решение комбинаторных задач | 1 |
20 | 54 | Решение комбинаторных задач | 1 |
| 55 | Перестановки | 1 |
| 56 | Перестановки | 1 |
21 | 57 | Подготовка к контрольной работе «Свойства степени с натуральным показателем» | 1 |
| 58 | Контрольная работа «Свойства степени с натуральным показателем» | 1 |
Глава 7. Многочлены (16ч) |
| 59 | Одночлены и многочлены | 1 |
22 | 60 | Сложение и вычитание многочленов | 1 |
| 61 | Сложение и вычитание многочленов | 1 |
| 62 | Умножение одночлена на многочлен | 1 |
23 | 63 | Умножение одночлена на многочлен | 1 |
| 64 | Умножение многочлена на многочлен | 1 |
| 65 | Умножение многочлена на многочлен | 1 |
24 | 66 | Умножение многочлена на многочлен | 1 |
| 67 | Умножение многочлена на многочлен | 1 |
| 68 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 |
25 | 69 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 |
| 70 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 |
| 71 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 |
26 | 72 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 |
| 73 | Подготовка к контрольной работе «Многочлены» | 1 |
| 74 | Контрольная работа «Многочлены» | 1 |
Глава 8. Разложение многочленов на множители (16ч) |
27 | 75 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 |
| 76 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 |
| 77 | Способ группировки | 1 |
28 | 78 | Способ группировки | 1 |
| 79 | Формула разности квадратов | 1 |
29 | 80 | Формула разности квадратов | 1 |
| 81 | Формулы разности и суммы кубов | 1 |
| 82 | Формулы разности и суммы кубов | 1 |
30 | 83 | Разложение на множители с применением нескольких способов | 1 |
| 84 | Разложение на множители с применением нескольких способов | 1 |
| 85 | Разложение на множители с применением нескольких способов | 1 |
31 | 86 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | 1 |
| 87 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | 1 |
| 88 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | 1 |
32 | 89 | Подготовка к контрольной работе «Разложение многочленов на множители» | 1 |
| 90 | Контрольная работа «Разложение многочленов на множители» | 1 |
Глава 9. Частота и вероятность (7ч) |
| 91 | Случайные события | 1 |
33 | 92 | Частота случайного события | 1 |
| 93 | Частота случайного события | 1 |
| 94 | Вероятность случайного события | 1 |
34 | 95 | Вероятность случайного события | 1 |
| 96 | Подготовка к контрольной работе «Частота и вероятность» | 1 |
| 97 | Контрольная работа «Частота и вероятность» | 1 |
Повторение (5ч) |
35 | 98 | Повторение. Прямая и обратная пропорциональность. Уравнения. | 1 |
| 99 | Повторение. Координаты и графики. | 1 |
36 | 100 | Повторение. Свойства степени с натуральным показателем. | 1 |
| 101 | Повторение. Многочлены. | 1 |
| 102 | Контрольная работа «Итоговая» | 1 |
Поурочный тематический план
ГЕОМЕТРИЯ-7
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Сроки (недели) | № урока | Тема урока | Количество часов |
Глава 1. Начальные геометрические сведения (10ч) |
1 | 1 | Прямая и отрезок. | 1 |
2 | 2 | Луч и угол. | 1 |
| 3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 |
3 | 4 | Измерение отрезков | 1 |
| 5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 |
4 | 6 | Измерение углов | 1 |
| 7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 |
5 | 8 | Перпендикулярные прямые. | 1 |
| 9 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 |
6 | 10 | Контрольная работа «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Глава 2. Треугольники (17 ч) |
| 11 | Треугольники | 1 |
7 | 12 | Первый признак равенства треугольников | 1 |
| 13 | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 1 |
8 | 14 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | 1 |
| 15 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 |
9 | 16 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 |
| 17 | Второй признак равенства треугольников | 1 |
10 | 18 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 |
| 19 | Третий признак равенства треугольников | 1 |
11 | 20 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
| 21 | Окружность | 1 |
12 | 22 | Примеры задач на построение. | 1 |
| 23 | Задачи на построение. | 1 |
13 | 24 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | 1 |
| 25 | Решение задач по теме «Треугольники» | 1 |
14 | 26 | Решение задач по теме «Треугольники» | 1 |
| 27 | Контрольная работа «Треугольники» | 1 |
Глава 3. Параллельные прямые (13 ч) |
15 | 28 | Определение параллельных прямых | 1 |
| 29 | Признаки параллельности двух прямых | 1 |
16 | 30 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 |
| 31 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 |
17 | 32 | Аксиома параллельных прямых | 1 |
18 | 33 | Свойства параллельных прямых | 1 |
19 | 34 | Свойства параллельных прямых | 1 |
| 35 | Аксиома параллельных прямых | 1 |
20 | 36 | Аксиома параллельных прямых | 1 |
| 37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
21 | 38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
| 39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
22 | 40 | Контрольная работа «Параллельные прямые» | 1 |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) |
| 41 | Сумма углов треугольника | 1 |
23 | 42 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 |
| 43 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 |
24 | 44 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| 45 | Неравенство треугольника | 1 |
25 | 46 | Контрольная работа « Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 |
26 | 47 | Прямоугольные треугольники и их свойства | 1 |
| 48 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | 1 |
27 | 49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 |
| 50 | Прямоугольные треугольники. Решение задач | 1 |
28 | 51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 |
| 52 | Построение треугольника по трём элементам | 1 |
29 | 53 | Построение треугольника по трём элементам | 1 |
| 54 | Построение треугольника по трём элементам | 1 |
30 | 55 | Решение задач на построение | 1 |
| 56 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 |
31 | 57 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 |
| 58 | Контрольная работа «Прямоугольные треугольники» | 1 |
Повторение. Решение задач (10 ч) |
32 | 59 | Итоговое повторение. Начальные геометрические сведения | 1 |
| 60 | Начальные геометрические сведения | 1 |
33 | 61 | Признаки равенства треугольников. | 1 |
| 62 | Равнобедренный треугольник | 1 |
34 | 63 | Параллельные прямые | 1 |
| 64 | Параллельные прямые | 1 |
35 | 65 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
| 66 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
36 | 67 | Задачи на построение | 1 |
| 68 | Задачи на построение | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | № урока | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения урока | Причина | Обоснование (дата, № приказа) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |